Третий учебный вопрос: -Единство характера как одно из важнейших свойств и качеств композиции Приступает к обсуждению третьего учебного вопроса, выносимого для обсуждения. После выступления докладчика предоставляется слово оппонентам (2 чел. ). Оппоненты задают вопросы. |
Слушают доклад, делают пометки в конспекте, задают вопросы выступающему При необходимости помогают докладчику отвечать на вопросы оппонентов, дополняют друг друга, задают наводящие вопросы, участвуют в дискуссии. |
30 |
Фронтальный опрос обучающихся с целью выяснить насколько глубоко усвоены ими ключевые категории и понятия темы. Вопросы: - Какие композиционные средства и приемы применялись в процессе создания композиции мониторов ПЭВМ, за которыми вы выполняли тестовые задания? - Какие принципы композиции лежат в основе создания интерьера учебного кабинета (компьютерный класс)? |
Учащиеся отвечают на вопросы |
|
|
|
10 |
Заключительная часть |
|
|
Оценивает результаты работы докладчиков и оппонентов. Подводит общие итоги семинарского занятия, достижение целей его проведения, результаты индивидуальной работы каждого обучающегося, указывает на имеющиеся недостатки. Дает рекомендации по самостоятельному углубленному изучению данной темы с целью подготовки обучающихся к рассмотрению следующей. |
Слушают преподавателя, делают пометки |
5 |
Всего |
120 |
Часть 2
Структурно-логическая схема организации обучения по теме
«Средства композиции и закономерности их применения в процессе достижения эстетически выразительной предметной формы »
Рис. 1. Схема взаимных связей разделов дисциплины
Рис.2. Схема межтемных связей раздела «Основы формообразования промышленных изделий и комплексов»
Рис.3. Схема междисциплинарных связей темы
Рис. 4. Граф темы
Спецификация графа темы
Номер основания графа |
Учебные элементы |
Требуемый уровень обученности |
|
Вопрос 3.1 Средства композиции их применение в процессе достижения эстетически выразительной предметной формы |
3.1.1 |
Контраст как средство композиции |
2 |
|
3.1.2 |
Нюанс как средство композиции |
2 |
|
3.1.3 |
Масштаб и масштабность |
2 |
|
3.1.4 |
Ритм и метрический ряд |
2 |
|
3.1.5 |
Тени и пластика |
2 |
|
3.1.6 |
Пропорции |
2 |
|
3.1.6.1 |
Виды пропорций и пропорционирование в технике |
2 |
Вопрос 3.2 Свойства и качества композиции как следствие применения композиционных средств |
3.2.1 |
Зрительная легкость и тяжесть |
2 |
|
3.2.2 |
Динамичность и статичность |
2 |
|
3.2.3 |
Симметрия и асимметрия |
2 |
|
3.2.4 |
Единство характера |
2 |
Заключение
Особенностью изучения дисциплины «Техническая эстетика» для студентов кафедры «Дизайн» специализации «Дизайн среды» является межпредметная связь с проектированием интерьера (среды), которая прослеживается на протяжении всего изучения дисциплины. Происходит постоянное сравнение понятий, категорий из области промышленного дизайна с объектами из области дизайна среды. Эту дисциплину можно отнести к одной из связующих звеньев между пропедевтическими и прикладными дисциплинами.
При изучений «Технической эстетики» с дизайнерами среды большое значение уделяется системному взгляду на проектирование (связь с эргономикой, психологией восприятия, биомеханикой и т.д. ). Изучение понятий и категорий дисциплины, логики и этапов проектирования, проведение предшествующего проектированию композиционного анализа промышленного изделия в рамках лабораторных работ приближает студентов к реальному анализу и проектированию объектов предметной среды, дает необходимую основу для дальнейшего курсового и дипломного проектирования.
Большое внимание при изучении дисциплины необходимо уделять современным мировым тенденциям в формообразовании, дизайне интерьера и формировании архитектурно - пространственной среды. Необходимо ориентироваться на новейшие стилевые направления в дизайне, достижения, разработки в области дизайнерского проектирования в области предметной среды.
В целом изучение дисциплины должно способствовать развитию профессиональных знаний, умений и навыков будущих специалистов в области дизайна среды.
Приложение 1
Тестовые задания по теме «Средства композиции и закономерности их применения в процессе достижения эстетически выразительной предметной формы »
1. Техническая эстетика изучает:
· закономерности возникновения красоты в сфере материального производства;
· закономерности возникновения гармонии в окружающем мире;
· закономерности возникновения упорядоченности в интерьере;
· закономерности образного мышления в искусстве.
2. Как называется состояние покоя, незыблемости, устойчивости формы во всём её строе:
· динамика;
· симметрия;
· статика;
· асимметрия.
3. Какая форма практически не встречается в природе:
· динамичная;
· симметричная;
· статичная;
· асимметричная
4. Неоднократный и с одинаковым интервалом повтор какого - либо элемента, это:
· ритмический ряд;
· динамичная компоновка;
· 3)статичная компоновка;
· метрический ряд.
5. Какой вид дизайна можно считать наиболее целесообразным и выгодным:
· дизайн конкретного изделия или интерьера (индуктивный метод);
· дизайн системы (дедуктивный метод);
· ландшафтный дизайн;
· рекламный дизайн.
6. Как называется состояние формы, при котором все элементы формы
сбалансированы между собой:
· композиционное равновесие;
· динамичная композиция;
· статичная композиция;
· метрический ряд.
7. Как называется метрическая система, предложенная Ле Корбюзье для определения пропорций предметной среды:
· строительный модуль;
· «Модулёр»;
· ряд предпочтительных чисел;
· ряд Фибоначчи.
8. Композиционный приём, сближающий несхожее, это:
· нюанс;
· симметрия;
· статичность;
· контраст.
9. Как называют форму, активно односторонне направленную, как бы вторгающуюся в пространство:
· динамичная;
· симметричная;
· статичная;
· контрастная.
10. Композиция - это:
· «сочинение, расположение, структура»;
· беспорядочное, стихийное расположение элементов;
· термин, применяемый в архитектуре;
· условное изображение.
11. Какой из видов пропорций люди увидели, разгадали и позаимствовали в природе:
· арифметические (модульные) пропорции;
· геометрические пропорции;
· гармонические пропорции;
· «золотое сечение».
12. Что свидетельствует о геометрически систематизированной поверхности:
· приятная фактура изделия;
· отсутствие явных дефектов производства;
· приятная окраска изделия;
· соответствие «светового каркаса» силуэту изделия и его частей.
13. Какое из средств композиции можно назвать основным «инструментом гармонизации» формы:
· пропорции;
· симметрия;
· масштаб;
· контраст.
14. Понятие «композиция изделия, предмета, вещи или комплекса» связано:
· с их образностью и художественной выразительностью;
· с их размером;
· с их цветом;
· с их материальной ценностью.
15. Постепенное количественное изменение в ряду чередующихся элементов (нарастание или убывание, чередование объёма, площади), это:
· ритмический ряд;
· динамичная компоновка;
· статичная компоновка;
· метрический ряд.
16. За основу измерительного прибора «Модулёр» Ле Корбюзье приняты:
· вес человека;
· биомеханические характеристики человека;
· возраст человека;
· три размера человеческого тела.
17. Совокупность чисто индивидуальных черт, характеризующих формы одинаковых по назначению и конструкции изделия:
· композиционное равновесие;
· динамичная композиция;
· статичная композиция;
· единство характера.
18. Резкое противопоставление отдельных элементов композиции, подчёркивающее и усиливающее свойства формы, это:
· нюанс;
· асимметрия;
· динамичность;
· контраст.
19. Резкое противопоставление отдельных элементов композиции, подчёркивающее и усиливающее свойства формы, это:
· нюанс;
· асимметрия;
· динамичность;
· контраст.
20. Конечная фаза, достигаемая после всестороннего учета утилитарных и функциональных требований, предъявляемых к изделию:
· композиционное качество;
· единство деталей;
· композиционное равновесие;
· функциональное единство.
21. Динамичная форма может быть свойственна:
· только движущимся объектам;
· как неподвижным, так и быстро движущимся объектам;
· крупным объектам;
· мелким объектам.
22. Композиционный приём симметрия служит для связи равных элементов:
· в динамичную композицию;
· в асимметричную композицию;
· в единое статичное целое;
· в ритмическую композицию.
23. Что позволяет соотнести предмет с человеком:
· нюансировка;
· симметричная компоновка;
· статичность;
· масштабность.
Приложение 2
Рис. 2.1; 2.2 . Масштаб и масштабность
Рис. 2.3; 2.4. Метрический и ритмический ряд
Рис. 2.5; 2.6. Тени и пластика