Cравнительная характеристика современных методик преподавания английского языка

другие виды деятельности, протекающие одновременно с ним.

Для более продуктивного овладения учащимися всеми аспектами

иностранного языка предусмотрена система средств (памяток и специальных

упражнений) для формирования у учащихся необходимых навыков и умений, для

формирования умения учиться, что составляет субъективную индивидуализацию.

Третьим ведущим компонентом принципа индивидуализации является так

называемая личностная индивидуализация. Она предполагает учет и

использование параметров, присущих личности: личный опыт, контекст

деятельности, интересы и склонности, эмоции и чувства, мировоззрение,

статус в коллективе. Все это позволяет вызвать у учащихся истинную

коммуникативную и ситуативную мотивацию.

Чтобы доказать это, достаточно учесть два факта: 1) общение, в данной

методике - это средство поддержания жизнедеятельности в обществе и 2)

обучение самостоятельно данной концепции, есть модель процесса общения.

В системе коммуникативной методики предусматривается целый комплекс

мер для поддержания мотивации в учении.

Принцип развития речемыслительной деятельности и самостоятельности

учащихся в овладении иностранным языком.

Он заключается в том, что все задания на всех ступенях обучения

представляет собой речемыслительные задачи разного уровня проблемности и

сложности.

Данная методика опирается на интеллектуальные потребности учащихся,

а это побуждает учащегося к мыслительной деятельности.

Речемыслительные задачи призваны развивать механизмы мышления:

механизм ориентации в ситуации, оценки сигналов обратной связи и принятия

решений, механизм определения цели, механизм выбора, механизм

комбинирования и конструирования.

Важно отметить, что чем больше самостоятельности проявляет учащийся,

тем более эффективным будет усвоение. Поэтому в данной методике уделяется

большое внимание развитию самостоятельности мышления, в частности, в

процессе обсуждения проблем.

И, наконец, самостоятельность, связанная с контролем. В

коммуникативном обучении используется такая стратегия, которая планирует

превращение контроля через взаимоконтроль в самоконтроль. Для этого

используется как скрытый контроль, так и осознанное владение учащимися

знания объектов и критериев контроля и их применения.

Принцип функциональности в обучении иностранному языку.

Данный принцип предполагает, что каждый ученик должен понять, что

может ему дать не только практическое владение языком, но и использование

полученных знаний в познавательном и развивающем аспектах.

Этот принцип заключается также в том, что происходит овладение

функциями видов речевой деятельности, как средств общения, то есть

осознаются и усваиваются те функции, которые выполняют в процессе

человеческого общения: чтение, письмо, говорение, аудирование.

Согласно принципу функциональности, объектом усвоения являются не

речевые средства сами по себе, а функции, выполняемые данным языком.

На функциональной основе создается модель речевых средств, которые

должны быть изучены в курсе иностранного языка: подбираются определенные

речевые средства разных уровней для выражения каждой из речевых функций. В

зависимости от цели для выражения каждой функции может быть предложено и

максимальное и минимальное количество средств выражения. Разумеется , сюда

же подключаются и неречевые средства выражения.

Принцип новизны в обучении иностранным языкам.

Коммуникативное обучение строится таким образом, что все его

содержание и организация пронизаны новизной.

Новизна предписывает использование текстов и упражнений, содержащих

что-то новое для учеников, отказ от многократного чтения того же текста и

упражнений с тем же заданием, вариативность текстов разного содержания, но

построенных на одном и том же материале. Таким образом, новизна

обеспечивает отказ от произвольного заучивания, развивает речепроизводство,

эвристичность и продуктивность речевых умений учащихся, вызывает интерес к

учебной деятельности.

В заключении важно отметить, что все рассмотренные принципы

взаимосвязаны, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Поэтому следование

прелагаемой системе предполагает соблюдение всех вышеуказанных принципов и

их комплексное применение.

2.2 Теперь перейдем к методическим принципам, на которых базируется

другая современная методика обучения английскому языку. Итак, основными

методическими принципами, имеющими концептуальное значение для проектной

методики, являются:

Принцип сознательности, который предусматривает опору учащихся на

систему грамматических правил, работа над которыми строится в виде работы с

таблицами, что в свою очередь, является признаком следующего принципа.

Принцип доступности проявляется прежде всего в том, что при

построении курса обучения по проектной методике рассматриваются вопросы и

проблемы, значимые для обучаемого на данном этапе, исходя из его личного

опыта, то есть обеспечивается за счет соответствующей обработки учебного

материала.

Принцип активности в проектной методике основывается не только на

внешней активности (активная речевая деятельность), но и на активности

внутренней, что проявляется при работе над проектами, развивая творческий

потенциал обучаемых и основываясь на ранее изученном материале. В проектной

методике принцип активности играет одну из ведущих ролей.

Принцип коммуникативности, обеспечивающий контакт не только с

преподавателем, но и общение внутри групп, в ходе подготовки проектов, а

также с преподавателями других групп, если таковые имеются. Проектная

методика основывается на высокой коммуникативности, предполагает выражение

учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную

деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Принцип наглядности используется прежде всего при подаче материала в

виде уже подготовленных персонажами курса проектов, т.е. применяются как

слуховая, так и контекстная наглядность.

Принцип систематичности актуален для этой методики не только потому,

что весь материал делится на темы и подтемы, но и также и потому, что

методика основана на цикличной организации учебного процесса: каждый из

предусмотренных циклов рассчитан на определенное количество часов.

Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период

обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей

цели овладения английским языком.

Принцип самостоятельности играет также очень важную роль в проектной

методике. Чтобы доказать это, нужно рассмотреть суть самого понятия

“проект”. Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая обучаемыми

работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально –

эмоциональный контекст другой деятельности (игры, путешествия и т.п.).

Новизна этого подхода в том, что обучаемым дается возможность самим

конструировать содержание общения, начиная с первого занятия. Каждый проект

соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение определенного

времени. Работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы.

А так как работа над проектами ведется либо самостоятельно, либо в группе с

другими обучаемыми, то можно говорить о принципе самостоятельности, как об

одном из основополагающих.

Принципы проектной методики тесно взаимосвязаны и весьма важны.

Данная методика приучает обучаемых творчески мыслить, самостоятельно

планируя свои действия, возможно, варианты решения стоящих перед ним задач,

а принципы, на которых она базируется, делают обучение по ней возможным для

любого возрастного контингента.

2.3 Перейдем к следующей методике обучения английскому языку. Это

интенсивная методика. Какие же принципы лежат в ее основе?

Принцип коллективного взаимодействия, который является ведущим в

методе активизации, наиболее известном в интенсивной методике. Именно этот

принцип связывает цели обучения и воспитания, характеризует средства,

способы и условия учебного процесса. Для учебного процесса, в основу

которого положен этот принцип, характерно то, что учащиеся активно общается

с другими, расширяют свои знания, совершенствуют свои умения и навыки,

между ними складываются оптимальное взаимодействие и формируются

коллективные взаимоотношения, которые служат условием и средством повышения

эффективности учения, успех каждого из обучаемых зависит во многом от

остальных. Такая система отношений, складывающихся в учебном коллективе,

раскрывающих и актуализирующих в личности лучшие стороны, весьма

способствует обучению и совершенствованию личности. Это происходит

благодаря возникающему положительному психологическому климату и в

значительной мере влияет на конечный результат. Групповое обучение

способствует возникновению у личности дополнительных социально-

психологических стимулов к учению. Кроме того, активизация общения между

участниками учебного процесса способствует ускорению обмена информацией,

передаче и усвоению знаний, ускоренному формированию навыков и умений. Из

всего вышесказанного можно заключить, что основным средством овладения

предметом становится общение с партнерами по группе.

Принцип личностно-ориентированного общения является не менее

значимым. Он основан на влиянии общения, его характера, стиля на реализацию

воспитательных и образовательных целей. В общении каждый является как

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать