Характеристика рынка монополистической конкуренции

Характеристика рынка монополистической конкуренции

КОНКУРЕНЦИЯ: ВИДЫ, МЕСТО И РОЛЬ  В СОВЕРШЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ

 

План:


Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Сущность конкурентной стратегии фирм

1.1            Понятие конкуренции…………………………………………5

1.2             Пять основных сил конкуренции………………………..10

1.3            Конкурентное преимущество фирмы и источники

ее преимущества……………..12

Глава 2. Характеристика неконкурентных рынков

2.1 Чистая конкуренция и чистая монополия……………..19

2.2 Монополистическая конкуренция и олигополия……………..23

Глава 3.Роль конкуренции в совершенном хозяйственном механизме

3.1 Развитие конкуренции в переходной экономике РФ…..29

3.2 Правовое регулирование конкуренции и ограничение монополистической деятельности в РФ……………………30

Заключение……………………………………………………34

Список источников…………………………………..36


Введение

  С понятием «рынок»  тесно связаны  понятия « монополия» и «конкуренция».

  Рыночная монополия  по определению Райзберга Б.А.[1] -это преобладание  одного или  группы  объединившихся  продавцов  определенного товара, доминирующих на рынке, диктующих цены, устанавливающих или ограничивающих  объем продаж, довлеющих  над покупателями.

Рыночная конкуренция  есть  состязание, противоборство   разных   продавцов одного и того же  товара в стремлении привлечь  побольше  покупателей, продать большее количество товара, обойти  и потеснить других продавцов.

  Конкуренция характеризуется как  форма взаимного  столкновения интересов  всех субъектов рыночного хозяйства. Конкурируют между собой покупатели. Развертывается конкуренция между продавцами и покупателями. С конкуренцией  связываются такие  негативные стороны  ее проявления, как разорение,  обнищание  определенной части населения,  безработица,  нестабильность,  дифференциация,  социальная несправедливость,  инфляция и пр. экономические явления.

  Австралийский  экономист  Й. Шумпетер  определял  конкуренцию как  борьбу нового со старым.[2] Ф.Хайек- нобелевский лауреат-трактовал  конкуренцию  как процедуру открытия. Он считал, что в процессе  конкуренции открываются  неиспользованные  возможности более эффективного  производства товаров, новые, ранее не доступные  данные о ресурсах, технологиях, предпочтениях, о не  раскрытых пока  возможностях общества.

  Конкуренция- двигатель экономического прогресса.

  Высокая  конкурентоспособность  - решающее преимущество  фирмы, региона, страны в условиях  рыночной экономики.

  В настоящее время   вес страны  на мировой арене  определяется  в большей мере  ее экономическим положением, ее глобальной  конкурентоспособностью. Именно  поэтому  задача  повышения конкурентоспособности  приобретает сейчас  особую актуальность.

   В Послании Президента РФ В.В. Путина  Федеральному Собранию Российской Федерации прямо сказано по этому поводу:  « России надо быть  сильной  и конкурентоспособной»[3].

 Цель данной  работы: изучение сущности конкуренции, ее места и роли в совершенном  хозяйственном механизме.

Задачи работы:

1. Раскрыть сущность конкуренции и обозначить черты, характерные для чистой конкуренции, чистой монополии и монополистической  конкуренции.

2.  Выявить источники  конкурентного преимущества и, исходя из этого, определить пути повышения  конкурентоспособности.

3. Определить роль конкуренции  в совершенном хозяйственном механизме.


Глава 1. Сущность конкурентной стратегии фирм

1.1           Понятие конкуренции

  Тип рынка  в значительной  мере определяется  степенью развития  конкуренции. Конкуренция, по мнению К.Микульского[4], одна из самых главных черт  рыночного хозяйства. Именно конкуренция  обеспечивает  творческую  свободу личности, создает условия  для ее самореализации в сфере экономики путем разработки  и создания  новых  конкурентоспособных товаров  и услуг.

  Конкуренция- это экономическое соперничество  между различными фирмами  и отраслями за выгодные  условия производства  и продажи производимых товаров и услуг[5].  

  Конкуренция -  процесс управления  субъектом  своими  конкурентными  преимуществами для  одержания  победы  или достижения  целей в борьбе  с конкурентами за удовлетворение  объективных  или субъективных   потребностей  в рамках законодательства, либо в естественных условиях, которая является движущей силой  развития субъектов  и объектов управления, общества в целом».[6]

  Конкуренция  -это борьба между участниками рыночных отношений за получение максимального эффекта, за выгодную сделку. Следовательно, конкурентоспособностью будет считаться  итог борьбы  между участниками  рыночных отношений  за получение выгодной сделки. А конкурентоспособным явиться победитель, заполучивший  выгодную сделку.

  Конкуренция  согласно  ст.4 Закона « О конкуренции и ограничении монополистической  деятельности на товарных  рынках» от 22 марта 1991г. в ред. от 6 мая 1998г.- это  состязательность  хозяйствующих субъектов, когда их  самостоятельные  действия эффективно  ограничивают  возможность каждого  из них  односторонне  воздействовать  на общие условия  обращения  товаров на соответствующем  товарном рынке.[7]

    Конкуренция представляет собой эффективно действующий  механизм соревнования на рынке. Она действует как принудительная сила, заставляя предпринимателей бороться  за увеличение прибыли на капитал путем  поиска  новых форм и методов   производства, использования новейших технологий, новых способов организации и управления.

  Конкуренция может быть совершенной и несовершенной. Совершенная (чистая, или свободная) конкуренция означает:

1) многочисленность производителей, продающих абсолютно  идентичную (стандартизированную) продукцию, похожую   как две капли воды (уголь, зерно и т.д.);

2) невозможность производителей влиять  на изменение рыночной цены в сторону повышения или понижения. Все обязаны продавать по существующей рыночной цене.

  Кроме того, как указывает Борисов Е.Ф.[8], конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям:  а) масштабам  развития; б) характеру; в)       методам соперничества.

  По масштабам развития она может быть:

1)                индивидуальной; 2) местной; 3) отраслевой;  4) межотраслевой; 5) национальной; 6) международной.

  По характеру  развития  конкуренция подразделяется: 1) на свободную; 2) регулируемую.

  По методам  ведения рыночное соперничество делится: 1) на ценовое и 2) неценовое.

 Конкуренция неразрывна со своей  противоположностью- монополией, которая выступает  дополнительным  фактором  развития рынка, усложняющим его нормальную деятельность.

  Монополия представляет  концентрацию капитала, производства, торговли в руках  одного или нескольких  хозяйствующих субъектов.

  Монополией называют и крупное  объединение, возникшее на основе концентрации производства и сбыта определенной  продукции с целью  получения максимальной прибыли. Монополии сосредотачивают  в своих руках  значительную часть  производства и сбыта  товаров и услуг, что позволяет им господствовать  на рынке и диктовать потребителю условия, вплоть до установления монопольной цены, являющейся основой  получения монопольной прибыли.

  Монополия ( греч. «монос»- один, «полео»- продаю»)- исключительное  право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, определенной   группе лиц или государству.[9]  Это означает, что по своей  природе монополия- сила, подрывающая конкуренцию  и стихийный рынок. Абсолютная же монополия, охватывающая  всю экономику, полностью включает  механизм свободной  рыночной конкуренции.

  Монополия, по  Г.Грязновой[10]– наиболее яркое проявление  несовершенной  конкуренции.  Собственно говоря, в условиях монополизации  рынка само существование  конкуренции может быть   признано лишь  с большими оговорками, поскольку конкуренция  предполагает  разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора.  Именно поэтому начинается  состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление  наилучшим образом  удовлетворить его запросы.  В условиях же монополии  потребителям  противостоит единый  производитель-гигант.  Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден  пользоваться продукцией  монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.

   Как видно из таблицы 1. всевластию  монополиста  помогает  уникальность  или незаменимость продукции  последнего.

Таблица 1











   


    Может ли житель Москвы  или же, к примеру,  нашего города добровольно  отказаться от  монопольного поставщика  электроэнергии, чем-то ее заменив в домашнем хозяйстве?  Или же, допустим, способны ли угольные  предприятия Кузбасса  перевозить свою продукцию  без помощи железной дороги?

  Отрицательный ответ на эти вопросы вполне очевиден, также как и то, что подобное положение  позволяет монополисту  диктовать свои условия с позиции силы.  Укрепляет  власть монополиста  над рынком полнота  имеющейся  и у него информации.   Монополист, обслуживая  всех потребителей отрасли, точно знает объем рынка, к тому же, он может  вполне оперативно и с абсолютной  точностью  отслеживать  изменения  объемов продаж и, конечно же, в деталях  осведомлен о ценах, которые он сам же и устанавливает.

  Сочетание всех этих  обстоятельств  создает для  монополиста  исключительно  выгодную  обстановку  и благоприятные  предпосылки  для получения сверхприбылей.  Все эти преимущества могли бы мгновенно улетучиться, если бы появился  в отрасли хотя бы  еще один производитель-конкурент.  Монополисту немедленно  пришлось бы  перейти  от диктат  по отношению  к потребителю  к скрупулезному учету  потребностей  и даже  капризов последнего.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать