Сущность и функции финансов. Финансовая система Российской Федерации

0,09

0,11

0,11

0,12

0,16

Источник: разработано автором по [18, 24].


Таблица была рассчитана с учетом значений коэффициентов-дефляторов для соответствующих лет (1999 г. – 1,365; 2000 г. – 1,202; 2001 г. – 1,186; 2002 г. – 1,151; 2003 г. –1,120; 2004 г. – 1,117; 2005 г. – 1,104; 2006 г. – 1,132) посредством последовательного деления номинальной величины поступлений на произведение необходимых дефляторов (к примеру, для выражения в реальных ценах базового года поступлений акцизов в 2006 г., его номинальное значение в ценах 2006 г. было разделено на произведение всех указанных дефляторов: 0,14/(I2006×I2005×I2004×I2003×I2002×I2001×I2000×I1999) = 0,04 (трлн. руб.)).

Как следует из представленных данных, для всего периода с 1998 по 2006 гг. характерен рост налоговых поступлений в бюджет расширенного правительства Российской Федерации в реальном выражении: годовой прирост данной величины составлял от 4,1% (2003 г.) до 25% (по итогам 2000 г.). Если же рассматривать период после реализации основных изменений налогового законодательства, то прирост налоговых доходов в реальном выражении по итогам 2005 г. составил 10,8% (табл. 2.9).

Таблица 2.9

Показатели годового прироста налоговых поступлений в бюджет расширенного правительства РФ за 1999 – 2006 гг. (%)

Показатели

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Темп годового прироста

4,7

25

4,5

4,3

4,1

5

10,8

6,5

Источник: разработано автором по [18].

Темп прироста рассчитан по формуле: Тпр = .

Схожая динамика наблюдалась и в отношении доли налоговых доходов в ВВП, которая к 2005 г. достигла максимальной величины за рассматриваемый период времени (36,9% ВВП). В 2006 г. доля налоговых доходов оказалась неизменной и осталась на неизменном уровне 36,9% ВВП. При этом заметный рост налоговых поступлений наблюдался в 2000 г., что преимущественно было обусловлено значительным ростом поступлений по налогу на прибыль, НДС и вывозным таможенным пошлинам.

В числе основных факторов роста налоговых доходов бюджетной системы можно назвать:

·                   благоприятную конъюнктуру на товары российского экспорта и, в первую очередь, нефть, газ и металлы;

·                   расширение налоговой базы по многим налогам, обусловленное ростом российской экономики;

·                   улучшение налогового администрирования;

·                   а также частичное сокращение величины налоговой задолженности;

·                   положительная динамика поступлений единого социального налога, который с 2001 года заменил существовавшие на тот момент различные платежи в государственные социальные внебюджетные фонды [17].

К настоящему моменту намечены и основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 – 2010 гг.

С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, необходимо отметить следующие цели налоговой политики:

1.                 Отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы. При этом не снимается с повестки дня вопрос дальнейшего снижения налоговой нагрузки на экономику как за счет сбалансированного снижения налоговых ставок, так и путем проведения структурных преобразований налоговой системы – повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности основных налогов.

2.                 Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

В среднесрочной перспективе будет продолжено совершенствование системы администрирования налогов в России. В частности, предполагается принятие следующих мер:

а) совершенствование подходов к проведению налоговых проверок;

б) повышение уровня информационного обеспечения и автоматизации налоговых органов;

в) обеспечение информационного взаимодействия между налоговыми, таможенными, правоохранительными и иными органами;

г) совершенствование системы государственной регистрации

юридических лиц [18].

 

ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ


Финансовая система РФ  подразделяется на сферу централизованных (публичных) и децентрализованных (финансы организаций и финансы домохозяйств) финансов.

Бюджетная система как звено финансовой системы России включает три уровня управления: федеральный уровень, уровень субъектов Федерации и местный уровень.

На федеральном уровне выделяется среди прочих звено государственных внебюджетных фондов. Государственные внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Главная причина их создания – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными и имеют целевое назначение.

К внебюджетным фондам социального назначения относятся Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд Социального Страхования Российской Федерации и Фонд Обязательного Медицинского Страхования.

Все эти фонды активно развиваются и реформируются. К настоящему моменту уже обозначены цели и задачи на 2008 – 2010 гг., и можно привести оптимистическую информацию о размерах их финансирования (рис. 2.3., 2.4; табл. 2.2, 2.3, 2.4, 2.5), что позволяет говорить о стабилизации экономики государства.

Говоря о налоговой политике РФ как о составной части общей экономической и социальной политики государства, нужно сказать, что именно она определяет характер и цели складывающейся налоговой системы государства.

Для России характерен тип политики максимальных налогов в сочетании с налоговой политикой, предусматривающей достаточно высокий уровень обложения при значительной социальной защите.

В течение последних семи лет в России была проведена масштабная финансовая реформа, в результате которой было частично или полностью решены следующие проблемы: повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы; снижение общего налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков; упрощение налоговой системы. Был выбран подход перехода к пропорциональному налогообложению, произошли изменения в начислении различных налогов (НДС, налог на прибыль организаций, единый социальный налог и др.). Как результат реформы, затрагивающей основные части налоговой системы, в период с 1998 г. по 2006 г. наблюдался существенный рост налоговых поступлений в государственный бюджет (табл. 2.8, 2.9).

К настоящему моменту намечены и основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 – 2010 гг.: отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы; унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы; продолжение совершенствования системы администрирования налогов в России.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Финансы выражают экономические общественные отношения. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования. Финансовая система есть совокупность финансовых отношений, связанных с распределением и перераспределением общественного продукта. Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуются повышение эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни.

Как показал проведенный в работе анализ основных параметров действующей в настоящее время в Российской Федерации финансовой системы, по своим основным характеристикам она вполне соответствует общепринятым в экономической науке и мировой практике представлениям: финансовая система Российской Федерации — это совокупность органов и институтов (звеньев), которые связаны с аккумуляцией, перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

В ходе проведенной работы были достигнуты поставленные передо мной задачи: даны определения финансов, финансовой системы, их сущности и их функций; освещена структура финансовой системы Российской Федерации; достаточно полно рассмотрено функционирование одного из звеньев финансовой системы РФ – внебюджетных федеральных фондов, – а также одной из ветвей финансовой политики государства – налоговой политики. Мною были проанализированы различные статистические данные и самостоятельно разработаны некоторые рисунки, схемы, таблицы.

В данной работе я могла бы подробнее осветить остальные звенья финансовой системы Российской Федерации, затронуть описательный анализ не только налоговой политики, но и других составных частей государственной финансовой политики. Но ввиду ограничения объема работы, множественности составных частей финансовой системы государства, а также емкости каждого из понятий, характеризующих эту систему, этого сделать не удалось.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.                 Агапова Т.А. Макроэкономика: Учебник для ВУЗов / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 564 с.

2.                 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 17 июля 1998 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа:.

3.                 3.       Бюджетная политика 2007 [Электронный ресурс] /

4.                 Бюджетная политика в среднесрочной перспективе [Электронный ресурс] /.

5.                 Ван Хорн Дж. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Дж. Ван Хорн; под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 527 с.

6.                 Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. / С.Ю. Витте. – М., 1997

7.                 Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 17 октября 1991 г.

8.                 Иванова И.В. Россияне о налоговой системе / И.В. Иванова // Экономика и управление на предприятии. – 2005. – № 32. – С. 28.

9.                 Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. / В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 352 с.

10.            Лобанов В.Г. Налоговая система должна быть справедливой / В.Г. Лобанов // Экономика и жизнь. – 2000. – № 5. – С. 2, 3.

11.            Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. / В.К. Ломакин. – М.: Финансы, 1998. – 671 с.

12.            Лычагин М.В. Финансовая экономика. / М.В Лычагин. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. – 343 с.

13.            Макконнелл К. Экономикс: Учебн. Пособие: т. 1 / К. Макконнелл, С. Брю; пер. с англ. под ред. С.В. Черпакова. – М.: Республика, 1992. – 399 с.

14.            Мировая экономика: Учебное пособие для вузов. / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999. – 523 с.

15.            Михайлов Д.М. Мировой финансовый рынок: тенденции и инструменты. / Д.М. Михайлов М. – Экзамен, 2000. – 476 с.

16.            16.     Национальный проект «Здоровье» [Электронный ресурс] /

17.            Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов / Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА, 2007. – 576 с.

18.            Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 – 2010 гг. [Электронный ресурс] / Режим доступа:  – 10.11.2007.

19.            Проект федерального бюджета на 2006 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа:

20.            Словарь по экономике / Пер. с англ. под ред. П.А. Ватника. – Спб.: Экономическая школа, 1998.

21.            Структура ОМС в России [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ffoms.ru/webffoms/docweb.nsf. – 12.11.2007.

22.            Теория финансов: Учебное пособие. / Под ред. С.И. Берлин. – М.: Юрайт, 1999. – 575 с.

23.            Терещенко О.В., Костяева Е.В. Финансовая система Российской Федерации в современных условиях: лекция для студентов заочного отделения. / О.В. Терещенко, Е.В. Костяева. – Изд-во НГТУ, 1996. – 78 с.

24.            Федеральный Закон от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 г. и плановый период 2008 – 2010 годов», Ст. 11.

25.            Федеральный Закон от 24 июля 2007 г. № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации».

26.            Федеральный Закон от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

27.            Финансы. Денежное обращение и кредит: Учебник для вузов. / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: Проспект, 1999. – 456 с.

28.            Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 479 с.

29.            Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 512 с.

30.            Финансы: Учебник / Белозеров С.А., Горбушина С.Г., Иванов В.В.; под ред. В.В. Ковалева. – М.: Проспект, 2007. – 640 с.

31.            Финансы: Учебник. / Под ред. М.В. Романовского, – М.: Перспектива, Юрайт, 2000. – 520 с.

32.            Финансы: Учебник. / Под ред. П.Р. Полякова. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 519 с.

33.            Хереманс.Д. Регулирование банковского и финансового рынков: Пер. с англ. / Д. Хереманс; пер. с англ. С. Партола, – М., 1996.

34.            Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. / Д.Г. Черник. – М.: Финансы, 1997. – 400 с.

35.            Чернов А.Ю. Личные финансы. Доходы и расходы семейного бюджета. / А.Ю. Чернов. – М.: Перспектива, 1995. – 175 с.

36.            Шмырева А.И. Международные валютно-кредитные отношения. / А.И. Шмырева. – Спб.: Питер, 2001. – 266 с.

37.            Экономическая энциклопедия. Политическая экономия: т. 2 / Под ред. А.М. Румянцева. – М.: Советская энциклопедия, 1975.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать