Управление финансовыми результатами
p> 1.01.2000, млн. руб


|Уставной капитал |42,387 млн. руб. |
|Стоимость основных средств |436,611 млн. руб. |
|Объем производства товарной |1454,4 млн. руб. |
|продукции в 1999 году. | |
|Кредиторская задолженность |334,998 млн. руб. |
|Дебиторская задолженность |262,585 млн. руб. |
|Собственные средства |871,725 млн. руб. |
|предприятия | |
|Прибыль оставшаяся в |166,347 млн. руб. |
|распоряжении предприятия за | |
|1999 год | |

Поскольку всю деятельность завода охватить крайне сложно, то мы попытаемся выработать решения на основе описанных методик для улучшения финансовых результатов ЗАО по самому важному направлению его деятельности – конвейерной резинотканевой ленты. От данного вида деятельности предприятия получает приблизительно 48% от общей выручки завода. Поэтому для принятия более обоснованных управленческих решений в области управления финансовыми результатами опишем маркетинговую ситуацию.

Производство конвейерных лент осуществляется в России на 5 предприятиях. Из них наиболее крупными производителями конвейерной ленты являются три предприятия:
. ЗАО «Курскрезинотехника» г. Курск;
. АО «Уральский завод резинотехнических изделий» г. Екатеринбург.
. АО «РТИ – Каучук» г. Москва.

АО «Уральский завод РТИ» – крупное предприятие этой отрасли, до экономического спада выпускавшее до 2600 тыс. кв. м. резинотканевой ленты
(1990 год) имеет оборудование для производства лент шириной 1600 мм и выше, в настоящее время занимает 25% рынка (данные 1998 года).

АО «РТИ – Каучук» – производит ограниченный ассортимент резинотканевых лент за 1998 год выпуск составил 14%. В настоящее момент предприятие не может составить серьезной конкуренции ЗАО «Курскрезинотехника».

Кроме того, в виду неудовлетворенности спроса на рынке России начинают разворачиваться зарубежные предприятия. Основные зарубежные предприятия поставщики конвейерных лент на рынок России: компании «Контитекс», и
«Транспортгуми Бланкенбург» (Германия), «Матадор» (Словакия), «Стомил-
Белхатов» (Польша).

Однако, имея явные конкурентные преимущества в области качества продукции, зарубежные предприятия пока не в состоянии предложить российским потребителям приемлемый уровень цен.

Цена на резинотканевую конвейерную ленту на мировом рынке составляет в зависимости от номенклатуры от 50 до 350 $ за кв. м.. Цена на внутреннем рынке России по состоянию на ноябрь 1999 года составляла от 20 до 70 $ за кв. м. в зависимости от номенклатуры.

Рассмотрение объемов производства на рынке конвейерных лент в России в
1995 – 1999 годах по сравнению с 1990 годом показывает, что их производство сократилось на 78,5% и упало с 9112,1 тыс. кв. м. до 1938,4 тыс. кв. м. В настоящее время наблюдается 4 – 5% рост производства.

Таблица 3


Производство ленты конвейерной резинотканевой по годам всего по России и по ЗАО "Курскрезинотехника"

|Показатели |Год |
| |1990 |1997 |1998 |1999 |
|Лента конвейерная |9112,1 |1911,4 |1976,5 |1938,4 |
|резинотканевая тыс. кв. | | | | |
|м. Всего | | | | |
|Производство ленты |3069,3 |990,2 |1195,3 |1174,9 |
|конвейерной | | | | |
|резинотканевой ЗАО | | | | |
|«Курскрезинотехника» | | | | |
|тыс. кв. м. | | | | |

Как видим предприятие занимает более половины отечественного рынка, поэтому было бы неразумным не получать на данном сегменте рынка значительных финансовых результатов. В связи с данной ситуацией мы и попытаемся осуществить управление прибылеобразованием с помощью описанных методик.


3.2 Управление прибылью производства конвейерной резинотканевой ленты на основе операционного анализа

РУКОВОДИТЕЛЮ ЛЮБОГО ПРЕДПРИяТИя НА ПРАКТИКЕ ПРИХОДИТСя ПРИНИМАТЬ
МНОЖЕСТВО РАЗНООБРАЗНЫХ УПРАВЛЕНчЕСКИХ РЕШЕНИЙ. КАЖДОЕ ПРИНИМАЕМОЕ РЕШЕНИЕ,
КАСАЮЩЕЕСя ЦЕНЫ, ЗАТРАТ ПРЕДПРИяТИя, ОБЪЕМА И СТРУКТУРЫ РЕАЛИЗАЦИИ, В
КОНЕчНОМ ИТОГЕ СКАЗЫВАЕТСя НА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ ПРЕДПРИяТИя. ПРОСТЫМ И
ВЕСЬМА ТОчНЫМ СПОСОБОМ ОПРЕДЕЛЕНИя ВЗАИМОСВяЗИ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ
ЭТИМИ КАТЕГОРИяМИ яВЛяЕТСя МЕТОД «ЗАТРАТЫ – ОБЪЕМ – ПРИБЫЛЬ». ДЛя
ПРОВЕДЕНИя ТАКОГО АНАЛИЗА НЕОБХОДИМА ИНФОРМАЦИя ПЕРЕМЕННЫХ, ПОСТОяННЫХ
ЗАТРАТАХ, ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И ВАЛОВОЙ ВЫРУчКИ ПРЕДПРИяТИя. ДАННАя
ТЕХНОЛОГИя ПОМОЖЕТ ПРИНИМАТЬ ОПЕРАТИВНЫЕ РЕШЕНИя, КАК ПО ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКЕ,
ТАК И В ПЛАНЕ ПОЛИТИКИ ЗАТРАТ И ОБЩЕЙ НОМЕНКЛАТУРЫ ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ.
ОДНАКО МЫ ОГРАНИчИМСя ИНТЕРЕСУЮЩИМ НАС ВОПРОСОМ.

Для выделения ставки переменных и постоянных затрат выберем несколько месяцев в 1999 году (табл.4).

Таблица 4


Объемы произведенной резинотканевой конвейерной ленты и понесенные затраты по месяцам в 1999 году

|ПОКАЗАТЕЛИ |ГОД 1999 |
| |Месяцы |
| |Январь |Март |Апрель |Декабрь |
|Производство продукции в |70,65 |108,26 |113,54 |95,8 |
|натуральном выражении, (Q) | | | | |
|тыс. м2. | | | | |
|Затраты (издержки |30896,2 |46811,9 |48016,3 |43816,1 |
|производства) (С), тыс. | | | | |
|руб. | | | | |
|Итого в среднем за месяц |
|Объем производства тыс. м2 |Затраты (издержки производства) |
| |тыс. руб. |
|97,06 |42385,13 |

Сформируем дополнительную таблицу (табл.5)

Таблица 5

Сопоставление максимального и минимального объемов производства конвейерной ленты


|Показатель |Объем производства |Разность между |
| | |максимальным и |
| | |минимальными |
| | |величинами |
| |Максим. |Миним. | |
|Уровень |113,54 |70,65 |42,89 |
|производства | | | |
|тыс. кв. м. | | | |
|% |100 |62,22 |37,78 |
|Полная |48016,3 |30896,2 |17120,1 |
|себестоимость | | | |
|тыс. руб. | | | |

С помощью метода минимальной и максимальной точки были найдены переменные затраты на 1 тыс. кв. м. ленты и постоянные затраты за месяц.

Цена реализации была рассчитана по средневзвешенной, т. е. отношение суммы произведений объема производства и стоимость реализации 1 тыс. кв. м., деленная на сумму общего объема реализации за рассматриваемый период. В результате среднемесячные показатели представлены в табл.4.

Таблица 6

Средние показатели работы ЗАО «Курскрезинотехника» за месяц по резинотканевой конвейерной ленте

|Показатели (в среднем за месяц) |Единицы |Количество |
| |измерения | |
|Объем производства |Тыс. кв. м. |97,06 |
|Цена (средневзвешенная) |Тыс. руб./1 |524,39 |
| |тыс. кв. м. | |
|Выручка от реализации |Тыс. руб. |50897,29 |
|Переменные затраты на 1 тыс. кв. м. |Тыс. руб. |399,13 |
|Переменные затраты |Тыс. руб. |38739,56 |
|Валовая маржа |Тыс. руб. |12157,73 |
|Постоянные затраты |Тыс. руб. |2699,08 |
|Прибыль |Тыс. руб. |9458,65 |

Чтобы определить силы операционных рычагов по каждому фактору следует воспользоваться формулами (20, 21, 22 и традиционной - ВМ/Прибыль)
(табл.7).

Таблица 7

Сила операционных рычагов по факторам

|Сила операционного рычага по объему реализации |1,3 |
|(ОР) | |
|Сила операционного рычага по цене (Рцены) |5,4 |
|Сила операционного рычага по переменным затратам|4,1 |
|(Рпер) | |
|Сила операционного рычага по постоянным затратам|0,3 |
|(Рпост) | |

Определив силу операционных рычагов по каждому фактору, мы можем провести анализ чувствительности прибыли к изменению факторов. Напомним, что в случае изменения анализируемого фактора прибыль в процентном отношении изменится в определенное число раз больше, чем изменится анализируемый фактор в процентном отношении. Значение силы воздействия операционного рычага по анализируемому фактору и показывает, в какое определенное число раз изменится прибыль.

Выберем на наш взгляд вероятный диапазон изменения показателей и просчитаем изменение прибыли (табл. 8).

Таблица 8

Анализ чувствительности прибыли при изменении анализируамых факторов

|Анализируемые |Сила |Процентное изменение прибыли при изменении |
|факторы |операционн|фактора на: |
| |ого рычага| |
|Цена |5,4 |-84,0 |-48,6 |-27,0 |+27,0 |+48,6 |+84,0 |
|Переменные |4,1 |+61,5 |+36,9 |+20,5 |-20,5 |-36,9 |-61,5 |
|затраты | | | | | | | |
|Постоянные |0,3 |+4,5 |+2,7 |+1,5 |-1,5 |-2,7 |-4,5 |
|затраты | | | | | | | |

Уже только определив силу операционных рычагов по каждому фактору, мы можем проранжировать каждый фактор по степени влияния на прибыль при его изменении. Кроме того, существуют общие закономерности, которые будут иметь место при любых полученных результатах. Обратим на них внимание.

Зная формулы для определения силы операционных рычагов по факторам, мы легко можем записать, что

Рцены = Рпер + ОР

В свою очередь

ОР = 1 + Р пост

Следовательно, ОР всегда больше Рпост, а значит, изменение объема реализации всегда в большей мере влияет на прибыль, чем изменение постоянных затрат.

Записать теперь силу операционного рычага по цене можно как:

Рцены = Рпер + Рпост + 1 мы можем утверждать, что изменение цены всегда в наибольшей мере влияет на изменение прибыли по сравнению с другими факторами, так как Рцены>Рпер,
Рцены>ОР, Рцены>Рпост.

Определение места переменных затрат на этой рассматриваемой шкале не так однозначно. Надо иметь ввиду, что редко, но могут встречаться случаи
(например, высокоавтоматизированное производство), когда переменные расходы могут оказаться меньше валовой маржи или даже постоянных затрат.

Условную шкалу по степени влияния факторов на прибыль можно представить следующим образом: (см. приложение А рис.1).

Таким образом, на ЗАО «Курскрезинотехника» наибольшее влияние на прибыль оказывает цена в случае ее изменения, так как Рцены=5,4. Переменные расходы по своему влиянию на прибыль оказываются на втором месте за ценой, так как Рпер=4,1. Далее следуют соответственно объем реализации (ОР=1,3) и постоянные расходы (Рпост=0,3).

Построим график эластичности к анализируемому фактору.

Чем круче наклон прямых на рис.2 (приложение А), тем выше эластичность прибыли к изменению анализируемых факторов. Угол же наклона прямых определяется силой операционного рычага: чем сила операционного рычага больше, тем больше угол наклона.

Следуя логике операционного анализа, проведем анализ безубыточности предприятия. Данный анализ будет отличаться от общепринятой технологии тем, что будет проведен, как и в первом случае по всем факторам (см. формулы
14,15,16,17 и данные из таблиц №6 и №7) (табл.9).

Таблица 9

Значение факторов, при которых прибыль равна нулю


|факторы |Показатели |
| |Критическое |ЗФП (%) |ЗФП (А) |
| |значение (точка | | |
| |безубыточности) | | |
|Объем реализации|22,40тыс. м2. |79,92 |39151,76 тыс. |
| | | |руб. |
|Цена за ед. |427,28 тыс. руб. |18,52 |97,11 тыс. руб.|
|Переменные |496,48 тыс. руб. |24,39 |97,35 тыс. руб.|
|затраты на ед. | | | |
|Постоянные |11696,01 тыс. |333,33 |8996,93 тыс. |
|затраты |руб. | |руб. |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать