другие виды деятельности, протекающие одновременно с ним.
Для более продуктивного овладения учащимися всеми аспектами
иностранного языка предусмотрена система средств (памяток и специальных
упражнений) для формирования у учащихся необходимых навыков и умений, для
формирования умения учиться, что составляет субъективную индивидуализацию.
Третьим ведущим компонентом принципа индивидуализации является так
называемая личностная индивидуализация. Она предполагает учет и
использование параметров, присущих личности: личный опыт, контекст
деятельности, интересы и склонности, эмоции и чувства, мировоззрение,
статус в коллективе. Все это позволяет вызвать у учащихся истинную
коммуникативную и ситуативную мотивацию.
Чтобы доказать это, достаточно учесть два факта: 1) общение, в данной
методике - это средство поддержания жизнедеятельности в обществе и 2)
обучение самостоятельно данной концепции, есть модель процесса общения.
В системе коммуникативной методики предусматривается целый комплекс
мер для поддержания мотивации в учении.
Принцип развития речемыслительной деятельности и самостоятельности
учащихся в овладении иностранным языком.
Он заключается в том, что все задания на всех ступенях обучения
представляет собой речемыслительные задачи разного уровня проблемности и
сложности.
Данная методика опирается на интеллектуальные потребности учащихся,
а это побуждает учащегося к мыслительной деятельности.
Речемыслительные задачи призваны развивать механизмы мышления:
механизм ориентации в ситуации, оценки сигналов обратной связи и принятия
решений, механизм определения цели, механизм выбора, механизм
комбинирования и конструирования.
Важно отметить, что чем больше самостоятельности проявляет учащийся,
тем более эффективным будет усвоение. Поэтому в данной методике уделяется
большое внимание развитию самостоятельности мышления, в частности, в
процессе обсуждения проблем.
И, наконец, самостоятельность, связанная с контролем. В
коммуникативном обучении используется такая стратегия, которая планирует
превращение контроля через взаимоконтроль в самоконтроль. Для этого
используется как скрытый контроль, так и осознанное владение учащимися
знания объектов и критериев контроля и их применения.
Принцип функциональности в обучении иностранному языку.
Данный принцип предполагает, что каждый ученик должен понять, что
может ему дать не только практическое владение языком, но и использование
полученных знаний в познавательном и развивающем аспектах.
Этот принцип заключается также в том, что происходит овладение
функциями видов речевой деятельности, как средств общения, то есть
осознаются и усваиваются те функции, которые выполняют в процессе
человеческого общения: чтение, письмо, говорение, аудирование.
Согласно принципу функциональности, объектом усвоения являются не
речевые средства сами по себе, а функции, выполняемые данным языком.
На функциональной основе создается модель речевых средств, которые
должны быть изучены в курсе иностранного языка: подбираются определенные
речевые средства разных уровней для выражения каждой из речевых функций. В
зависимости от цели для выражения каждой функции может быть предложено и
максимальное и минимальное количество средств выражения. Разумеется , сюда
же подключаются и неречевые средства выражения.
Принцип новизны в обучении иностранным языкам.
Коммуникативное обучение строится таким образом, что все его
содержание и организация пронизаны новизной.
Новизна предписывает использование текстов и упражнений, содержащих
что-то новое для учеников, отказ от многократного чтения того же текста и
упражнений с тем же заданием, вариативность текстов разного содержания, но
построенных на одном и том же материале. Таким образом, новизна
обеспечивает отказ от произвольного заучивания, развивает речепроизводство,
эвристичность и продуктивность речевых умений учащихся, вызывает интерес к
учебной деятельности.
В заключении важно отметить, что все рассмотренные принципы
взаимосвязаны, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Поэтому следование
прелагаемой системе предполагает соблюдение всех вышеуказанных принципов и
их комплексное применение.
2.2 Теперь перейдем к методическим принципам, на которых базируется
другая современная методика обучения английскому языку. Итак, основными
методическими принципами, имеющими концептуальное значение для проектной
методики, являются:
Принцип сознательности, который предусматривает опору учащихся на
систему грамматических правил, работа над которыми строится в виде работы с
таблицами, что в свою очередь, является признаком следующего принципа.
Принцип доступности проявляется прежде всего в том, что при
построении курса обучения по проектной методике рассматриваются вопросы и
проблемы, значимые для обучаемого на данном этапе, исходя из его личного
опыта, то есть обеспечивается за счет соответствующей обработки учебного
материала.
Принцип активности в проектной методике основывается не только на
внешней активности (активная речевая деятельность), но и на активности
внутренней, что проявляется при работе над проектами, развивая творческий
потенциал обучаемых и основываясь на ранее изученном материале. В проектной
методике принцип активности играет одну из ведущих ролей.
Принцип коммуникативности, обеспечивающий контакт не только с
преподавателем, но и общение внутри групп, в ходе подготовки проектов, а
также с преподавателями других групп, если таковые имеются. Проектная
методика основывается на высокой коммуникативности, предполагает выражение
учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную
деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
Принцип наглядности используется прежде всего при подаче материала в
виде уже подготовленных персонажами курса проектов, т.е. применяются как
слуховая, так и контекстная наглядность.
Принцип систематичности актуален для этой методики не только потому,
что весь материал делится на темы и подтемы, но и также и потому, что
методика основана на цикличной организации учебного процесса: каждый из
предусмотренных циклов рассчитан на определенное количество часов.
Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период
обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей
цели овладения английским языком.
Принцип самостоятельности играет также очень важную роль в проектной
методике. Чтобы доказать это, нужно рассмотреть суть самого понятия
“проект”. Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая обучаемыми
работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально –
эмоциональный контекст другой деятельности (игры, путешествия и т.п.).
Новизна этого подхода в том, что обучаемым дается возможность самим
конструировать содержание общения, начиная с первого занятия. Каждый проект
соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение определенного
времени. Работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы.
А так как работа над проектами ведется либо самостоятельно, либо в группе с
другими обучаемыми, то можно говорить о принципе самостоятельности, как об
одном из основополагающих.
Принципы проектной методики тесно взаимосвязаны и весьма важны.
Данная методика приучает обучаемых творчески мыслить, самостоятельно
планируя свои действия, возможно, варианты решения стоящих перед ним задач,
а принципы, на которых она базируется, делают обучение по ней возможным для
любого возрастного контингента.
2.3 Перейдем к следующей методике обучения английскому языку. Это
интенсивная методика. Какие же принципы лежат в ее основе?
Принцип коллективного взаимодействия, который является ведущим в
методе активизации, наиболее известном в интенсивной методике. Именно этот
принцип связывает цели обучения и воспитания, характеризует средства,
способы и условия учебного процесса. Для учебного процесса, в основу
которого положен этот принцип, характерно то, что учащиеся активно общается
с другими, расширяют свои знания, совершенствуют свои умения и навыки,
между ними складываются оптимальное взаимодействие и формируются
коллективные взаимоотношения, которые служат условием и средством повышения
эффективности учения, успех каждого из обучаемых зависит во многом от
остальных. Такая система отношений, складывающихся в учебном коллективе,
раскрывающих и актуализирующих в личности лучшие стороны, весьма
способствует обучению и совершенствованию личности. Это происходит
благодаря возникающему положительному психологическому климату и в
значительной мере влияет на конечный результат. Групповое обучение
способствует возникновению у личности дополнительных социально-
психологических стимулов к учению. Кроме того, активизация общения между
участниками учебного процесса способствует ускорению обмена информацией,
передаче и усвоению знаний, ускоренному формированию навыков и умений. Из
всего вышесказанного можно заключить, что основным средством овладения
предметом становится общение с партнерами по группе.
Принцип личностно-ориентированного общения является не менее
значимым. Он основан на влиянии общения, его характера, стиля на реализацию
воспитательных и образовательных целей. В общении каждый является как
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8