(радикальный), националистический (неомарксистский) . Каждый из них по- своему интерпретирует взаимоотношения ТНК и их национальных правительств.
За последние тридцать лет эти отношения претерпели большие перемены: от конфликтов к сотрудничеству. Если раньше правительства пытались ограничить деятельность ТНК, то сегодня ТНК рассматриваются ими как средство укрепления национальных позиций, создания национальных преимуществ.
Система отношений между государством и ТНК представляет собой диалектическое единство противоречий. С одной стороны, ТНК являются важным инструментом внешнеэкономического и внешнеполитического влияния, и государство не может не использовать это в интересах своего утверждения на мировой арене. С другой стороны, единство интересов не исключает наличие противоречий, главным из которых является противоречие между интернациональным глобальным характером операций ТНК и территориально ограниченной юрисдикцией государства. Государство постоянно пытается утвердить контроль над вывозом капитала, товаров, технологий. ТНК осуществляя спою стратегию получения долгосрочных прибылей, оказывают воздействие на экономическую конъюнктуру страны-базирования или принимающей страны, и в результате вступают в противоречие с определенными мерами государственного регулирования экономики.
Дж. Даннинг в своей статье "Правительство и ТНК: от конфронтации к кооперации" развивая свою "эклектическую теорию, исследовал отношение между правительствами и ТНК за последние три десятилетия и оценил перспективу их развития. Вот основные его положения:
1. в прошлом государственная политика в отношении ТНК не была явно связана с общей государственной стратегией либо потому, что ТНК контролировали крайне незначительную часть экономики, либо потому, что правительство считало результаты регулирования деятельности ТНК незначительными;
2. сегодня правительства вынуждены рассматривать достижения сравнительных преимуществ в области ресурсов, которые находятся под их юрисдикцией, как самостоятельную экономическую цель, отводя все большее значение как внешним, так и внутренним инвестициям. Это произошло вследствие сближения экономических структур стран. Кроме того, ТНК становятся все более независимыми в выборе места размещения своих филиалов.
Действия правительств в 1960 - 1970-е годы Дж. Даннинг оценивает как
нерегулярные и не скоординированные ими попытки разработать экономическую
стратегию и тактику с учетом роста прямых зарубежных инвестиций, обычно
приводили к конфронтации с
ТНК, причем первые стремились увеличить свою долю за счет деятельности ТНК.
В 1980-е годы глобализация экономики и научно-технический прогресс способствовали переоценке правительствами политических последствий деятельности ТНК и изменению отношения к ним.
В 1990-е годы, правительства стали играть координирующую роль в использовании производственных возможностей, и зарубежные инвестиции рассматриваются как дополнение к внутренним- Они разрабатывают политику, стимулирующую приток иностранных инвестиций в их страны и повышающую конкурентные преимущества их ТНК на зарубежных рынках.
Стратегическое единство интересов ТНК и государств вполне конкретно
проявляется и в том факте, что государственная политика, партийная система,
армия не могут существовать без опоры на финансово-техническую поддержку
ТНК. В постоянную долю издержек, необходимых для внешнеэкономической
экспансии ТНК, превратились расходы чисто политического порядка. Так,
стоимость парламентских выборов в Японии за последние двадцать лет
увеличилась в 70 раз. Общие расходы по выборам президента и состава
Конгресса США выросли с 1976 года по 1980 год со 160 млн. долларов до 2,2
млрд. долларов.
Естественно, невозможно получать от какой-либо организации многие тысячи долларов и при этом не попадать под ее влияние. Действительно, 87 % корпораций считают, что эти "пожертвования" в итоге выливаются в выгодное для них законодательство и политический курс.
Целевой формой связи большого бизнеса с органами государственной власти является система лоббирования, направленная на отстаивание интересов ТНК. Современная лоббистская сеть ТНК включает в себя целые отделы корпораций и их объединений, различные неформальные контактные организации, фонды, бюро и т. д. Они ставят своей целью оказывать влияние на принимаемые законодательные акты, деятельность партий, результаты выборов и решения судебных органов. В своей деятельности лоббисты используют различные методы: организации кампаний по привлечению избирателей к участию в голосовании; налаживание контактов с политическими деятелями и чиновниками госаппарата для дальнейшего влияния на их решения; финансирование предвыборных кампаний, деятельности политических партий и другие.
В ходе проведения конкретной политической кампании ТНК могут
мобилизовать для ее поддержки персонал своих предприятий и предприятий
субподрядчиков, банкиры - своих клиентов.
Кроме того, в последние десятилетия ТНК не ограничиваются только
финансированием каких-нибудь политических деятелей. Крупнейшие владельцы
ТНК сами входят в состав правительств и баллотируются на посты глав
государств. Так, в правительстве Р. Рейгана каждый четвертый член был
мультимиллионером. Более того, многим из них были вверены государственные
посты в секторах экономики, в которых они до назначения имели крупные
финансовые интересы.
Поскольку американские корпорации являются очень крупными вкладчиками капитала, поскольку они оказывают важное влияние на зарубежную производственную стратегию, постольку обычно основное внимание в вопросах отношений ТНК и правительств уделяется именно им. Интересы американских корпораций и внешней политики США в значительной степени совпадают.
Это совпадение интересов ведет к проведению более общей политики между
ТНК и американским правительством. Лидеры американских корпораций и лидеры
государства в общем и целом верят, что иностранная экспансия американских
ТНК служит наиболее важным интересам ТНК. Вследствие этого американская
политика за рубежом, как правило, защищает их. Совпадение интересов
существует в различных областях.
Так, до конца 1970-х годов американцы контролировали добычу большей
части мировых сырьевых материалов и нефти в несоциалистических странах и
гарантировали, таким образом, безопасность снабжения и предпочтения для
американских потребителей в периоды сокращения поставок. Например, во время
Корейской и Вьетнамской войн американцы в значительной мере регулировали
цены на поставки этих товаров. Это достигалось путем собственности и
контроля над ресурсами в других странах. Хотя они были существенно
подорваны в 1980-е годы, влияние американцев в этих секторах продолжает
оставаться весьма сильным.
Американские политические лидеры убеждены, что национальные
интересы США реализуются путем экспансии корпораций в производстве товаров
и услуг. Прямые иностранные вложения рассматриваются как основной
инструмент, посредством которого США могут поддерживать свои позиции на
зарубежных рынках. А зарубежная экспансия ТНК - как средство поддержания
американской доминирующей позиции в мировой всерасширяющейся экономике, и
прежде всего в Западной Европе и Японии. Эта экспансия считается более
эффективной, чем расширение экспорта из США. Производство товаров в
развивающихся странах, особенно производство, которое требует высоких
издержек труда, позволяет американским корпорациям успешно конкурировать в
области производства товаров, стоимость которых бывает низкой. Хотя
американские корпорации экспортируют капитал и технологии, их реальная сила
- финансы, исследования развития и управленческий контроль - остается в
США. ТНК других стран также развивают свое производство, стремясь
поддержать и увеличить свою долю на мировом рынке.
Считается также, что американские ТНК продолжают финансировать баланс и являются главным источником сохранения обмена и баланса этого обмена с зарубежными странами, что укрепляет американскую глобальную военную и политическую позицию, поэтому они рассматриваются как важный фактор американского экономического и политического благосостояния и глобального влияния. Естественно, что ТНК, в свою очередь, боятся национализации или определенного ограничения своей деятельности в зарубежных странах и нуждаются в существенной поддержке и защите американского правительства.
ТНК оцениваются также как проводники глобального экономического развития и механизм распространения американской свободной предпринимательской системы. Начиная с Плана Маршалла, ТНК отводилась роль усиления иностранных экономик и противостояния коммунизму и социалистическим моделям экономического развития.
Так как ТНК по своему характеру являются международно-оперирующими, помимо вышеперечисленных функций они выполняют и функцию дипломатии в сфере внешних сношений, в которой они выступают как политические агенты, имея в этом плане большой потенциал:
1. наличие густой и широкой сети филиалов, дочерних компаний, представительств, связей, которую не имеет ни одно дипломатическое ведомство;
2. присутствие ТНК в экономике принимающих стран, в их инфраструктуре, внешней торговле, в отличие от официальной дипломатии, которая действует на межгосударственном уровне;
3. распространение ТНК своего контроля на средства массовой информации, связи, что означает обладание мощным оружием формирования местного общественного мнения;
4. создание в зависимых странах послушной силы в лице представителей местных политических, общественных кругов.
Таким образом, ТНК имеют огромные возможности участвовать в политических процессах не только в странах базирования, но и принимающих странах.
Однако роль инструмента проведения внешней политики одной страны против другой и случае скрытого или прямого конфликта вызывает неудовольствие бизнесменов, поскольку правительство США пытается манипулировать или контролировать деятельность американских ТНК для оказания давления на правительства других стран. Таких примеров можно привести великое .множество. Например, в тех случаях, когда государство проводит антиамериканскую позицию, принимаются ограничительные меры по экспорту определенных товаров в эту страну. ТНК перестают поставлять им необходимую технику и технологии, хотя зачастую, это бывает для них крайне экономически не выгодно. Вообще, угроза непоставки техники и технологии очень часто применяется правительством США. Принимаемые решения по ограничению экспорта и импорта ставят другие страны под контроль и создают для них большие трудности. Необходимо отметить и то, что правительства других стран тоже все чаще стали рассматривать ТНК как инструмент своей национальной политики, например, в плане большего безопасного обеспечения своих стран сырьевыми материалами. В ряде случаев при ослаблении американских ТНК их место занимают японские и другие корпорации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13