Сущность и функции финансов. Финансовая система Российской Федерации
Финансовая политика
неразрывно связана с кредитно-денежной политикой государства, которая
представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на
борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов
экономического развития.
Влияние финансовой
политики на экономику страны, и в частности, влияние изменения государственных
расходов и налогов, можно наглядно рассмотреть, введя понятие
бюджетно-налоговой (фискальной) политики государства.
Бюджетно-налоговая
(фискальная) политика – меры правительства по
изменению государственных расходов, налогообложения и состояния
государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости,
равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве ВВП [1,
с. 120].
Существует два типа
фискальной политики: стимулирующая фискальная политика, имеющая своей
целью преодоление циклического спада экономики и предполагающая увеличение
государственных расходов G, снижение налогов T или
комбинирование этих мер, и сдерживающая фискальная политика, имеющая
своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагающая
снижение G, увеличение T или
комбинирование этих мер.
В краткосрочной
перспективе стимулирующая фискальная политика может привести к расширению
предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Меры же
сдерживающей фискальной политики в краткосрочном периоде позволяют снизить
инфляцию спроса ценой роста безработицы и роста производства. В более долгом
периоде она может послужить основой для спада совокупного предложения и
развертывания механизма стагфляции [1, с. 121].
В краткосрочном периоде
меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов
госрасходов, налогов и сбалансированного бюджета.
Если госрасходы
увеличиваются на DG, то кривая планируемых
расходов сдвигается вверх на эту же величину (рис. 1.3), а равновесный объем
производства возрастает от Y1
до Y2
на величину DY = DG×mg,
где mg
– мультипликатор госрасходов, равный αg =
, где с – предельная
склонность к потреблению.
Рис. 1.3 Изменение объема производства при увеличении
госрасходов. Источник: [1, с. 122].
Аналогичное
мультипликативное воздействие на равновесный уровень дохода оказывает и
снижение налогов T. Если налоговые отчисления
снижаются на DT, то располагаемый доход Yd
= Y–
T
возрастает на величину DТ (рис. 1.4). Потребительские
доходы соответственно увеличиваются, что сдвигает вверх кривую планируемых
расходов и увеличивает равновесный объем производства на величину DY
= -DT× , где αT–
мультипликатор налогов.
Рис.
1.4 Изменение объема производства при снижении налогов. Источник: [1, с. 124].
Если говорить о модели
товарно-денежного равновесия IS-LM
(инвестиции – сбережения, предпочтение ликвидности – деньги), то стимулирующая
фискальная политика следующим образом отражается на смещении модели IS-LM:
рост госрасходов и снижение налогов приводит к эффекту вытеснения,
который значительно снижает результативность стимулирующей финансовой политики
(рис. 1.5).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
МЕНЮ
ПУБЛИКИЦИИ
Конкурс
Голосование |
Как вы оцениваете работу нашего сайта?
|
|
|
|