Проектирование фрагмента технологии обучения по учебной дисциплине "Техническая эстетика"

Методические приёмы: весь процесс рассмотрения учебных вопросов для увеличения понимаемости темы и усвояемости материала сопровождается демонстрацией наглядных пособий (плакаты демонстрируются по необходимости, при переходе от вопроса к вопросу). Для переключения внимания обучающихся приводятся примеры из жизни: реальные городские узнаваемые архитектурные объекты, примеры дизайнерских решений магазинов, кафе, офисов и т.д. Это целесообразно именно для студентов специализации «Дизайн среды», которые изучают «Техническую эстетику». Для другой аудитории, например, специализация «Дизайн костюма» было бы уместным привести пример из области моды, где композиционные средства остаются теми же, но находят иное образное выражение в ткани.


Задание на самоподготовку


·      Изучить и законспектировать:

1.    Глава 1. Структура теории композиции в технике, вопр. 5- «Приемы и методы работы над композицией», с. 21-23, Сомов Ю.С. Композиция в технике. - М.: Машиностроение, 1982. - 277с.

2.      Глава 5. Некоторые исторические закономерности развития формы в технике; с. 204-230, Сомов Ю.С. Композиция в технике. - М.: Машиностроение, 1982. - 277с.

·      Изучить:

3.       Глава 6. Анализ композиции промышленных изделий, с. 244-255, Сомов Ю.С. Композиция в технике. - М.: Машиностроение, 1982. - 277с.

4.      Глава 2. Основы композиции, с. 28-46, Шпара П. Е. Техническая эстетика и основы художественного конструирования, - Киев, « Высшая школа», 1984. - 199с.

·   Ответить на вопросы:

1.  Что такое пропорции и каково их назначение в композиции изделий?

2.      В чем суть гармонических систем пропорций по ГОСТ 8032-56?

3.      Что такое «Модулор»?

4.      Каково значение масштаба в композиции изделий?

5.      Что такое симметрия и асимметрия в композиции изделия?

6. Приведите пример контрастной и нюансной композиции в области техники.


Рекомендуемая литература

№№ п/п

Рекомендуемая литература

Наличие в библиотеке ОГТУ


Основная литература


1

 Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. - М.: Молодая гвардия, 1994. - 334с.

+

2

Еремин В.Г., Сафронов В.В., Схиртладзе А.Г., Харламов Г.А. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в машиностроении: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Машиностроение, 2000. - 392 с (п. 8.1).

3

Методика художественного конструирования / под ред. Соловьёва Ю.С. и др. - М.: ВНИИТЭ, 1993. - 166с.

+

4

Шпара П. Е. Техническая эстетика и основы художественного конструирования, - Киев, « Высшая школа», 1984. - 199с.

+

5

Сомов Ю.С. Композиция в технике. - М.: Машиностроение, 1982. - 277с.

+

6

Эргономика: Принципы и рекомендации / под ред. Мунипова В.М. и др. - М.: ВНИИТЭ,1983. - 183с.

+

7

Воронов Н., Шестопал Я. Эстетика техники. - М.: Советская Россия, 1982. - 175с.

_

8

Борисовский Г.Б. Красота и стандарт. - М.: Издательство комитета стандартов, мер и измерительных приборов, 1968. -139с.

_

9

Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн. - М.: Просвещение, 1985. - 237с.

_

10

10 Пономарева Е.С. Цвет в интерьере. - Минск: Высшая школа, 1984. - 166с.

+


Дополнительная литература

+

11

А.Ф. Кулаков. Д.А. Кулаков, А.С. Грозных. Интерактивная система контроля знаний студентов/ рекомендовано в качестве учебного пособия. - ОрелГТУ, 2003. - 45 с.


12

В. Папанек. Дизайн для реального мира/ Пер. с английского. - М : Издатель Д.Аронов, 2004. - 412с.

-

13

Техническая эстетика/ Периодическое издание

-




Семинарский этап обучения


Метод обучения - семинар, так как данная форма групповых занятий проходит при активном участии слушателей, что позволит наиболее эффективно достичь целей занятия.

Формулировка решаемых в рамках семинара дидактических целей и задач:

·        выявить степень усвоения обучающимися ключевых категорий и понятий темы;

·        углубить и закрепить знания по вопросам, выносимым на обсуждение;

·        обеспечить формирование у студентов собственное личностно-смысловое и творческое отношение к рассматриваемым учебным вопросам;

·        способствовать формированию у обучающихся мотивационной готовности применять полученные знания в своей будущей профессиональной деятельности.

Данные учебные и воспитательные цели ставятся таким образом ввиду того, что семинарское занятие является итогом изучения раздела и позволяет обобщить и подытожить материал, изученный в рамках раздела.

Вид создаваемых коммуникативных ситуаций - коллективная, групповая.

Вид управления познавательной деятельностью - ЗРА (замкнутое с обратной связью, рассеянное на весь поток, автоматическое - компьютерные тесты) и ЗРР (замкнутое с обратной связью, рассеянное на весь поток, ручное).

Средства контроля - контрольные тестовые задания.

Материальное обеспечение: набор тестовых заданий (тестирование проводится в компьютерном классе) , наглядные пособия выставка литературы.





Вопросы семинара:

1.     Контраст и нюанс как выразительные средства композиции в современном проектировании.

2.     Статика и динамика как свойства композиции в современном проектировании.

3.     Единство характера как одно из важнейших свойств и качеств композиции.


Семантические единицы:

1

Контраст

2

Нюанс

3

Статика

4

Динамика

5

Единство характера





План проведения семинарского занятия


1.     Вступительная часть

Действия преподавателя

Действия обучаемых

мин

Проверяет присутсвие студентов и их подготовленность к проведению занятия.  Доводит до обучающихся тему занятия, его цели, вопросы, выносимые на обсуждение, логику и порядок их рассмотрения. Назначает группу оппонентов, которые должны задавать вопросы отвечающим.

Староста называет отсутсвующих. Делают соответствующие пометки в конспекте. Фиксируют качество ответов каждого обучающегося, задают вопросы по итогам ответов .

5

1)    Основная часть

Действия преподавателя

Действия обучаемых

15

Компьютерное тестирование обучающихся с использованием тестовых заданий.

Отвечают на вопросы заданий, выбирая из предложенных ответов правильные. 


Первый учебный вопрос:  - Контраст и нюанс как выразительные средства композиции в современном проектировании.   Приступает к обсуждению первого учебного вопроса, выносимого для обсуждения. После выступления докладчика предоставляется слово оппонентам (2 чел. ). Оппоненты задают вопросы. Слушают доклад, делают необходимые записи

Слушают доклад, делают пометки в конспекте, задают вопросы выступающему    При необходимости помогают докладчику отвечать на вопросы оппонентов, дополняют друг друга, задают наводящие вопросы, участвуют в дискуссии. 




25

Второй учебный вопрос:  -Статика и динамика как свойства композиции в современном проектировании. Приступает к обсуждению второго учебного вопроса, выносимого для обсуждения. После выступления докладчика предоставляется слово оппонентам (2 чел. ). Оппоненты задают вопросы.

Слушают доклад, делают пометки в конспекте, задают вопросы выступающему  При необходимости помогают докладчику отвечать на вопросы оппонентов, дополняют друг друга, задают наводящие вопросы, участвуют в дискуссии.  

30

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать