Отметим еще одну особенность в программах контроля качества продукции на фирмах—разработку инструкций по установке оборудования н организации ремонта и обслуживания. В этом деле логика фирмы такова: покупатель может
«простить» фирме обнаруженную в изделии погрешность, если изготовитель быстро и качественно может ее устранить за невысокую плату а лучше бесплатно. В противном случае покупатель не только сам откажется от товаров этой фирмы, но и отговорит от покупки его других.
Совершенно иной характер имеет государственный контроль качества продукции в восточноевропейских странах, где он рассматривался как часть государственной системы управления качеством продукции. Считать такую систему неэффиктивной нельзя, у неё есть ряд своих достоинств. Примером тому может служить органзация государственного контроля качества продукции в ЧСФР которую целесообразно рассмотреть подробнее, чтобы подчеркнуть ее рациональные аспекты качеством Согласно закону с государственном контроле за качеством продукции он включает три вида деятельности.
Оценку образцов изделий утверждение образцов к серийному производству контроль качества выпускаемой продукции (прошедшей оценку и утверждение).
Отечественные и экспортируемые (перспективные для экспорта) товары подвергаются всем трем видам контроля. Образцы импортируемых товаров подлежат только утверждению
(до их закупки).
Все три направления непосредственно связаны с государственными испытаниями, которые осуществляют 34 государственных контрольно- испытательных центра и 80 центров ведомственного подчинения. В ряде случаев из экономических соображений государственный контрольно- испытательный орган может принять решение о проведении испытании у изготовителя с использованием его испытательного оборудования. Ежегодно подвергается государственному контролю около 30% выпускаемых товаров (в стоимостном выражении).
Руководство государственными испытаниями осуществляет Управление по стандартизации и измерениям, являющееся центральным органом в области государственного контроля. Управление руководит деятельностью как государственных испытательных центров, так и испытательных лабораторий ведомственного подчинения, имея право выдавать им задания по согласованию с их вышестоящими органами. Ни те, ни другие испытательные центры не имеют права оценивать или утверждать образцы изделий собственного производства.
В большинстве промышленно развитых стран мира специальные государственные
или контролируемые государством организации осуществляют контроль качества
экспортных товаров. Можно сказать, что основоположником внешнеторговой
деятельности этого рода была Япония, где система по проверке качества
экспортируемого шелка-сырца была введена в конце XIX в. Эта система
развивалась и распространялась на другие товары вплоть до второй мировой
войны. В основе ее лежали установление и развитие ряда частных
инспекционных агентств, проверка качества экспортируемой продукции со
стороны которых была обязательной. В послевоенный период, когда
промышленные и деловые круги этой страны пришли к выводу о необходимости
усиления и укрепления внешнеэкономических связей как средства выживания
Японии в растущей конкурентной борьбе, они выступили с требованиями о
введении специальной системы контроля качества экспортируемых товаров, и
парламент Японии принял Закон о контроле экспортных товаров. В основу
Закона была заложена идея о том, что функции по проверке качества
экспортных товаров должно взять на себя государство. Закон установил
принцип личной ответственности, согласно которому за качество товара
отвечает тот, кто его производит.
Вместе с тем, развитие внешней торговли Японии, практика поставок
японских товаров за рубеж показали, что установленная Законом инспекционная
система не может полностью предотвратить экспорт товаров низкого качества.
В этой связи правительство Японии было вынуждено предпринять дополнительные
меры по созданию в стране более рациональной системы инспектирования. В
этих целях Закон о контроле экспортных товаров был полностью переработан, и
в 1957 г. парламентом , был принят Закон об инспектировании экспорта. Целью
Закона является подержание престижа и улучшение качества экспортных товаров
для дальнейшего развития поставок товаров за границу.
Согласно Закону, обязательному контролю подлежат товары внесенные в
перечень, установленный специальным распоряжением правительства. Это 30
наименований машин, оборудования и металлоизделий 23 вида
сельскохозяйственных товаров, 40 наименований текстильных изделий и др.
Товары, внесенные в перечень, не могут быть экспортированы без разрешения
экспортной инспекции, даже если иностранные покупатели считают, что такая
проверка не является необходимой.
Закон допускает возможность вывоза из страны товаров без прохождения
инспекции, если соответствующий министр в своем разрешении на экспорт
укажет, что при этом отсутствует угроза репутации фирмы.
На все включенные в перечень товары имеются специальные экспортные
стандарты качества, устанавливаемые министром, который имеет право
установить более высокий экспортный стандарт качества, если это необходимо.
Контроль качества экспортируемых товаров проводится соответствующим
государственным органом или частной инспекционной организацией агентством.
В настоящее время в Японии существует три правительственных организации (Институт по проверке текстильной продукции Министерства промышленности и торговли, Институт по проверке продукции сельского хозяйства и лесоводства. Бюро судоходства министерства транспорта) и 36 официально назначенных частных агентств по контролю качества экспортных товаров. Инспекция проводится на основании заявления лица заинтересованного в его проведении (производителя, экспортера и т. д.).
При этом проверки, проведенные самим изготовителем, во внимание не принимаются. При положительном результате контроля, когда товар соответствует установленному экспортному стандарту, на изделие прикрепляется соответствующая наклейка (ярлык), в которой указывается имя инспектора, наименование инспекционного органа, а также другие данные, установленные соответствующим министром. Кроме того, успешное прохождение товаром экспортной инспекции подтверждается соответствующим сертификатом, который представляется при прохождении таможенных формальностей.
Оплачивает контроль заявитель в размере не выше 1% от стоимости товара.
Некоторые товары (всего их 14 наименований) по решению министра подвергаются самоинспектированию изготовителем, что удостоверяется специальной наклейкой.
В случае, если обнаружено, что наклейка нанесена на товар,
не отвечающий требованиям экспортного стандарта, министр может отменить
право самоинспектирования или запретить экспорт на срок до одного года. В
этом случае, а также в тех случаях, когда министр намеревается потребовать
увольнения в соответствии с Законом служащего, назначенного им
инспекционного агенства или экспортного инспектора, либо на основании
Закона аннулировать (приостановить) на определенное время полностью или
частично деятельность такого агентства, он обязан после направления
соответствующего уведомления провести открытое разбирательство дела. При
этом дата, место и существо разбираемого вопроса должны быть указаны в
направляемом им уведомлении. Любое лицо, которое считает, что оно
незаслуженно пострадало от постановления государственного инспекционного
органа или назначенного инспекционного агентства, может подать министру
письменную жалобу.
Ответственность за нарушение Закона об инспектировании экспорта
установлена в виде привлечения к исправительным работам или уплаты
денежного штрафа; при этом срок заключения и размер штрафа зависят от
характера нарушения.
При Министерстве внешней торговли и промышленности Японии создан Совет по
экспортной инспекции и поддержке дизайна, в задачи которого входит анализ
состояния контроля качества экспортных товаров, пересмотр списка товаров,
подлежащих обязательной инспекции, установление новых и пересмотр
действующих экспортных стандартов качества, а также рассмотрение
предложений заинтересованных министров.
Опыт Японии в части контроля качества товаров во внешней торговле нашел
широкое применение в других странах, особенно широко этот опыт используется
в развивающихся странах Азии, Африки, Латинской Америки н бассейна
Карибского моря.
ЗАТРАТЫ НА КАЧЕСТВО
В управлении качеством продукции на фирмах важное место занимает вопрос о
затратах на качество. Они рассматриваются как основа для установления
размера вложений в систему обеспечения качества. Снижение расходов на
качество — одна из главных целей системного управления качеством. Расходы
на качество играют не последнюю роль и в конкурентных позициях фирмы,
определяя ее возможности при ведении ценовой конкуренции. Этой проблеме в
капиталистических странах придается большое значение. Так, например,
Американское общество по контролю качества (AQCS) создало в своем составе
Технический комитет по затратам на обеспечение качества товаров.
В рамках систем управления качеством затраты на качество обычно
классифицируют на затраты изговителя и другие расходы'. Расходы
изготовителя складываются из предупредительных, оценочных, затрат из-за
внутренних отказов, издержек из-за внешних отказов. Предупредительные
затраты включают расходы по следующим статьям: планирование качества (затраты времени всеми работниками фирмы па
подготовку программы, организацию и внедрение системы; разработку
требований к контролю качества сырья и материалов, производственных
процессов и выпускаемой продукции; подготовка методик, инструкций и т. п.;
анализ качества на допроизводственной стадии); контроль технологического процесса (изучение и анализ технологических
процессов на фирме-изготовителе и у поставщиков с целью выработки
соответствующих методов и выбора средств контроля, подготовки планов и
графиков контроля); оборудование для получения информации о качестве (затраты времени
работников на проектирование оборудования для контроля технологического
процесса, на сбор и обработку данных и представление их соответствующим
специалистам); работа с кадрами (расходы на создание программ обучения и подготовки
кадров в области управления качеством); расходы на совершенствование систем обеспечения качества, разного рода
организационные расходы на обеспечение качества и надежности (зарплата
управленческого аппарата, командировочные расходы и пр.).
Оценочные затраты подразделяют на следующие статьи: испытания и приемочный контроль исходных материалов, командировочные
расходы специалистов, которые направляются на заводы поставщиков для
проверки качества сырья; . лабораторные испытания сырья и материалов; лабораторные поверки контрольно-измерительных приборов, ремонт этих
приборов; технический контроль; испытания изделий для оценки их эксплуатационных характеристик; расходы времени рабочих на проверку ими качества своей работы и
технологического процесса, отбраковку в процессе производства
(самоконтроль); надзор за качеством и системами качества (при долговременном выпуске
традицонной продукции ослабевает внимание к ее качеству, поэтому требуется
проводить внеплановый контроль или надзор); аттестация качества продукции (оплата услуг, предоставляемых независимыми
испытательными центрами или лабораториями, страховыми фирмами и т. п.); проверка и техническое обслуживание контрольно-измерительных приборов; расходы на отгрузку продукции (затраты времени инженеров на анализ данных
технического контроля качества и испытаний с целью выдачи разрешения на
отгрузку или запрет отгрузки) ; испытание продукции в эксплуатации (проведение испытаний у потребителя,
командировочные расходы работников фирмы, направленных для этой цели к
потребителю).
Затраты из-за внутренних отказов возникают вследствие: неудовлетворительного качества работы как самого изготовителя, так и
поставщиков исходных материалов;