Реформирование предприятий 2 группы состоит в оптимизации производственной и организационной структуры для поэтапного расширения сегмента товарного рынка и формирования самовоспроизводящейся системы.
Для предприятий 3 группы реформирование состоит в реструктуризации
(перепрофилировании), либо в их ликвидации.
Обшей целью реформирования для предприятий всех трех групп является
повышение технологической структуры производства и качества управления.
Реализация названных целей реформирования требует решения следующих задач:
. создание законодательной и нормативной базы, позволяющей государству более целенаправленно осуществлять свои функции регулирования;
. разработка методической базы для проведения реформы и создания достаточной интеллектуальной и финансовой базы;
. осуществление мониторинга за процессами реформирования предприятий, прежде всего - пилотных.
Сопутствующими задачами реформы предприятий, позволяющими реализовать главные цели являются:
. защита прав акционеров, участников, собственников,
. четкое разграничение ответственности собственников и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к эффективным собственникам;
. обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий;
. обеспечение прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для собственников, инвесторов, кредиторов - поставщиков;
. создание эффективного механизма управления предприятиями.
3. Основные направления реформирования предприятий и формы его регулирования
3.1. Передача независимому регистратору ведения реестра акционеров
Ведение реестра акционеров независимым регистратором позволит защитить права в первую очередь мелких держателей акций путем создания системы регистрации прав собственника, а также регистрации прав пользования, владения и распоряжения имуществом.
Фонду республиканского имущества Республики Бурятия, Бурятской дирекции Комиссии по ценным бумагам РФ необходимо принимать меры (через механизм лицензирования) по дальнейшему укрупнению независимых регистраторов в целях достижения прозрачности за движением ценных бумаг и адекватному реагированию на изменение количества и состава собственников.
3. 2.Пересмотр устава предприятия и уточнение контракта с руководителем предприятия.
В условиях недостаточного контроля собственника за деятельностью управляющих (исполнительных директоров), необходимы меры по повышению ответственности руководителей предприятий за принимаемые управленческие решения, сохранность и эффективность использования имущества предприятия, финансово-хозяйственные результаты его деятельности. В этих целях предлагается:
. установить, предусмотренную законодательством полную материальную ответственность руководителей предприятий за причиненные убытки,
. предусматривать в контрактах упрощенную процедуру расторжения договора между исполнительным руководителем и организацией;
. при заключении контрактов с руководителями предприятий устанавливать разрешительный порядок совместительства, в целях ограничения сложившейся практики одновременной работы на руководящих должностях в разных организациях;
. в связи с тем, что процесс продажи акций предприятий держателями мелких пакетов и переход мелких акционеров в категорию наемных работников приняли массовый характер необходимо включение в устав предприятия целесообразность представительства наемных работников в руководстве предприятием.
3. 3. Реализация прав собственности на землю.
Без собственности на землю, где размещается предприятие невозможно
вести политику повышения ликвидности предприятия, его инвестиционной
привлекательности и задействования механизма ипотеки. Поэтому реформа
предприятия предусматривает в первую очередь рекомендовать внедрение в
практику выкупа земельных участков под приватизированными предприятиями,
руководствуясь при этом Указом Президента РФ от 16.05.1997г. М485 "О
гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в
собственность земельных участков под этими объектами''. Постановлением
Правительства РБ от 31.10.1995г. №60 "0 продаже земельных участков,
занимаемых приватизированными объектами, находившимися в федеральной
собственности и государственной собственности Республики Бурятия", а также
дополнением к вышеуказанному постановлению, в соответствии с п.4 настоящего
постановления, предоставляющим рассрочку при выкупе земельных участков под
приватизированными предприятиями (приложение № 2).
3.4. Инвентаризация имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия
Рост конкурентоспособности предприятий прежде всего лежит на пути сокращения условно-постоянных расходов.
Исходя из тенденции роста ставок налога на недвижимость совершенствование производственной структуры предприятия должно вестись путем выведения из баланса предприятия избыточных производственных мощностей и площадей на основе списания, создания новых (дочерних) юридических лиц, создания ТПЗ свободного предпринимательства и т.д.
Параллельно следует завершить передачу объектов социально-бытового и культурного назначения в ведение местных органов исполнительной власти, в соответствии с порядком передачи.
3.5.Рыночная оценка активов предприятия.
Рыночная оценка активов предприятий - залог привлечения портфельных
инвестиций на основе эмиссии акций на фондовых рынках страны и за рубежом.
Важнейшей задачей государства в лице Правительства является формирование
независимого института оценщиков имущества.
В свою очередь задача предприятий - увеличивать оценочную привлекательность (ликвидность) имущества.
3.6. Усиление положения предприятия на товарном рынке, его финансового потенциала и эффективности управления.
Переход от политики сбыта продукции по разнарядкам к маркетинговой концепции сегментации товарных рынков является ключевым в системе совершенствования управления. Для этого на всех реформируемых предприятиях следует создавать специализированный маркетинговый центр ведущего агрессивную товарную политику, включающую в себя:
. общую характеристику положения предприятия на рынке, выработки государственной политики и подготовки (обновления) нормативных актов применительно изменяющейся конъюнктуры рынка, объема импорта и экспорта аналогичной продукции и потребляемого сырья, производства и импорта продукции-заменителя; сегментации рынка; по степени (эластичности спроса сложившихся цен, потенциальной и реальной емкости рынка, его насыщенности);
. выявление конкурентов и анализ их деятельности (общая информация о конкурентах, сильные и слабые стороны конкурентов по качеству выпускаемой продукции, ценовой политике, продвижению товара, сбытовой политике, после продажному обслуживанию, формам осуществления расчетов, определение уровня конкуренции в секторе товара выпускаемой продукции);
. составление оптимистического, пессимистического и средневзвешенного прогноза развития рынка;
. анализ эффективности существующей стратегии сбыта;
. анализ эффективности использования различных каналов сбыта товара (прямые связи, розничная продажа, биржевая или аукционная продажа, дистрибьюторская и дилерская схема сбыта);
. анализ эффективности существующей системы снабжения;
. анализ эффективности использования различных каналов снабжения (прямы связи ,через биржевую сеть, через посредников и т.д.);
. анализ развития рынка потребляемых видов сырья и материалов, выявление более выгодных поставщиков;
. анализ существующей организации производственных процессов, снабжения и сбыта по каждому виду выпускаемой продукции;
. анализ эффективности производства каждого вида выпускаемой продукции, в том числе на основе определения прямых затрат, а также затрат по организации снабжения и сбыта, структуры затрат по производству и сбыту, в том числе в разрезе постоянных и переменных издержек;
. подготовка предложений по оптимизации ассортимента выпускаемой продукции, с учетом требований сертификации продукции и антимонопольного законодательства.
Анализ сильных и слабых сторон предприятия относительно своих
конкурентов проводится по следующим направлениям : маркетинг, производство,
НИОКР, финансы, персонал, управление и организация производства, наличие и
масштабы непроизводственной деятельности.
. информационное обеспечение маркетингового центра с применением новейших технических средств и высокого качества персонала.
3.7. Разработка конкретной программы мер по ликвидации задолженности по оплате труда
Реализация этого направления реформирования предприятия позволит восстановить стимулирующую роль заработной платы, улучшить социально- психологический климат на предприятии, что является важнейшим фактором повышения производительности труда.
Программы должна включать: проведение анализа основных причин несвоевременной выплаты заработной платы, разработку конкретного плана мероприятий по погашению задолженности по выплате заработной платы, включая определение сроков и порядка возврата долга.
В контрактах, заключаемых с руководителем предприятия, предусмотреть их ответственность за обеспечение своевременной выплаты заработной платы и увязки размеров должностных окладов и поощрений руководителей с наличием указанной задолженности.
3. 8. Проведение реструктуризации задолженности
Порядок и условия проведения реструктуризации задолженности
предприятий по платежам в федеральный и республиканский бюджеты и
внебюджетные фонды определены Постановлением Правительства Российской
Федерации от 5.03.1997г. №254 "Об условиях и порядке реструктуризации
задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет", приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 29.04.1997г. №35н,
Государственной налоговой службы Российской Федерации от 29.04.1997г. №АП-З-
10/ 98 и Федеральной службы России по делам о несостоятельности и
финансовому оздоровлению от 29.04.1997г. №01 "0 порядке применения
постановления Правительства Российской Федерации от 5.03.1997г.№254 "Об
условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в
федеральный бюджет", а также Указом Президента Республики Бурятия от
10.07.1997г. №172 "0 списании пени, начисленных предприятиям и организациям
за несвоевременную уплату налоговых платежей в доле республиканского и
местных бюджетов Республики Бурятия" и постановлением Правительства
Республики Бурятия от 9 сентября 1997г. №325 "0 мерах по снижению
задолженности, реструктуризации платежей в федеральный и республиканский
бюджеты и внебюджетные фонды хозяйствующих субъектов", пунктами 7 и 8
данного постановления.