Наиболее значимые недостатки налоговой политики в России, носящие макроэкономический характер, заключаются в следующем:
· отсутствие благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику;
· большая нагрузка на фонд оплаты труда;
· отсутствие среднего класса, что приводит у переложение налогов на производственную сферу и ее подавление;
· неравномерное распределение налогового бремени между законопослушными и уклоняющимися от налогов потенциальными плательщиками [8].
Таким образом, введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но требуют реформирования.
В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.
Основной законодательной базой налоговой политики РФ является Налоговый кодекс РФ, последние поправки в который вносились 24 июля 2007 г. ФЗ № 216 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации». Целью поправок была полноценная реализация послания 2006 г. Президента РФ Федеральному собранию, в котором была отмечена необходимость улучшить работу налоговых органов и положение налогоплательщиков [34, с. 126].
В течение последних семи лет в России была проведена масштабная налоговая реформа, начатая с принятием первых глав второй части Налогового кодекса в 2000 году.
В результате, в рамках осуществления налоговой реформы были частично или полностью решены следующие проблемы:
1. Повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет:
· выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков (прежде всего за счет отмены имеющихся необоснованных льгот и освобождений);
· отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов и сборов;
· исправления деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам, искажающих экономическое содержание этих налогов;
· улучшение налогового администрирования и повышение уровня собираемости налогов.
2. Снижение общего налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков, что включает в себя:
· более равномерное распределения налоговой нагрузки между налогоплательщиками;
· снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
· снижение ставок налогообложения прибыли предприятий.
3. Упрощение налоговой системы за счет:
· установления закрытого перечня налогов и сборов;
· сокращения числа налогов и сборов;
· максимальной унификации налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка их уплаты.
Стратегия проведенной налоговой реформы в отношении отдельных налогов:
Проведенная налоговая реформа затрагивала различные составные части налоговой системы. Стоит рассмотреть ключевые из них.
На момент начала налоговой реформы в России существовала прогрессивная шкала ставок подоходного налога. При этом основными плательщиками данного налога являлись и являются до сих пор лица, которые получает легальную заработную плату. Административные и институциональные условия ведения экономической деятельности в России таковы, что для лиц с высоким уровнем доходов в условиях прогрессивной шкалы ставок использование целого ряда возможностей для уклонения от налогообложения гораздо выгоднее исполнения в полном объеме налоговых обязательств.
В качестве решения проблемы повышения эффективности подоходного налога было выбран подход перехода к пропорциональному налогообложению доходов физических лиц, т.е. отказаться от прогрессивной шкалы ставок.
В результате проведенных преобразований, в настоящее время в России взимается налог на доходы физических лиц по единой 13-процентной ставке.
Также применяется единый социальный налог по регрессивной ставке с максимальной ставкой в 26%, а поступления этих налогов значительно выросли на фоне снижения ставок.
В отношении налога на прибыль организаций было принято решение о принципиальном изменении подхода к формированию налоговой базы этого налога с тем, чтобы она в большей степени соответствовала реально полученному в налоговом периоде доходу. В ходе налоговой реформы был реализован переход к исчислению налога на прибыль организаций в соответствии с общепринятым в мировой практике методом начисления, были сняты существовавшие после введения в действие главы 25 Налогового кодекса ограничения на перенос понесенных убытков на будущие периоды, была введена возможность единовременно относить на расходы, уменьшающие налоговую базу, до 10 процентов стоимости приобретенных основных средств и прочих затрат на капитальные вложения. В последние годы также был либерализован подход к отнесению на расходы затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Кроме того в законодательство были введены отсутствовавшие правила налогообложения организаций и акционеров при реорганизациях и ликвидациях, продаже (приобретении) бизнеса, при передаче имущества в доверительное управление и в других случаях, характерных для новой реальности и правоотношений [25]. Также было принято решение о сокращении перечня налоговых льгот по налогу на прибыль организаций [26].
В рамках задачи модернизация налога на добавленную стоимость (НДС) при проведении налоговой реформы была проведена по следующим направлениям:
· включение в число налогоплательщиков индивидуальных предпринимателей;
· введение режима освобождения от обязанностей налогоплательщика НДС;
· переход к взиманию НДС на основании единой налоговой ставки;
· переход к взиманию налога на добавленную стоимость на основании метода начислений, когда как момент возникновения налоговых обязательств, так и момент возникновения права на налоговый вычет определяется как наиболее ранний из трех моментов – получение счета-фактуры, осуществление оплаты, получение товара;
· с 2007 года при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг уплата налога на добавленную стоимость производится платежным поручением на перечисление денежных средств.
Таблица 2.6
Совокупные объемы поступлений НДС в бюджетную систему РФ в 2004 – 2006 гг.
Разновидность НДС
2003
2004
2005
2006
% ВВП
млрд. руб.
% ВВП
млрд. руб.
% ВВП
млрд. руб.
% ВВП
НДС всего
6,63%
1069,7
6,30%
1472,2
6,82%
1510,9
5,68%
в т.ч. НДС на товары, реализуемые на территории РФ
1,65%
749,1
4,42%
1025,7
4,75%
924,2
3,47%
в т.ч. НДС на товары, ввозимые на территорию РФ
1,98%
320,6
1,89%
446,5
2,07%
586,7
2,20%
Импорт
13,22%
2177,17
12,83%
2792,14
12,93%
3633,97
13,65%
ВВП, млрд. руб.
13304,7
16966,4
21598,0
26621,3
Источник: [18].
По итогам анализа динамики поступлений НДС в бюджетную систему за последние годы (табл. 2.6), можно отметить, что динамика поступлений налога на добавленную стоимость в бюджетную систему Российской Федерации в 2004 – 2006 годах имела тенденцию к спаду, что во многом обусловлено сокращением доходов от НДС, начисленных при операциях на внутреннем рынке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11