В нынешних кризисных условиях процессы структурной перестройки российской экономики, инициируемые в первую очередь институциональными преобразованиями, так или иначе идут по следующим направлениям.
Прежде всего происходят существенные сдвиги в отраслевой структуре общественного производства. Однако лидерами при этом становятся не те отрасли, что растут быстрее других (как при нормальном экономическом развитии), а те, в которых спад производства меньше среднего. Такого рода сдвиги, как свидетельствует мировой опыт, не отражают глубинных тенденций в развитии производительных сил и во многих случаях носят временный, обратимый характер. Именно так обстоит дело с рядом произошедших за последние годы структурных сдвигов в российской промышленности; яркий пример —рост удельного веса добывающей промышленности при снижении доли машиностроения в общем объеме промышленного производства.
Вместе с тем можно отметить и некоторые фундаментальные структурные изменения, которые представляются необратимыми. Одним из них является наблюдающийся в последние годы рост доли услуг в валовом внутреннем продукте страны, причем в 1994 г. доля услуг впервые превысила долю товаров. Особенно динамично расширяются позиции торговли и общественного питания, финансов, кредита и страхования. Другим важнейшим такого рода сдвигом следует считать резкое сокращение объемов и удельного веса в ВВП продукции военно-промышленного комплекса.
К числу изменений, которые могут считаться необратимыми, есть
основания отнести так же преобразования в размерно-организационной
структуре производства. На одном ее полюсе формируется быстро растущая
сфера малого предпринимательства, в составе которой на начало 1996
г.насчитывалось более 900 тыс. предприятий с общим числом занятых в 14 млн.
человек. В 1995 г. на этих предприятиях было произведено 9% общего объема
промышленной продукции, выполнено около 1/3 подрядных работ строительных
организаций, реализовано 20% всего розничного товарооборота . На
противоположном полюсе идет интенсивный процесс самоорганизации россииского
капитала на базе интеграции промышленных, финансовых, торговых и других
предприятий. Она основывается на деловых связях, договорах и отношениях
собственности и приводит к созданию адекватных рыночной экономике крупных
хозяйственных структур — финансово-промышленных групп (ФПГ). К середине
1996 г. в России было официально зарегистрировано 35 таких групп.Помимо них
в стране активно действуют сотни ФПГ, участники которых предпочитают не
оформлять свои отношения официально. Развитие ФПГ, должно было
способствовать значительному укреплению инвестиционного потенциала
российской экономики, осуществлению в ней прогрессивных структурных
сдвигов, формированию рациональных связей, повышению конкурентоспособности
отечественного производства .
Тем не менее при всей значимости оправданных позитивных перемен, происходивших до недавнего времени в российской экономике под воздействием реформ, нельзя утверждать, что уже нашли решение основные задачи структурной перестройки. Они связаны прежде всего с необходимостью коренной модернизации большей части предприятий, а таковая может быть обеспечена только путем крупномасштабных инвестиций, на что сегодня расчитывать опять не приходиться. Следовательно, чтобы приступить к полноценной структурной перестройке экономики, необходимо возобновить нормальный инвестиционный процесс, а именно восстановить к себе доверие у мерового сообщества. Пока этого не произошло, говорить об успехах подобного рода перестройки преждевременно.
3.Пути выхода из инвестиционно-структурного кризиса
Каковы же реальные пути преодоления инвестиционного кризиса и
осуществления на этой основе масштабной структурной перестройки российской
экономики? На этот важнейший вопрос есть наиболее общий и краткий ответ: в
стратегии государственной хозяйственной политики необходимо усилить те
направления, которые обеспечивают создание прочных предпосылок устойчивого
экономического роста в долгосрочной перспективе. Мировой опыт последних
десятилетий свидетельствует: если страны, испытывающие острый экономический
кризис, заведомо не могут выйти из него в приемлемые сроки о помощью
механизмов рыночного регулирования, государство резко усиливает прямое и
косвенное воздействие на национальное хозяйство. В этих целях применяется
широкий комплекс мер экономического, правового и административного
характера. Так было и во время великой депрессии 30-х годов в США, и в
условиях послевоенного восстановительного периода в Западной Европе и
Японии, и в трудные для стран Запада 70—80-е годы, когда они под
воздействием многократного роста цен на энергоносители и другие виды
стратегического сырья осуществили глубокую структурную перестройку
хозяйства.
Важнейшими мерами, которые следовало бы сейчас осуществить в рамках новой инвестиционно-структурной политики, нацеленной на возобновление экономического роста, представляются следующие. Во-первых,опираясь на зарубежный опыт, следует с помощью экономических и административных мер добиться того, чтобы основные экономические агенты активизировали процесс формирования сбережений и их трансформацию в инвестиции, направленные в реальный сектор. Известно, что в странах Западной Европы в кризисных ситуациях широко использовались такие меры, как субсидирование ставок ссудного процента, введение обязательных норм сбережений, законодательное принуждение кредитных и сберегательных учреждений к сокращению кредитования потребителей и, напротив, к его увеличению в предпринимательской сфере, особенно в промышленности. Лиц, имеющих доходы выше определенного установленного уровня, обязывали вкладывать «излишние» деньги в акции или государственные ценные бумаги .
Специально стоит сказать об опыте Японии и Германии по мобилизации
государством ресурсов частного сектора для финансирования инвестиций в
приоритетных сферах экономики. Так, Японский банк развития в 50-х годах для
решения задач долгосрочного кредитования промышленности осуществлял
принудительную продажу своих облигаций коммерческим кредитным учреждениям.
В Германии на основе принятого в 1952 г. Закона об инвестиционной помощи
промышленные предприятия всех отраслей, за исключением металлургической и
угольной, а также электростанций и государственных предприятий, должны были
приобрести на определенную сумму государственные облигации. За счет
полученных от 132 тыс. предприятий средств были профинансированы в форме
долгосрочных кредитов 187 крупных промышленных предприятий угольной
промышленности, металлургии, электроэнергетики, газо- и водоснабжения,
вагоностроения.
Во-вторых, государство должно осуществить специальный комплекс мер,
направленных на побуждение приватизированных предприятий реального сектора
к инвестициям. Уклонение от последних значительной части этих предприятий,
а значит и развития ими собственного производства, является, по моему
убеждению, одной из главных причин нынешнего инвестиционного и
общеэкономического кризиса.В числе указанных мер центральными могли бы
стать общегосударственные программы «Реструктурирование предприятий» и
«Эффективный проект». Функция первой из них в том, чтобы побудить основную
массу российских предприятий к разработке и реализации планов
перспективного развитня, предусматривающих коренную организационную и
техническую перестройку (реструктурирование) предприятий. По своему охвату
последняя может быть полной, заключающейся в системном преобразовании
основных звеньев деятельности предприятия (организации управлении,
материально-технической базы, выпускаемой, продукции), либо частичной,
состоящей в качественном преобразовании хотя бы одного из таких звеньев.
Приватизированные и акционированные предприятия участвуют в этой программе
добровольно. Вместе с тем государство может понуждать отдельные, наиболее
важные для страны предприятия в участию в ней через механизм банкротства,
одной из главных процедур которого является реорганизация, осуществляемая с
помошью внешнего управления и санации.
Государство должно оказывать участникам программы определенную
организационную и финансовую поддержку, в частности путем создания
необходимых структур, формирования специальных фондов реструктуризации,
привлечения к программе ресурсов финансового сектора, инвестиций,
предоставляемых России кредитов, и т.п. Задача другой программы —
«Эффективный проект» — состоит в том, чтобы инициировать инвестиционный
процесс с помощью множества проектов капиталовложений с быстрой
окупаемостью.
4.Использование внешнеэкономических связей
для решения задач структурных преобразований
В сложном механизме противоречивого влияния внешнеэкономических связей
на структурные преобразования четко различаются две главные составляющие.
Первая — это спонтанные воздействия объективного характера, обусловленные
начавшимся после десятилетий самоизоляции вхождением экономики страны в
открытое глобальное экономическое пространство. Эти воздействия
осуществляются в основном через традиционные каналы внешней торговли
—экспорт и импорт. Особенно велико влияние импорта, которым помимо
внешнеторговых фирм, различных коммерческих структур и производственных
предприятий активно занимаются около 10 млн.«челноков». Массированный
импорт широкого круга товаров потребительского и производственного
назначения, сдерживаемый лишь спросовыми ограничениями и довольно низкими
таможенными тарифами, выполняющими преимущественно фискальные функции,
способствует насыщению внутреннего рынка и активизации хозяйственного
оборота. В то же время он безусловно тормозит развитие многих отраслей
хозяйства, замораживает деформированную структуру российской экономики.
Сохранению структурных диспропорций способствует и российский экспорт, в
котором доминируют сырье и малообработанные материалы. Вторая составляющая
представляет собой воздействия, определяемые целенаправленными усилиями
государства и субъектов хозяйствования по использованию внешнеэкономических
связей в интересах структурной перестройки и устойчивого экономического
роста. Речь идет о современных формах международного сотрудничества и
делового партнерства (МСДП) на межгосударственном и микроэкономическом
уровнях. Использование этих форм обеспечивает возможность поступления в
страну высококачественных материальных, финансовых, информационных и
интеллектуальных ресурсов путем получения кредитов и безвозмездной
технической помощи, иностранных инвестиций, развития международной
хозяйственной кооперации, импорта технологий, и Др.