Проектирование фрагмента технологии обучения по учебной дисциплине "Техническая эстетика"

Проектирование фрагмента технологии обучения по учебной дисциплине "Техническая эстетика"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра «Дизайн»










КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Тема

Проектирование фрагмента технологии обучения по учебной дисциплине «Техническая эстетика»


Выполнила аспирантка

Ерёмина И.В.






Орел 2005

ВВЕДЕНИЕ


Общая целевая установка дисциплины


Учебная дисциплина «Техническая эстетика» должна способствовать подготовке специалистов, владеющих специфическими профессиональными знаниями, навыками и умениями в области дизайна среды и основ промышленного дизайна. «Техническая эстетика» является учебной дисциплиной, в которой соединена тематика эстетики, психологии восприятия с вопросами теории и практики промышленного дизайна, обеспечения удобства, красоты и пользы проектируемого изделия и интерьера.

·        Базовыми для данной дисциплины являются:

·        философия;

·        эстетика;

·        история дизайна;

·        история искусств;

·        психология восприятия;

·        психофизиология труда;

·        социология;

·        экономика;

·        эргономика;

Приобретенные студентами знания и умения будут использоваться при выполнении курсовых работ, в дипломном проектировании, при решении вопросов обеспечения высоких эстетических и эргономических свойств разрабатываемых объектов. Цель дисциплины, в соответствии с государственным стандартом направлений и специальностей высшего профессионального образования, - теоретическая и практическая подготовка студентов; формирование представления о неразрывном единстве эффективной проективной деятельности с требованиями к обеспечению высоких потребительских свойств проектируемых изделий.

Задачи, обеспечивающие достижение цели дисциплины:

·        ознакомить студентов с основами теории и истории зарубежного и отечественного дизайна;

·        научить студентов основам методики дизайнерского проектирования промышленных изделий и интерьеров;

·        подготовить студентов к самостоятельной дизайнерской деятельности по созданию предметной среды высокого технического и эстетического уровня;

·        научить студентов прогнозировать социально-экономическую эффективность вариантов предлагаемых проектных решений;

·        способствовать воспитанию эстетического вкуса будущих дизайнеров;

·        развивать творческое мышление и воображение;

В результате изучения дисциплины специалисты должны:

иметь представление:

- о развитии эстетики и технической эстетики (теории дизайна) и художественного конструирования (позже - термин «дизайн») в России и за рубежом;

- о неразрывной взаимосвязи сферы приложения дизайна с общей эстетической картиной предметного мира;

- о современных методах и принципах формообразования и организации предметно-пространственной среды (моделирование, компьютерная графика и т.д.);

- о природе зрительного восприятия человека;

-о значение цвета в различных сферах жизни и деятельности человека;

- о научном и практическом значении применения методов комплексного дизайнерского проектирования при организации предметно-пространственной среды;

- о современном состоянии технической эстетики и дизайна;

знать:

- основные этапы развития отечественного и зарубежного художественного конструирования;

 - основные цели и задачи технической эстетики, как методической деятельности дизайнеров; особенности дизайна, принципы промышленного дизайна.

- психологию восприятия и требования к предметной форме;

- общие принципы и элементы визуальной организации формы;

- категории композиции и их значение в формообразовании промышленного изделия;

- средства композиции и закономерности их применения в процессе достижения эстетически выразительной предметной формы; свойства и качества композиции как результат применения средств композиции в работе;

- методические основы проведения композиционного анализа формы промышленного изделия (комплекса) и (или) предметной среды; методические основы организации процесса дизайнерского проектирования;

- основные свойства света и цвета; значение цвета в различных сферах жизни и деятельности человека;

- эргономические основы проектирования;

- средства, виды, направления технической рекламы; социально - экономическое значение рекламы.

- методические основы проектирования интерьеров производственных и общественных зданий.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

·        использовать современные методы дизайнерского предпроектного анализа и проектирования предметной среды;

·        владеть методами отбора наиболее эффективных дизайнерских решений, методами прогнозирования их эффективности;

·        владеть методами системного подхода к оценке и проектированию человеческой деятельности.

- осуществлять системный подход к формированию целей и задач проектирования и к его проведению;

-применять полученные теоретические знания в процессе выполнения заданий по курсовому и дипломному проектированию;


Содержание дисциплины по разделам и видам занятий

№ раз.

Тема раздела

Количество часов



Всего

 Л

СЕМ

ЛР

 СРС

1

Введение. Техническая эстетика как составная часть эстетики

8

4



4

2

Техническая эстетика как теоретическая основа промышленного дизайна

8

4


 

4

3

Основы формообразования промышленных изделий и комплексов

18

6

4


8

4

Методические основы проведения композиционного анализа и организации процесса дизайнерского проектирования

22

4

2

6

10

5

Современная техническая реклама как объект деятельности дизайнеров

24

2

2

10

10

6

Цвет и его использование в деятельности дизайнеров Эргономические основы дизайнерского проектирования Методические основы проектирования интерьера

27

6


8

13

 Всего часов

107

26

8

24

49


Вид итогового контроля: экзамен

В соответствии с целевыми установками дисциплины разработан набор тестовых заданий в интерактивной оболочке D’KАrt. [11]Пакет программ D’KАrt предназначен для тестирования знаний студентов в процессе изучения той или иной дисциплины. Тестовые задания разработаны в соответствии с темами учебной дисциплины, что позволяет оценить знания студентов на текущем, промежуточном и (или) завершающем этапах изучения дисциплины. Особенность тестирующей программы является то, что тестирование проводится в интерактивном режиме. Особенностью [11] программы является то, что формирование тестов осуществляется с помощью генератора случайных чисел при каждом запуске программы. Поэтому совпадение последовательности вопросов, т.е. вероятность одинаковых тестов невозможна. Кроме того, программа меняет порядок следования ответов на каждый вопрос, входящий в задание. С каждым новым запуском программа создает новое задание из вопросов, входящих в раздел или тему, выбранную для тестирования. Количество вопросов в задании и ограничение времени на их выполнение может устанавливаться преподавателем в зависимости от конкретной задачи. Возможен вариант без автоматического ограничения времени программой (практика показывает, что студенты испытывают меньшее психологическое напряжение и показывают лучший результат). В программе предоставляется возможность выбрать вариант оценивания по заданию: - экзамен (дифференцированная оценка); - зачет (недифференцированная оценка). Ответ оценивается программой автоматически, фиксируется программой и доступен в любое время. Важность каждого вопроса можно регулировать коэффициентом значимости вопроса (от 1 до 10). При дифференцированной оценке ответ оценивается по пятибалльной шкале. В приложении 1 представлен фрагмент разработанного тестового задания по теме: «Средства композиции и закономерности их применения в процессе достижения эстетически выразительной предметной формы». Для текущего контроля знаний по выбранной теме достаточно с положительной оценкой выполнить задание из 10 вопросов в течение 10-15 минут (исходя из пятибалльной шкалы - на 1 балл - два правильных ответа). В каждом вопросе тестового задания предлагается 4 варианта ответа. Меньшее количество вопросов не исключает угадывания; большее - затрудняет восприятие.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать