Сущность и функции финансов. Финансовая система Российской Федерации

Финансовая политика неразрывно связана с кредитно-денежной политикой  государства, которая представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.

Влияние финансовой политики на экономику страны, и в частности, влияние изменения государственных расходов и налогов, можно наглядно рассмотреть, введя понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики государства.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве ВВП [1, с. 120].

Существует два типа фискальной политики: стимулирующая фискальная политика, имеющая своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагающая увеличение государственных расходов G, снижение налогов T или комбинирование этих мер, и сдерживающая фискальная политика, имеющая своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагающая снижение G, увеличение T или комбинирование этих мер.

В краткосрочной перспективе стимулирующая фискальная политика может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Меры же сдерживающей фискальной политики в краткосрочном периоде позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и роста производства. В более долгом периоде она может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции [1, с. 121].

В краткосрочном периоде меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов госрасходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Если госрасходы увеличиваются на DG, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину (рис. 1.3), а равновесный объем производства возрастает от Y1 до Y2 на величину DY = DG×mg, где mg – мультипликатор госрасходов, равный αg =  , где с – предельная склонность к потреблению.

В

 

А

 

В

 

А

 

с´DG

 

E = C + I + G + XN

 

Y = E

 

DY

 

DY

 

DY

 

Y

 

Доход, выпуск

 

Доход, выпуск

 

E2 = Y2

 

E1 = Y1

 

E

 

DY

 

Y = E

 

E = C + I + G + Xn

 

Y

 

E1 = Y1

 

E2 = Y2

 

E1 = Y1

 

E2 = Y2

 

E

 

Рис. 1.3 Изменение объема производства при увеличении госрасходов. Источник: [1, с. 122].

Аналогичное мультипликативное воздействие на равновесный уровень дохода оказывает и снижение налогов T. Если налоговые отчисления снижаются на DT, то располагаемый доход Yd = Y– T возрастает на величину DТ (рис. 1.4). Потребительские доходы соответственно увеличиваются, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства на величину DY = -DT× , где αT– мультипликатор налогов.

с´DТ

 

E1 = Y1

 

E2 = Y2

 

Рис. 1.4 Изменение объема производства при снижении налогов. Источник: [1, с. 124].

Если говорить о  модели товарно-денежного равновесия IS-LM (инвестиции – сбережения, предпочтение ликвидности – деньги), то стимулирующая фискальная политика следующим образом отражается на смещении модели IS-LM: рост госрасходов и снижение налогов приводит к эффекту вытеснения, который значительно снижает результативность стимулирующей финансовой политики (рис. 1.5).

А

 

IS¢

 

Ms = const

 

LM

 

Масса денег

 

Доход

 

MD

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях