Территориально-производственные зоны в Бурятии
смотреть на рефераты похожие на "Территориально-производственные зоны в Бурятии"
Восточно-Сибирский Государственный Технологический Университет
Кафедра Организации предпринимательства и менеджмента.
Территориально-производственные зоны в реформировании экономики Бурятии
Выполнил:
Дугаржапов З. Б
Дворянский В.В
Цыренжапов Б.В
Руководитель: к.э.н
Романова Т.Г
Улан-Удэ, 1998
ВВЕДЕНИЕ
До сих пор внимание Правительства Российской Федерации было сконцентрировано в основном на макроэкономической политике: подавлению инфляции, регулированию денежного обращения, приватизации государственной собственности и др., сферой так называемой макроэкономики, т.е. сферой предприятий занимались, скорее в режиме реагирования на "крики" о помощи, чем целенаправленной стратегической линии. Теоретически это обосновывалось идеей о невмешательстве государства в экономику, а также необходимостью и возможностью предприятий самим приспособиться к новым условиям - с одной стороны и надежда на "невидимую руку" рынка к саморегуляции с другой.
Некоторые предприятия действительно сами перестраивались,
адаптировались, другие выживали или терпели крах.. Точнее ситуацию можно
охарактеризовать так: старое не отмирает, новое растет крайне медленно.
Процесс структурной перестройки задерживается, а с ним и повышение
эффективности, и рост доходов, на основе которых только и возможен
экономический подъем.
В открытой экономике со всей остротой стал вопрос конкурентоспособности на основе повышения качества продукции, низких издержек и цен. Это возможно только на четкой организации управления производством, сбытом, финансами предприятий, учетом и контролем, стратегическим планированием. Можно сколько угодно сетовать на то, что государство не защищает отечественных производителей, но должно быть ясно, что защищать некомпетентность, бесхозяйственность следует прекратить.
Суть реформы предприятий в том, что государство делает три вещи. Во- первых, предъявляет определенные требования к реструктуризации предприятий: четкое разграничение прав собственников (акционеров) и управляющих; рыночная оценка основных фондов; внедрение современных стандартов бухгалтерского учета и обеспечение прозрачности финансово-экономического состояния предприятия для инвесторов, кредиторов и т.д. Во-вторых, стимулирует тех, кто удовлетворяет этим требованиям. В-третьих, создает для реструктуризации предприятий благоприятную среду и оказывает прямое содействие реформированию путем подготовки и переобучения кадров, вложения на долевых началах в проекты реструктуризации и инвестиции и т.д.
Процесс реформирования предприятий занимает определенный период, в течение которого большинство предприятий должно стать если не сразу эффективными и конкурентоспособными, то готовыми к принятию инвестиций и привлекательными для инвесторов.
Одним из способов проведения реформирования предприятий является создание специальных территориально-производственных зон свободного предпринимательства. Основной идеей создания зон является организация безналоговой производственной деятельности на территории низкоэффективных предприятий за счет загрузки неиспользуемых помещений и оборудования.
Концепция территориально-производственных зон направлена на привлечение российских и иностранных инвесторов для осуществления ими производственной деятельности на территории этих предприятий. При этом предоставляется возможность для использования имеющегося квалифицированного персонала и производственного потенциала предприятий.
Концепция реформирования предприятий всех форм собственности республики
Бурятия
1. Современное состояние предприятий республики
Среди стратегических задач среднесрочной программы до 2000 года
центральное место занимает структурная перестройка экономики, одной из
главных составляющих которой является реформирование предприятий. Специфика
Бурятии отправным пунктом имеет структуру, заложенную в условиях планово-
распределительной системы, поэтому сохраняется угроза консервации
депрессивной структуры экономики с преобладанием в ней сырьевых отраслей.
Для выхода из глубочайшего кризиса экономики требуется целенаправленная
структурная и инвестиционная политика с использованием методов рыночной
экономики.
Суть состоит в том, чтобы поддержать эффективные предприятия,
реструктурировать и свертывать неэффективные, бесперспективные предприятия.
Смысл реформы состоит в переходе на выпуск востребованной продукции на
внутреннем и внешнем рынках.
Подавляющее большинство предприятий республики имеет не просто устаревшие основные фонды, не только технологии периода индустриализации, но и не соответствующую новым требованиям систему управления на предприятиях накопилось множество проблем, часть из которых была унаследована от административно-командного периода управления промышленностью, часть возникла в последние годы. Для многих предприятий эти проблемы начинают приобретать воспроизводственный характер и ставят под угрозу существование трудовых коллективов.
Сокращение общего объема промышленного производства за пять лет реформ на 55 процентов, а по отдельным отраслям еще больше, происходило на фоне роста удельного веса в структуре валового регионального продукта топливно- сырьевых и энергетической отраслей (с 7 до 46%). В то же время машиностроительный комплекс сократил выпуск продукции на 78 процентов, а выпуск потребительских товаров в 1996 году составил всего 26 процентов от уровня 1990года.
Доля убыточных предприятий в 1996 году составила 68 процентов к общему числу предприятий.
Только в текущем году начался процесс стабилизации промышленного производства По итогам восьми месяцев т.г. объем промышленного производства составил 106,2 % к соответствующему уровню 1996 года.
Данный положительный факт скорее свидетельствует о достижении предприятиями промышленности нижнего порога спада, чем о начале реального роста.
Процесс экономического роста можно считать удовлетворительным лишь тогда, когда он имеет саморазвивающийся характер, может продолжаться на базе достаточной конкурентоспособности, без особой помощи со стороны государства. В республике конкурентоспособность продукции местных товаропроизводителей оставляют желать лучшего.
Важнейшим свидетельством тому служит показатель экспортной квоты
(соотношение между объемом экспорта и объемом валового внутреннего
продукта). В данном понимании случае экспорт охватывает не только поставки
за рубеж но и в регионы России, которая составляет всего 21 процент. Доля
же ввозимых товаров составляет 88 процентов. Таким образом, отсутствующая
"экспортная" база означает не только не состоятельность промышленности
республики сегментировать внешние рынки, но также угнетенность внутреннего
рынка из-за господства на нем внешних оферентов.
Диагноз неудовлетворительной конкурентоспособности экономики
республики подтверждается и такими фактами, как например, отсутствие спроса
на основной и 'человеческий" капитал. Налицо нехватка "рыночного капитала".
Важно не только производство конкурентоспособной продукции, но и умение ее
сбывать.
Негативным моментом является стремительный процесс ликвидации рабочих
мест. Число официально зарегистрированных безработных на (1 июня 1997г.
-10,3 тыс. чел.) не отражает реальный дефицит рабочих мест, т.к. скрытая
безработица на эту дату составила 85 тыс. чел.
Для стимулирования внутреннего спроса Правительство Республики Бурятия оказывает различные виды помощи предприятиям путем размещения государственного заказа ссуд, льготных кредитов, налоговых льгот, инвестиций, но этих мер явно недостаточно для коренного перелома в динамике производительных сил республики. Нужны внутренние реформы у самих товаропроизводителей. В совокупности государственной поддержки и внутрипроизводственных реформ возможна реальная структурная реформация всего реального сектора экономики Республики Бурятия. В конечном итоге производство перейдет на режим экономического роста без содействия со стороны государства.
В конечном счете преодоление отставания в сфере конкурентоспособности
- ключевая задача предпринимателей, а не государства.
К числу характерных внутренних проблем, препятствующих наиболее эффективному функционированию предприятий, относятся:
. слабое влияние собственников (акционеров) на решения, принимаемые аппаратом управления предприятий, в том числе и на тех, где имеется государственная доли собственности;
. медленные темпы приватизации земельных участков, на которых расположены предприятия;
. отсутствие "прозрачной" информации о финансово-экономическом состоянии предприятия для собственников .кредиторов, поставщиков, инвесторов, фискальных государственных служб;
. неадаптивная к спросу структура производства и управления.
Функции государства в реформировании предприятий сводятся к следующему:
во-первых, оно определяет требования к реформе предприятий;
во - вторых, стимулирует тех, кто соответствует этим требованиям;
в - третьих, создает для реформы предприятий благоприятную среду и оказывает прямое содействие.
Если на первых этапах реформы основным направлением государственной политики было изменение внешней среды функционирования предприятий, то действия Правительства Республики Бурятия на предстоящую среднесрочную перспективу должны быть сконцентрированы на стимулировании внутренних преобразований на предприятиях.
2. Цели и задачи реформирования предприятий
Реформирование предприятий направлено на повышение эффективности функционирования предприятий в условиях рыночной конкурентной Среды, исходя из их современного состояния.
Для выработки концептуальных позиций по реформе предприятий проведен обширный экономический анализ крупных и средних предприятий. Осуществлено сплошное исследование на 140 предприятиях. Выборочная совокупность составила 91% от всего количества предприятий, что свидетельствует о репрезентативности результатов анализа. Объективно все предприятия распределились на 3 группы по критериям дееспособности и эффективности в рыночной среде функционирования материального производства.
Предприятия, производственный и рыночный потенциал которых при надлежащем менеджменте обеспечивает их нормальное функционирование. выделены в первую группу, куда вошли 55 предприятий.
Ко 2 группе отнесены предприятия, потенциал которых обеспечит нормальную работу при определенных внутренних преобразованиях и государственной поддержки. К этой группе отнесены 71 предприятие.
Неэффективные и бесперспективные предприятия, характеризующиеся низким производственным и рыночным потенциалом, составляют третью группу.