Структура расходов и доходов бюджета территорий
p> К сожалению, ни один регион не сформулировал для себя обозначенной выше задачи, хотя в некоторых из них (например, в Москве) существуют благоприятные условия для созидательной деятельности. Относительное благополучие Москвы основывается на преимуществах, вытекающих для нее как столицы.

Как добиться, чтобы личные денежные вклады превратились в инвестиции?
Это зависит не столько от банков, сколько от администрации региона.
Недопустимо брать деньги у банков на латание бюджетных дыр, на потребление посредством ценных бумаг типа государственных краткосрочных облигаций и облигаций федерального займа. Как показали события 17 августа 1998 г., государство может в любой момент ухудшить условия выкупа ценных бумаг, ликвидировать договоренности и подорвать позиции и банков, и вкладчиков.
Поэтому население и держит на руках доллары, опасаясь, что через ценные бумаги государство «проело» бы и их, не оставив ничего для подъема производства.

Администрация региона должна вместе с банками размещать привлеченные денежные средства, во-первых, в производство, во-вторых, на своей территории. Предприниматели и банкиры в известной степени поменяются ролями. Теперь уже банкиры вместе с местными властями станут искать предпринимателей и предлагать им кредиты на приемлемых условиях.

Вообще администрациям необходимо строить свое отношение к привлечению инвестиций как важнейшему каналу повышения доходности территории по следующим направлениям.

Первое направление – создание привлекательного инвестиционного климата именно для инвесторов, а не для решения собственных проблем.

Одно из самых распространенных действий в этом направлении – освобождение инвесторов от части налогов. Таким путем идут многие зарубежные страны. Этот же путь весьма успешно был использован в Новгороде.
Хотя область имеет низкую инвестиционную привлекательность. Тем не менее,
Новгород вышел на второе место в стране по фактическому количеству привлеченных прямых инвестиций. Это стало возможным за счет последовательного проведения политики резкого снижения налогового бремени.
Фирмы, осуществляющие прямые инвестиции в производство, ведущие производственную деятельность или осуществляющие строительство и зарегистрированные на территории области (города) освобождаются от уплаты всех налогов в местные бюджеты на срок до полной окупаемости вложенных средств.

Очевидно, на какой-то период местный бюджет теряет средства, но важно, что в этот же период идет создание дополнительных рабочих мест, наращивание объемов выпуска продукции, и, тем самым, активизация хозяйственной деятельности. После завершения срока окупаемости инвестиционных вложений, налоговые льготы перестают действовать и в бюджеты начинают поступать налоги.

Кроме этого осуществляются и другие налоговые льготы. Например, в особо депрессивных районах администрация на какой-то период может компенсировать некоторые налоги, уплачиваемые и в федеральный бюджет; также освобождаются от части налогов доходы банков, направляемые на прямые инвестиции, и затраты предприятий и фирм на маркетинг. Возможны и другие льготы для предприятий, притягивающих или получающих прямые инвестиции.

Важной составляющей снижения инвестиционного риска является введение правила о не ухудшении стартовых условий инвестора, закрепленных в договоре с ним. Если, например, в течение определенного в договоре периода появляются федеральные законы, ухудшающие налоговый климат, то администрация берет на себя компенсацию этого ухудшения из своего бюджета.

Второе направление – отказ от навязывания инвесторам видов деятельности и объектов инвестирования. Местные органы власти могут иметь собственные планы по развитию города и экономическим приоритетам. Однако инвесторы имеют свои интересы, особенно в таких странах как Россия, с повышенным инвестиционным риском и слабым развитием инфраструктуры.

Мировая практика показывает, что первыми инвестируют в территорию те, кто стремится получить максимальную прибыль с минимальными затратами. Это, как правило, товары массового потребления, пищевые продукты и тому подобное.

Третье направление – инвестиционный маркетинг. Сами собой инвесторы не приходят. Их должен кто-то привести. Наиболее эффективный путь для этого – создание специальной технологической системы и службы привлечения инвестиций.

Только одновременные взаимосогласованные усилия по маркетингу, улучшению экономической среды и созданию благоприятного инвестиционного климата, полностью удовлетворяющего интересы инвесторов, дают возможность выиграть в жесткой конкурентной борьбе регионов за прямые инвестиции, и тем самым обеспечить повышение доходности территории.

Все без исключения перечисленные выше мероприятия нуждаются в совершенствовании законодательной базы. В настоящее время законы РФ и, особенно, Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в
РФ», позволяют эффективно использовать инструмент местного законодательства для решения экономических задач развития территорий. Главной идеей, объединяющим всю законотворческую деятельность на местном уровне, должно стать придание территории каких-либо специфических черт, выделяющих ее из круга других, конкурирующих с ней территорий. Эти особенности должны обеспечить привлекательность территории для прямого инвестирования.

2.5 Неналоговые поступления.

Кроме налогов и других видов доходов в бюджет поступают неналоговые поступления. К ним относятся, с одной стороны, доходы от эксплуатации территориальной собственности, а в условиях перехода к рынку – и от ее продажи юридическим и физическим лицам. Доходы от продажи территориальной собственности в рамках общей программы приватизации могут занять в ближайшие годы одно из важных мест в общей сумме бюджетных поступлений. А с другой стороны, к неналоговым доходам можно отнести поступления от реализации ценных бумаг.

3. Расходы бюджета территорий.

3.1 Сферы направления средств.

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории – бюджета – представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Активная роль государства в экономической жизни общества, осуществлении социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

Все расходы подразделяются на несколько групп:

1) финансирование народного хозяйства;

2) финансирование социально-культурных мероприятий;

3) прочие расходы и выплаты.

Состав расходов бюджета территорий имеет отличительные особенности от федерального бюджета: среди них нет расходов на национальную оборону, обеспечение безопасности государства, международную деятельность, фундаментальные научные исследования, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обслуживание государственного внешнего долга, пополнение государственных запасов и резервов.

Определяющее направление деятельности местных органов власти – это разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно- коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест, влекут расширение расходов региональных бюджетов. Возрастание расходов связано с новым строительством, с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

4. Бюджетный дефицит: его значение.

Важным направлением бюджетной политики большинства стран мира является стремление к будефицитному бюджету или поддержание его минимального уровня.

Дефицит государственного бюджета относится к разряду важнейших макроэкономических показателей, характеризующих устойчивость экономической системы. В тех странах, где удалось создать функциональные экономические системы, регулирующие соотношение доходов и расходов государства, как правило, имеют место положительное сальдо или незначительный по размерам дефицит.

Бюджетный дефицит – это превышение расходов над доходами. Интересно, что в начале 90-х годов положительное сальдо государственного бюджета составляло 9,3 % ВВП. Рекордного уровня дефицит государственного бюджета достигал в Кувейте в начале 80-х годов и составлял более 60 % ВВП. А самый большой в мире дефицит государственного бюджета в абсолютных размерах имеют
США. В начале 90-х годов он достигал 290 млрд. долларов, или 4,8 % ВВП, что по мировым стандартам считается не опасным для экономического развития страны.

Считается, что бюджетный дефицит «вреден» для экономического развития любой страны. Именно бюджетный дефицит выступает законным «отцом» и инфляции и высоких процентных ставок. Спрос на кредиты, предъявляемый правительством, вынуждает либо печатать деньги, либо повышать ставки, либо делать и то и другое одновременно. Но в любом случае он оттесняет частный сектор от реальных денег, обеспечивая тем самым экономический спад.
Правительство, предлагающее бюджетный дефицит, парламент, такой бюджет утверждающий, какими аргументами ни мотивировали бы они свои решения, тем самым выступают против экономического роста, против экономической безопасности страны, против национальных интересов.

Важнейшей причиной поддержания и наращивания бюджетного дефицита являются огромные бюджетные расходы. Они не только выступают в качестве самого эффективного способа перераспределения общественного богатства в пользу немногих привилегированных групп и организаций, но и являются надежным способом, ведущим к устойчивой деградации отечественной экономики.
Отказ от сокращения государственных расходов по причине «дальше просто некуда» означает лишь проявляемую таким образом властями заинтересованность, как в сохранении существующих механизмов перераспределения, так и их не заинтересованность в возобновлении экономического роста.

С другой стороны встает другая проблема. А именно, является ли дефицит государственного бюджета хорошим показателем, отражающим расширяющее или сокращающее воздействие экономической политики на совокупный спрос? Другими словами, может ли увеличение размера дефицита означать, что правительство, пытаясь повысить уровень выпуска продукции, использует меры фискальной политики (совокупность государственных расходов и решения в области налогов) для стимулирования спроса? Иными словами: означает ли сокращение дефицитного бюджета, что правительство проводит фискальную политику, направленную на сокращение совокупного спроса, имея целью уменьшить объем
ВКП? Величина дефицита не может являться хорошим показателем эффективности фискальной политики, так как дефицит может изменяться и по другим, не зависящим от фискальной политики причинам, в этом и заключается ответ на поставленные вопросы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать