2. приростом числа молодых семей, в последствии снижения возраста вступления в брак;
3. тенденцией к отделению молодых семей от родительских;
4. увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокими матерями.
К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей.
V Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).
V Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.
V Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и другое).
V Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги).
В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения также увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. В связи с этим основными задачами социальной защиты станут:
1. Реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, прежде всего в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержкой семей с детьми и другое.
2. Адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально- экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширения перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников.
3. Совершенствование организации социальной зашиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя.
4. Широкое использование активных форм социальной поддержки населения
(социальной и психологической реабилитации и адаптации населения), содействие самореализации и самообеспечению, профессиональный ориентации и так далее.
Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствования соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», «О порядке назначения и выплат ежемесячных компенсаций женщинам, имеющих детей в возрасте до 3 лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждения, организации», «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров» и другие.
Для решения конкретных задач социальной защиты семьи шире стал
применяться программно-целевой метод. В частности разработана и принята к
выполнению федеральная программа «Дети России», в которую входят 6 целевых
программ: «Дети - инвалиды», «Дети - сироты», «Дети Чернобыля», «Дети
Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».
Первоосновой системы защиты детства выступает правовая база. Она
включает международное законодательство, российские государственные законы
и местные положения, инструкции, методики. Международное законодательство
по защите детства представлено Хартией детства. Декларацией прав ребенка. В
качестве государственной правовой базы социальной защиты детства выступают
Конституция РФ, Закон о семье, Закон об образовании и так далее. В России
действует президентская программа «Дети России» (Указ Президента РФ от
13.08.1994 года №474). Издан ряд положений и постановлений, например, «О
гарантиях прав граждан РФ на получение образования», «Об учреждениях
профессионально-технического образования», «Общеобразовательных
учреждениях», принята программа «Вакцинотерапия» и другие.
Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери т ребенка.
Правовое обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых
разнообразных. На социальную защиту младенцев и детей дошкольного возраста
мобилизованы учреждения здравоохранения, образования и социального
обеспечения. Вместе с тем учреждения защиты семьи, матери и ребенка
финансируются недостаточно, что заставляет искать средства для проведения
мер социальной защиты детей.
Расширяется психологическая помощь детям и молодежи. В частности проводятся мероприятия, формирующие устойчивость против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения. Результатом работы является формирование социальной защищенности детей и подростков.
Современная материально-экономическая база социальной защиты детства значительно ослабла. Прежде всего, надо отметить, что благополучие многих семей пошатнулось. Родительские узы ослабли. Затраты на воспитание детей в общем семейном бюджете возросли, но идут они в основном на питание, одежду, обувь, школьно-письменные принадлежности, а не на книги, театр, экскурсии и другие воспитательные мероприятия средств не остается. Снизилось и качество питания детей. Год от года выпускается все меньше и меньше детских и художественных юношеских фильмов, мультфильмов, велики трудности с учебниками. Все это отнюдь не способствует укреплению социальной защищенности детей.
В России существует прочная правовая база социальной защиты подрастающих поколений.
Плата за содержание детей в детских яслях и садах дифференцирована в зависимости от благосостояния родителей, а социально незащищенные совсем освобождены от нее. Время пребывания детей в дошкольных учреждениях варьируется в зависимости от потребностей и возможностей семьи. Социальная защита дошкольников осуществляется во взаимодействии с медициной, педагогикой, правительством. Органы социальной защиты населения предоставляют льготные условия для пребывания дошкольников в санаториях, на летних дачах, лагерях.
Социальная защита детей включает в себя предупреждение педагогического травматизма, обучение без неудачников, без второгодников, поскольку им свойственны психологические состояния, угнетающие жизнедеятельность детей. Социальная работа такого плана носит профилактический и терапевтический характер.
Основной государственной политики в области социальной защиты
инвалидов является обеспечение им равные с другими гражданами возможностей
реализации гражданский, экономических, политических и других прав и свобод
в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
В законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»
сформулированы основные принципы социального обслуживания граждан пожилого
возраста; предоставление государственных гарантий в сфере социального
обслуживания; равные возможности в получении социальных услуг;
преемственность всех видов социального обслуживания на индивидуальные
потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственность органов
власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном
обслуживании и другое. Законом предусматривается различные формы
социального обслуживания, в том числе: социальное обслуживание на дому,
включая социально-медицинское обслуживание; полустационарное социальное
обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в
учреждениях социального обслуживания (как правило, в ситуациях, не терпящих
отлагательства – организация питания, обеспечение одеждой, обувью,
ночлегом, срочное предоставление временного жилья и тому подобной);
социально-консультативная помощь.
Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированны государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.
Бесплатно оказываются социальные услуги:
V одиноким гражданам (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума;
V гражданам пожилого возраста, инвалидам, имеющим родственников, но получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума;
V пожилым людям и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума.
Социальные услуги на уровне частичной оплаты оказывает лицам, чей среднедушевой доход (или доход их родственников, членов их семей) составляет 100 – 150% прожиточного минимума. Социальные услуги на условиях полной оплаты оказывается гражданам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых выше 150% прожиточного минимума.
Социальная защита молодежи занимает весомое место в системе социальной защиты.
Молодежь – это особая социально-демографическая группа, переживающая
период становления социальной зрелости, положение которой определено
социально-экономическим состоянием общества. Границы молодежного возраста
подвижны. Они зависят от социального-экономического развития общества,
достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей.
Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни
людей, расширение границ молодежного возраста от 14 до 30 лет. К числу
особо тревожных тенденций в молодежной среде относятся: отставание уровня
образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение
падения престижа общего и профессионально-технического образования;
увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким
уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение и ряд других.
Внедрение отношений обострило проблему социальной защищенности в сфере
труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды
безработных.
Изучение реальной потребности молодежи в социальных услугах
выступает ключевым элементом при формировании системы их социального
обслуживания. Согласно исследованиям, молодежь нуждается, прежде всего, в
Берже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования,
работе телефона доверия, центре помощи молодой семье, общежитии – приюте
для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома.
В городе Воронеже социальная защита и социальное обеспечение населения осуществлялись по следующим направлениям.
В 2001 – 2002 годах разработаны и приняты комплексные муниципальные
программы «Дети Воронежа», «Организация отдыха, оздоровления и занятости
детей и подростков города Воронеж в период школьных каникул», комплекс
мероприятий по социальной поддержке ветеранов, инвалидов, малоимущих
жителей города Воронежа», «Программа по дальнейшему повышению уровня
обслуживания населения города Воронежа бытовыми услугами на период 2001 –
2003 года», определенны и разработаны основные направления по улучшению
положения женщин, детей и многодетных семей, объем финансирования в 2001 –
2002 годах – более 45 миллионов рублей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9