Cравнительная характеристика современных методик преподавания английского языка

обучения английскому языку? Необходимо отметить, что таких средств

обучения, характерных только для деятельностной методики, довольно много.

В начале отметим, что создатели этой методики считают ,что обучать

навыкам оформления и умения работы с содержанием сообщаемого следует

отдельно. Для того, чтобы обеспечить сознательное овладение языковыми

средствами и обучение навыкам оформления, их необходимо формировать до

того, как будет иметь место обучение умениям работы с содержанием. Из этого

вытекает другая специфическая черта данного метода.

В деятельностной методике имеет место разделение между

предварительным овладением языковыми средствами и последующим овладением

общением на основе имеющихся знаний, умений, навыков использования языковых

средств.

Но действительно специфической чертой деятельностной методики

составляет выделение того, что называется языковыми речекоммуникативными

единицами. Так как для полноценной коммуникации при обучении недостаточно

только речевого статуса языковых единиц – речевой статус должен сочетаться

со свободой их выбора в речи. Языковые единицы, как говорилось ранее,

которые обладают речевым статусом и обеспечивают полноценную коммуникацию с

точки зрения свободы их выбора, исходя из смысла сообщаемого, называется

языковыми коммуникативными единицами.

И последней специфической чертой является использование такого

метода, как условный перевод, при котором используется не только то, чем

ученики уже овладели, так и то, чему их обучают на данном этапе.

Из этого видно, что деятельностная методика значительно отличается

своей спецификой от первых трех методов.

3.1.5 И, наконец, выделим специфические черты методики дистанционного

обучения.

Специфической чертой обучения иностранному языку дистанционно

является самостоятельная практика каждого обучаемого в том виде речевой

деятельности, которым он овладевает в данное время. Также специфической

чертой является интерактивность, на основе которой строится деятельность

каждого обучаемого и руководство педагога. Учебный процесс строится таким

образом, чтобы педагог имел возможность на протяжении всего курса

отслеживать, корректировать, контролировать и оценивать деятельность

обучаемых. Еще одной специфической чертой является то, что несмотря на долю

самостоятельной деятельности учащегося, он должен иметь разнообразные

контакты в процессе обучения с партнерами по курсу, преподавателем,

зарубежными партнерами. Все вышесказанное делает деятельность обучаемых

тоже весьма разнообразными – индивидуальными, парными, групповыми, как в

малых группах так и со всей группой курса (конференции, коллективные

обсуждения).

Специфические черты этой методики, в очередной раз, подтверждает,

что она принадлежит к коммуникативно-ориентированным методикам. Именно

отличительные черты помогают различать их, отделять друг от друга, так как

они имеют большое количество сходных черт, о которых и пойдет речь далее.

3.2 В настоящее время цель обучения английскому языку формулируется

так: научить учащихся общаться на английском языке. Но при поставленной

таким образом цели она становится самоцелью. Цель же образования намного

шире, чем приобретение определенных навыков и умений, а потенциальные

возможности предмета “английский язык” значительно шире. Поэтому цель

обучения английскому языку в данный момент можно сформулировать следующим

образом: научить учащихся не только участвовать в коммуникации на

английском языке, но и активно участвовать в становлении и развитии

личности ученика.

Исходя из этого большая часть современных методик обучения

английскому языку основаны на принципе активной коммуникации

(коммуникативная методика, проектная методика, дистанционная методика).

Коммуникативность предполагает построение обучения, как модели

процесса общения. Чтобы придать обучению основные черты процесса общения,

во-первых, необходимо перейти на личностное общение с учащимися (принцип

индивидуализации в коммуникативной методике, принцип личностно-

ориентированного мышления в интенсивной методике и т.д.), благодаря чему в

работе с аудиторией складывается нормальный психологический климат. Во-

вторых, для решения этой задачи необходимо использовать все способы общения

– интерактивный, когда происходит взаимодействие учителя с учениками на

основе какой-либо деятельности, помимо учебной, персептивный, когда имеет

место восприятие друг друга как личностей, минуя статусы учителя и ученика,

информационный, когда ученик и учитель меняются своими мыслями, чувствами,

а не словами и грамматическими структурами. И третье необходимое условие –

это создание коммуникативной мотивации – потребности, которая побуждает

учащихся участвовать в общении с целью изменить взаимоотношения с

собеседником. Общение должно быть построено таким образом, чтобы

происходило постепенное овладение речевым материалом.

Мотивацией для общения могут быть различные стимулы. При работе с

проектной методикой это работа над совместными проектами. Тот же самый

стимул используется и в дистанционном обучении, и в интенсивной методике.

Зачастую ситуации, используемые в ходе обучения, носят проблемный характер.

Эти ситуации должны способствовать формированию различных мнений у

обучаемых и не давать однозначного решения. Обсуждение подобных ситуаций

позволяет сталкивать различные мнения, вызывает потребность отстоять свою

точку зрения, то есть потребность в общении на иностранном языке.

Использование проблемных ситуаций также имеет еще одну положительную

сторону, так как дает возможность решать и воспитательные задачи, поскольку

воспитать активную личность можно только при обсуждении ситуаций, в основе

которых лежат подлинные ценности.

Также важно отметить, что ситуативность должна пронизывать все этапы

усвоения речевого материала на всех этапах обучения.

Кроме того, практически во всех методах широко используется

коллективная совместная деятельность. Тенденция замены индивидуальной

работы групповой развивается уже давно. Коллективная работа очень

активизирует коллектив. Формирование навыков и умений происходит в системе

коллективных действий, которые способствуют внутренней мобилизации

возможностей каждого учащегося. Формы коллективного взаимодействия легко

реализуются на занятиях. Это работа в парах, втроем, в микрогруппах и в

полных группах. Следует также отметить, что ролевое общение, постоянно

взаимодействуя с личностным, является его предпосылкой и условием.

Ситуации ролевого общения, в которых формируются навыки и умения

иноязычного общения, обеспечивают переход к более высокому уровню общения.

И все-таки коллективная работа во всех методиках реализуется по-

разному. В коммуникативной методике – это создание ситуаций, подобных

реальным, постановка проблемных вопросов и их обсуждение. При работе с

интерактивной методикой – это ролевые игры, которые, однако, допускают

также и личностное проявление. При работе с ролевыми играми никогда не

возникает противоречия между “я - маской” и “я - обучаемым”. Это

естественно, так как поведение учащихся задано в ситуациях учебных

диалогов, а личностные установки и ценности персонажей не противоречат

мировоззрению обучаемых. При дистанционном обучении широко используется

обучение в сотрудничестве, а чтобы познавательная деятельность обучаемых не

приобретала пассивный характер, общение обучаемого не ограничивается только

преподавателем, для этого предусматривается совместная групповая работа

над различными совместными проектами. Но в первую очередь там, где это

возможно, используются международные проекты с носителями языка. Также при

должном техническом оснащении используются различные конференции и участие

в международных конференциях через систему Internet. В проектной методике

также используется групповая совместная работа над проектами.

Следующая черта, встречающаяся во всех методиках – это познавательная

самостоятельность. Учитывается то, что теперь обучение английскому языку

должно строиться на принципиально новой основе, которая осуществляет

перенос акцента с передачи обучаемым готовых знаний к добыванию их в

процессе активной учебно-познавательной деятельности, благодаря чему

формируется активная личность с творческим мышлением. Широко применяется

этот принцип в деятельностной методике, так как он рассчитан прежде всего

на людей со сложившимся логическим мышлением. Кроме того, он позволяет

осознанно овладевать языковыми средствами и осмысленно их использовать, а

также он обеспечивает формирование прочных знаний и умений. В центре

процесса обучения по методике дистанционного обучения лежит самостоятельная

познавательная деятельность обучаемого. Самостоятельная деятельность по

овладению разными видами речевой деятельности, формированию необходимых

навыков и умений является спецификой данной области. При этом система

дистанционного обучения не имеет жесткого графика занятий, то есть дает

возможность заниматься в удобное для обучаемого время. Сеть Internet

предоставляет возможность самостоятельной работы с аутентичной информацией.

Все большее распространение в методиках обучения иностранным языкам

приобретают черты интенсивной методики обучения английскому языку. Так,

например, полифункциональные упражнения. Необходимо помнить, что

полифункциональность присуща и должна быть характерна для всех речевых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать