Проектирование фрагмента технологии обучения по учебной дисциплине "Техническая эстетика"

Часть 1. Проектирование фрагмента технологии обучения в рамках изучения темы «Средства композиции и закономерности их применения в процессе достижения эстетически выразительной предметной формы»


1.1 Целевая установка изучения раздела


Раздел «Основы формообразования промышленных изделий и комплексов» является основополагающим разделом изучения дисциплины «Техническая эстетика», дающим основные понятия физиологии восприятия и особенности психологии восприятия человеком предметной формы, основные понятия теории композиции и их особенности применительно к деятельности дизайнера. В разделе характеризуются категории, свойства и качества композиции и раскрываются закономерности их применения в процессе достижения эстетически выразительной предметной формы.

Основной задачей изучения раздела можно считать уяснение категорий, основных средств и качеств композиции и закономерностей их применения в процессе достижения эстетически выразительной предметной формы. Знания, полученные при изучении раздела необходимы для перехода к полноценному изучению последующих тем дисциплины.

Раздел «Основные принципы формообразования промышленных изделий и комплексов» состоит из трех лекций и двух семинаров.

Лекция 1. Психология восприятия и требования к предметной форме.

Лекция 2. Основные понятия теории композиции и их особенности применительно к деятельности дизайнера. Категории композиции и их значение в формообразовании промышленного изделия.

Лекция 3. Средства композиции и закономерности их применения в процессе достижения эстетически выразительной предметной формы.

Плановая таблица распределения учебного времени в разделе «Основы формообразования промышленных изделий и комплексов»


№ раз.

Тема раздела

Количество часов



Всего

 Л

СЕМ

ЛР

 СРС

3

Основы формообразования промышленных изделий и комплексов

18

6

4


8


1.2 Целевая установка изучения темы «Средства композиции и закономерности их применения в процессе достижения эстетически выразительной предметной формы» раздела 3 «Основы формообразования промышленных изделий и комплексов»


Основной задачей изучения темы «Средства композиции и закономерности их применения в процессе достижения эстетически выразительной предметной формы» является изучение особых средств гармонизации формы, которые в художественном конструировании носят название средств композиции, особенностей их применения в технике, а так же свойств и качеств композиции, возникающих вследствие их применения. Знакомство со связями, возникающими между основными категориями композиции и средствами гармонизации формы; место и значение компонентов теории в творческом процессе.


1.3 Лекционный этап обучения


Лекция « Средства композиции и закономерности их применения в процессе достижения эстетически выразительной предметной формы»

Выбранный метод: традиционная лекция.

Выбор метода проведения обусловлен тем, что данная лекция составляет основу теоретического обучения по данной дисциплине, так как является базовой и должна давать систематизированные знания, концентрировать внимание обучающихся на узловых вопросах, стимулировать их познавательную и творческую деятельность, способствовать развитию системного подхода в решении проблем дизайнерского проектирования. Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, обязательно сопровождающееся демонстрацией аналогов, плакатов, композиционных схем.

Учебные и воспитательные цели:

- изучить средства, свойства и качества композиции и закономерности их применения в процессе достижения эстетически выразительной предметной формы;

- научить применять полученные теоретические знания в процессе выполнения заданий по курсовому и дипломному проектированию;

- способствовать подготовке студентов к самостоятельной дизайнерской деятельности по созданию предметной среды высокого технического и эстетического уровня;

- способствовать воспитанию эстетического вкуса будущих дизайнеров;

- определить направление для самостоятельной работы по изучению дисциплины;

- развивать творческое мышление и воображение,

- способствовать развитию креативности мышления и системного взгляда на проектирование;

         Для успешного освоения темы 3 необходимы знания, полученные ранее студентами на таких учебных дисциплинах, как «Основы цветоведения», «Основы эргономики», «Основы композиции», «Общая психология», «Рисунок», «Черчение» и др. В дальнейшем успешное освоение студентами тем 4, 5, 6 базируется на знаниях, полученных при изучении темы 3. В свою очередь, знания и умения, приобретенные студентами в процессе изучения данной дисциплины, способствуют более качественному усвоению других учебных дисциплин («Проектирования интерьера», «Дизайн архитектурной среды», «Проектирование мебели») и развитию системного взгляда на проектирование.

         При преподавании необходимо ориентироваться на достижения современной науки и техники, но опираться на лучшие дизайнерские разработки, «проверенные» временем. Изучение дисциплины направлено на стимулирование самостоятельной работы обучающихся по повышению своей профессиональной подготовки.

Семантические единицы:



Семантическая единица

Изучались ранее

Не изучались ранее

1

Контраст

+


2

Нюанс

+


3

Масштаб

+


4

Ритмический ряд

+


5

Метрический ряд

+


6

Тени и пластика


+

7  7.1 7.2 7.3 7.4

Пропорции:

+



арифметические,  геометрические,  гармонические,  золотое сечение


+ + + +

8

Зрительная легкость и тяжесть


+

9

Динамичность

+


10

Статичность

+


11

Симметрия

+


12

Асимметрия

+


13

Единство характера


+

Всего 17

10

7


Общее количество семантических единиц - 17, из них 7 - изучаются впервые, остальные - рассматривались ранее на дисциплине «Основы композиции», что облегчает восприятие и усвоение материала.

Вид создаваемой коммуникативной ситуации: фронтальная (учебный материал доводится преподавателем до обучающихся в составе курсового потока). Управление познавательной деятельностью обучающихся: Р-Р-Р, т.е.: вид разомкнутый - процесс рассеянный - тип ручной (в целом обратная связь отсутствует, но присутствуют её элементы при переходе от одного вопроса к другому, при обсуждении учебных наглядных пособий и в заключительной части лекции; информационный процесс распространяется на всю аудиторию; процесс управления деятельностью осуществляет преподаватель). Средства обучения - материалы лекции по данной теме, учебные книги согласно списка литературы, плакаты, схемы и аналоги, которые используются в учебном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности преподавателя и обучающихся, что позволяют достичь поставленных целей обучения и экономить время изложения вопроса.

Учебно-материальное обеспечение:

-    плакаты, композиционные и эргономические схемы (студентами кафедры «Дизайн» во время учебной практики был выполнен ряд учебных пособий по дисциплине «техническая эстетика». Некоторые из пособий по данной теме можно увидеть в прил.2);

-        учебно-методическая литература;

-        аналоги дизайнерских разработок.


Логика изучения темы, учебные вопросы и расчёт времени:

I Вступительная часть

5 мин

II

Учебные вопросы:



Средства композиции и их применение в процессе достижения эстетически выразительной предметной формы:

70


Подвопросы:



1.1

Контраст как средство композиции

10


1.2

Нюанс как средство композиции

10


1.3

Масштаб и масштабность

10


1.4

Ритмический и метрический ряд

10


1.5

Тени и пластика

10


1.6

Пропорции

10


1.6.1

Виды пропорций и пропорционирование

10


Свойства и качества композиции как следствие применения композиционных средств

40


Подвопросы:



2.1

Зрительная легкость и тяжесть

10


2.2

Статичность и динамичность

10


2.3

Симметрия и асимметрия

10


2.4

Единство характера

10

III

Заключительная часть

5


Всего:

120 мин

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать