Характеристика рынка монополистической конкуренции

На первый взгляд кажется, что при абсолютной  монополии монополист  обладает  полной  властью  над ценами  и объемом  продаж.  В действительности  это не так. Во-первых, объем  продаж определяется  спросом, который не зависит  от  производителя или продавца. Во-вторых, монополисту может  оказаться  выгодным  самому  снизить  устанавливаемые  им цены  с целью увеличения объема  продаж.  Вместе с тем власть  монополиста  над рынком  велика, особенно  если это   предметы первой необходимости. Поэтому   государство препятствует  возникновению и существованию абсолютно монополистических рынков, за исключением естественной монополии, обусловленной   природой реализуемого  на рынке  продукта  или особыми правами  его собственника.

2.2 Монополистическая конкуренция и олигополия

 Носова С.С.[17] считает, что монополистическая конкуренция- это такая  рыночная  модель, для которой  типичны:

1.) относительно  большое число  производителей, предлагающих похожую, но не идентичную  продукцию (скажем, 25, 35, 60 или 760 фирм;

2.) дифференциация продукта. При этом  дифференциация  продукта может  выступать и в различных  формах.  Например, в форме:

- товаров, различающихся  по своим  физическим или качественным параметрам:

например, одна из закусочных  «Бистро», торгующих  гамбургерами, придает значение качеству своих булочек, которые  отличаются  ароматом, в то время как ее конкурент  уделяет особое  внимание   качеству  самих рубленых  котлет;

-услуг и условий, связанных  с продажей  продукта:

обходительность и услужливость  служащих магазина, репутация  фирмы  по обслуживанию  или обмену  ее продуктов, наличие кредита  является важными аспектами   дифференциации  продукта,  связанными с услугами;

-рекламы, упаковки, торговых знаков  и марок:

например, яркая реклама  может убедить  многих потребителей в том, что  те или иные  товары являются  лучшими  и заслуживают  более высокой цены, чем их известные  заменители;

-контроля над ценами на свою продукцию (в условиях монополистической конкуренции посредством изменения  продукта и расходов на рекламу  фирма может увеличить  спрос на свой  продукт  в большей степени, чем вырастут ее издержки. Дифференциация  продукта предоставляет  потребителю  большее разнообразие  продуктов   и их улучшение  в перспективе.

Компенсируют ли  полностью  эти черты «издержки» монополистической конкуренции - сложный  и не решенный  до конца вопрос.

  Дифференциация продукта  в условиях  монополистической  конкуренции приводит к тому, что вместо единого рынка  конкретного товара складывается  сеть частично  обособленных, но взаимосвязанных  рынков, где существует  широкое  разнообразие  цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы. Отсюда следует, что на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не столько через цены, сколько через  всемерную  дифференциацию продукта  и услуг. Эта черта, называемая  неценовой  конкуренцией, является  главной для данной структуры рынка.

3.) вступление  в отрасли  с монополистической  конкуренцией  относительно легко;

4) возможность фирм  в условиях  монополистической конкуренции получать  прибыли  или нести  убытки  в краткосрочном  периоде.

  Итак, под монополистической конкуренцией подразумеваются  отрасли, состоящие  из относительно  большого числа  фирм, которые действуют  в производстве дифференцированных  продуктов, не вступая между собой в тайные союзы.

   Каждый конкурент в условиях  монополистической конкуренции имеет дело  с нисходящей   функцией спроса: для наращивания объема  выпуска (и продаж) ему необходимо  идти на снижение  цены на свой товар. Поэтому  оптимальное соотношение «цена-количество» определяется  монополистическим конкурентом таким же образом, как и в условиях  чистой монополии.

   Таким образом, в краткосрочном интервале  монополистический  конкурент  подобен монополисту. На долговременном  интервале получаемая  в отрасли  экономическая  прибыль будет  стимулировать  вступление  на рынок  других фирм, поскольку  доступ  на рынок монополистической  конкуренции является достаточно  легким.

  Увеличение же  количества фирм в отрасли  приведет к тому, что общий, суммарный спрос на число фирм и спрос  на конкретный товар будут   распределяться  на большее число  фирм, и спрос на продукцию  данной фирмы  понизится.  В долгосрочном интервале вхождение  фирм в отрасль  будет продолжаться до тех пор, пока экономическая   прибыль  каждой из них  не станет  равной нулю.

  В случае равновесия  в долгосрочном  периоде рынок  монополистической конкуренции будет в наибольшей степени соответствовать  рынку совершенной конкуренции, отличаясь от последнего  лишь не абсолютно эластичной  кривой спроса  на продукцию  отдельной фирмы.

   С точки зрения   использования ресурсов экономической системы механизм монополистической конкуренции не будет являться столь же эффективным как и в случае совершенной конкуренции, поскольку   данному виду структуры рынка в некоторой степени присущи  черты монополии. В частности, цена в условиях и монополии, и монополистической конкуренции  превышает предельные издержки, что свидетельствует о недостаточной  эффективности распределения  ресурсов: для общества производство данного товара  более  желательно, чем выпуск любого  альтернативного продукта с использованием тех же ресурсов. Кроме того, в условиях  монополистической  конкуренции цена превышает  минимум  средних  валовых издержек (АТС); это означает, что фирма  не до конца  использует  свои  производственные мощности. Не полностью загруженные  мощности фирмы  и потребители, наказанные  за это более высокими, нежели в условиях  совершенной конкуренции, ценами,- также недостатки  монополистической конкуренции.

  Компенсирующим же  фактом  монополистической  конкуренции будет являться  широта ассортимента  одного и того же  базового товара. Те негативные факторы, которые присутствуют  в монополистической  конкуренции, заставляют предпринимателей  изыскивать меры  для повышения эффективности  своих фирм. Чаще всего, как показывает практика[18],  они останавливаются  на дифференциации изготавливаемого продукта и его совершенствования. Экономическая  эффективность требует  тройного равенства- цены, предельных  издержек и средних издержек. Равенство цены  и предельных издержек  необходимо  для достижения  эффективного использования ресурсов.

  Равенство цены с минимальными  средними  валовыми  издержками  предполагает  высокую  производственную  эффективность. Это равенство означает, что потребители  получат  наибольший  объем продукции по самой низкой  цене, которую  будут допускать  существующие издержки.

  При монополистической конкуренции не достигаются ни эффективное использование ресурсов, ни производственная эффективность. Монополистический элемент  допускает некоторое  количество незанятых ресурсов при производстве  товаров в условиях  этой рыночной структуры.  Цена превышает предельные издержки  в условиях равновесия  в долговременном периоде, указывая таким образом, на то, что дополнительные  единицы этого  товара  общество оценивает  выше, чем альтернативные  продукты, которые  с использованием  тех же ресурсов  можно было бы произвести.

  Отрасли с монополистической  конкуренцией часто  переполнены  фирмами, которые действуют, не достигая  оптимальной мощности.

  Типичными примерами  служат многие  виды  предприятий розничной торговли. Недогруженные предприятия  и потребители, наказанные за эту недогрузку высоким  уровнем цен,- все это составляет издержки монополистической конкуренции.

  Итак, монополистическая конкуренция характеризуется  тем, что каждая  фирма в условиях  дифференциации продукции обладает  некоторой  монопольной властью над своим товаром: она может повышать  или же понижать  цену на него вне зависимости от действий  конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием  достаточно  большего количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой  входа  в отрасль других фирм. Например, «фанаты» кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за товары других фирм цену, однако если разница в ценах окажется  слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных  фирм  по более низкой цене. То же относится  к продукции косметической  промышленности, производству одежды, обуви и т.д.[19]

  Монополистическая конкуренция  характеризуется  сравнительно  большим числом продавцов, которые производят дифференцированные  продукты (женскую одежду, мебель, книги).  Дифференциация является   основой для создания  благоприятных условий  для продажи   и обновления продукции. Олигополия отличается небольшим числом продавцов и эта «немногочисленность» означает, что решения об определении цени объемов производства являются   взаимозависимыми. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении в области ценообразования и определении объема производства.

  Из всего сказанного можно заключить, что для модели рынка  монополистическая конкуренция  характерны относительно большое   число фирм- участников, но значительно меньшее, чем в условиях  чистой конкуренции, существенная дифференциация продукта, ограниченный контроль над ценой, легкий вход и выход  из отрасли, наличие неценовой конкуренции. Если же все производство  какого-то продукта   сосредоточено  на нескольких предприятиях, то можно говорит  о четвертой модели рынка-  олигополии, для которой характерны следующие черты:

1.Число фирм  колеблется между двумя  полюсами:  чистой  монополией  и монополистической конкуренцией, следовательно, количество  фирм изменяется  в пределах от 2  до 20.

2.Продукты, выпускаемые олигополиями, могут быть стандартизированными и дифференцированными. Как правило, товары промышленного спроса (сырье, материалы  для промышленности, машины и оборудование) стандартизированы, а потребительские товары  дифференцированы.

3. Степень контроля над ценой высока. Контроль осуществляется в различных формах.

4. Ломаная кривая спроса. Олигопольные  фирмы конкурируют друг с другом. Сговора  по  поводу цен между ними нет. Результат определяется  поведением конкурентных фирм при изменении цены одним из участников олигопольного рынка.

  Таким образом, для  модели рынка  олигополия  характерны  наличие  нескольких  фирм-участников, сочетание  стандартизации и дифференциации продукта, разнообразные формы весьма значительного контроля  над ценой, ограниченный  вход  в отрасль,  наличие неценовой  конкуренции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать