Безотлагательное реформирование системы бухгалтерского учета стало необходимым условием активизации инвестиционной деятельности, улучшения качества управления предприятием. Отрицательной чертой действующей системы является ее ориентация на одного пользователя-налоговые органы, и вследствие этого искажение реальной картины финансово-экономического состояния для акционеров, инвесторов, кредиторов, менеджеров.
Реформа бухгалтерского учета требует адаптации к ней всей системы
ведения учета на уровне предприятия, подготовки кадров бухгалтеров,
экономистов предприятий, налоговых и других работников. Поэтому
комплексная, постепенная перестройка бухгалтерского учета в соответствии с
требованиями международных стандартов займет 3-4 года и должна будет
осуществляться в несколько этапов: в 1997 году будет создана правовая база
реформы бухгалтерского учета, направленная на приведение его в соответствие
международным стандартам. Одновременно необходима разработка программ
обучения бухгалтеров и аудиторов. В 1998 году можно начать внедрение новой
системы бухгалтерского учета. В течение 1998-1999 годов возможно
параллельное сосуществование двух балансов - в старой и новой формах. На
этом этапе все практикующие бухгалтеры должны пройти переподготовку, и в
2000 году завершить переход к новой системе бухгалтерского учета.
3.10.Подгопювка и переподготовка кадров.
Выполнение этого направления реформирования предприятия предусматривает разработку планов обучения и переподготовки кадров предприятия, формирование кадровой политики, предусматривающей наем на контрактной основе квалифицированного персонала, необходимого для реформы предприятия.
Приобретение управляющими и персоналом умения пользоваться современными инструментарием и методиками хозяйственного анализа.
Переподготовка бухгалтеров и финансистов для перехода на международные стандарты ведения бухгалтерского учета.
Рекомендовать применение норматива минимальных обязательных ежегодных затрат на внутрифирменное обучение персонала в размере 1,5%, а для малых предприятий 1,0% от суммы выплаченной заработной платы.
Для осуществления этого направления концепции необходима разработка
республиканского плана обучения и подготовки кадров в рамках
разрабатываемого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О
подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства
Российской Федерации" Государственного плана подготовки управленческих
кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 1998/99
учебном году.
3.11. Выработка стратегии развития предприятия.
Основным "слабым" местом практических всех без исключения предприятий республики является отсутствие стратегии развития предприятия на перспективу. Выработка ее позволит выявить среднесрочные и долгосрочные ориентиры развития предприятия, достижение которых обеспечит предприятию максимальный эффект от его экономической деятельности в перспективе.
Выработка стратегии предприятия должна проводиться исходя из прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления предприятием.
Начальной стадией выработки стратегии предприятия должно быть формирование стратегии поведения на рынке в соответствии с которой определяется система снабженческо-сбытовой, производственно- технологической, инновационной, финансовой, инвестиционной, кадровой политики.
В соответствии с основными направлениями деятельности и избранной стратегией должна быть определена и организационно-управленческая структура предприятия.
Главной причиной отсутствия отработанной стратегии развития большинства предприятий является недостаток финансовых средств на ее разработку, а самим предприятиям, в силу отсутствия достаточно квалифицированных для этого кадров, сделать невозможно. В связи с этим целесообразно временно перейти от практики кредитования инвестиционных проектов за счет средств республиканского бюджета развития на финансирование разработки самим проектов, как показала практика, кредитование представляемых предприятиями бизнес-планов не дает должного эффекта из-за чрезвычайно низкого качества самих проектов.
3.1 Обобщающим документом по осуществлению мер реформирования предприятия будет являться "Паспорт предприятия" в который вносятся изменения с периодичностью, определенной для предприятия по представлению информации в органы государственной статистики.
На основе данных Паспорта будут приниматься решения об оказании данному предприятию любых форм государственной поддержки.
4. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
В отношении предприятий принявших решение о реформировании и ведущих ее осуществление предусматриваются следующие формы государственной поддержки:
. поддержание спроса на конкретные виды продукции и услуги предприятия в рамках государственного (республиканского) заказа;
. стимулирования экспорта продукции высокой степени обработки,
. содействие созданию финансово-промышленных групп и других форм интеграции банковского и промышленного капитала;
. предоставление республиканской и муниципальной собственности в лизинг и аренду на льготных условиях;
. создание территориально-производственных зон свободного предпринимательства;
. предоставление беспроцентных ссуд на разработку бизнес-планов за счет средств бюджета развития Республики Бурятия;
. страхование инвестиций от некоммерческих рисков;
. содействие в формировании благоприятного имиджа предприятий.
. предоставление режима наибольшего благоприятствования при реструктуризации задолженности в республиканский бюджет Республики
Бурятия;
. налоговое освобождение до полной самоокупаемости реализуемого инвестиционного проекта при переходе на международную систему бухучета;
. поощрение предприятий производящих конкурентоспособную продукцию и расширяющих и завоевывающих новые товарные рынки путем предоставления инвестиционных налоговых кредитов.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ КРИТЕРИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
. передача ведение реестра акционеров независимым регистраторам;
. эффективность работы по реструктуризации долгов перед республиканским и местными бюджетами и внебюджетными фондами;
. снижение неденежных форм расчета;
. переход на параллельное ведение двух бухгалтерских балансов -по старой и новой системам;
. наличие средне- или долгосрочного бизнес-плана;
. отказ от бартерных форм расчета;
. переход на международные стандарты бухгалтерского учета;
. наличие договоров страхования имущества.
. отсутствие текущей задолженности по уплате налогов и платежей.
Положение о территориально-производственной зоне свободного предпринимательства республики Бурятия
1. Общие положения
1. 1. Территориально-производственная зона (далее - ТПЗ) свободного предпринимательства создается на базе предприятий Республики Бурятия в целях:
. создания механизма поддержки предприятий промышленности за счет привлечения сторонних производителей на неэффективно используемые площади и производственные мощности базового предприятия;
. изыскания дополнительных финансовых ресурсов и привлечения государственных инвестиций для развития и совершенствования производственных сил республики и освоения принципиально новых технологических процессов;
. структурной перестройки производства;
. сохранения кадрового потенциала предприятий промышленности;
. стимулирования развития и поддержки малого и среднего предпринимательства,
. стабилизации социально-экономической и политической обстановки в республике.
1.2. Действие настоящего Положения распространяется на все
отечественные, иностранные юридические и физические лица, работающие в ТПЗ
(далее - участники ТПЗ).
1.3. На территории ТПЗ действуют законодательство Российской
Федерации, а также нормативные акты Республики Бурятия, регулирующие
производственную деятельность. Все участники ТПЗ пользуются следующими
льготами:
. освобождение от налоговых платежей, зачисляемых в республиканский и местный бюджеты.
. понижение арендной платы (на уровне коммунальных платежей);
. возможность ускоренной амортизации; - создание свободных таможенных складов.
. средства от налоговых освобождений базового предприятия направляются на развитие и совершенствование производства.
14. ТПЗ располагается только на территории предприятий, перечень
которых утверждается Правительством Республики Бурятия по представлению
Координационного совета и согласованным с отраслевыми министерствами
Республики Бурятия.
1.5. Координационный совет ТПЗ может вносить в настоящее Положение
изменения и дополнения с последующим утверждением в установленном порядке
Правительством Республики Бурятия.
2. Порядок создания и функционирования ТПЗ
2.1. ТПЗ формируется на территории и производственной базе конкретного промышленного предприятия, собственники которого вырази-то согласие сделать из него базовое предприятие для ТПЗ (далее - базовое предприятие).
2.2. ТПЗ географически ограничена обособленной территорией базового предприятия, включая отдельно располагающиеся его участки.
2.3 При размещении ТПЗ базовое предприятие ревизуется по признаку
загруженности площадей, производственного и кадрового потенциала.
Действующие производства и участки с гарантированной загрузкой
локализуются, сохраняя работу по профилю.
Для размещения привнесенных производств сторонним участникам ТПЗ предлагаются незагруженные производственные мощности и площади, имеющиеся на базовом предприятии.
2.4 В ТПЗ отечественные и иностранные юридические и физические лица создают предприятия, осуществляющие все виды деятельности, за исключением торгово-посреднической
2.5. Указанные предприятия создаются на принципах аренды или внесение долей в уставный капитал предприятия, действующих на территории ТПЗ и на других предусмотренных законом основаниях.
2.6. Иностранные предприниматели осуществляют свою деятельность в ТПЗ в соответствии с действующим российским законодательством.
2.7. Вопросы найма и увольнения работников, размеров оплаты труда,
режима рабочего времени регулируются трудовым законодательством Российской
Федерации и непротиворечащими ему правилами внутреннего трудового
распорядка.
Установление изъятий из законодательства для иностранных граждан
(предприятий) возможно на основе межгосударственных и межправительственных
договоров и соглашений.
2.8. На предприятиях - участниках ТПЗ вопросы регулирования
распределения прибыли, инвестирования, регулирования средств, направляемых
на потребление, регламентируются актами субъектов хозяйственной
деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации.