Налогооблагаемой базой для расчета страховых взносов служит начисленная оплата труда по всем основаниям для работодателей, в том числе колхозов, совхозов, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, а также граждан, использующих труд наемных работников, в то время как для крестьянских хозяйств и граждан, занимающихся частной практикой, – доход. В состав начисленной оплаты труда включаются все виды вознаграждений в денежной и натуральной формах независимо от финансирования. Страховые взносы (тарифы) устанавливаются в зависимости от категории плательщиков (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Страховые взносы по категориям налогоплательщиков
Категория населения
Страховой взнос
Работодатели (предприятия, учреждения, организации)
28%
Предприниматели, занимающиеся частной практикой
20,6%
Предприятия, учреждения, организации, выплачивающие авторские гонорары
26%
Граждане, использующие труд наемных работников
28%
Все работающие граждане
1%
Источник: разработано автором по [11].
Средства ПФР используются на выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и другие цели, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС.
Руководство ПФР осуществляет Правление и его постоянно действующий орган Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально-государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда [23, с. 124].
Ежемесячно государство направляет на выплату пенсий около 10% поступающих в его распоряжение доходов.
Так как к настоящему моменту уже обозначены цели и задачи бюджетной стратегии РФ на 2008 – 2010 г., можно привести информацию о размерах отчислений в ПФР в среднесрочном периоде (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Расходы Федерального бюджета на выплату пенсий
Направление расходов
2006
2007
2008
2009
2010
(бюджет), млрд. руб
(бюджет), млрд. руб.
Прирост к 2006 г., %
(проект), млрд. руб.
Прирост к 2007 г., %
(проект), млрд. руб.
(проект), млрд. руб.
Межбюджетные трансферты из Федерального бюджета в бюджет ПФР
На выплату базовой части трудовой пенсии
487,9
559,8
14,7
707,7
26,4
876,6
1033,0
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, дополнительное материальное обеспечение, доплаты к пенсиям, пособия и компенсации
99,2
100,1
0,9
122,4
22,3
151,5
168,3
Покрытие дефицита бюджета ПФР
75,2
88,2
17,9
184,6
109,3
149,1
251,6
Выплаты пенсий из Федерального бюджета
Пенсии военнослужащим и членам их семей
127,8
146,6
14,7
173,3
18,2
211,8
245,5
Источник: [4].
Ожидается, что средний размер трудовой пенсии за 3 года возрастет в 1,7 раза (табл. 2.2.), а начиная с 2009 года размер социальной пенсии будет превышать прожиточный минимум пенсионера (рис. 2.4).
Рис. 2.4 Отношение среднего размера трудовой пенсии к прожиточному минимуму пенсионера в среднесрочной перспективе. Источник: [4].
Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – второй по значению внебюджетный социальный фонд. Действует в соответствии с Указом Президента РФ oт 7 августа 1992 г. Он предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. Кроме того, за счет средств ФСС осуществляется санаторно-курортное лечение оздоровление трудящихся и членов их семей.
Фонд социального страхования образуется за счет: страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности; доходов от инвестирования части временно свободных у него средств; добровольных взносов граждан и юридических лиц; ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели. Норматив отчислений юридических лиц в ФСС установлен на 1996 г. в размере 5,4% на все виды начисленной оплаты труда по всем основаниям. Работающие в этот фонд ничего не платят.
Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях аппараты органов ФСС. При ФСС образуется Правление, при региональных отраслевых отделениях координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ [10, с. 289].
В среднесрочной перспективе из государственного бюджета планируется выделение следующих сумм средств для обеспечения эффективной деятельности ФСС РФ (табл. 2.3):
Таблица 2.3
Трансферты в бюджет Фонда социального страхования РФ
Направление трансфертов
2004
2005
2006
2007
2008
млрд. руб
в ценах текущего года/в ценах предыду-щего, млрд. руб
Рост к 2004 г., %
в ценах текущего года/в ценах предыду-щего, млрд. руб
Рост к 2005 г., %
в ценах текущего года/в ценах предыду-щего, млрд. руб.
Рост к 2006 г., %
млрд. руб.
Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий
0,6
0,8/0,7
16,7
0,9/0,8
2,5
0,9/0,9
3,3
1,0
Пособия гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий ядерных испытаний
24,1
27,7/25,1
4,1
29,9/26,4
-4,6
33,2/30,3
1,4
35,2
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий
4,2
4,2/3,8
-9,5
5,0/4,4
4,8
6,4/5,8
16
9,0
Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию
10,3
11,3/10,2
-1
12,7/11,2
-1
12,9/14,1
10
17,2
Источник: разработано автором по [21, 24, 25].
Размеры трансфертов в ценах предыдущего года были получены посредством деления номинального показателя на коэффициент-дефлятор цен соответствующего года (TRr=TRn/Iцен): для 2005 г. дефлятор берется равным 1,104; для 2006 г. – 1,032; ля 2007 г. – 1,096 [24].
Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования предназначен для выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования; финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхований.
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет: части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом; взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах; ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования; добровольных взносов юридических и физических лиц; доходов от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда; нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений [11, с.295].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11