коммуникативно-ориентированными, и одной из важнейших их целей является
обучение общению и владению речевыми средствами. Каждая из методик
использует при этом разные средства, методы и принципы. То есть, каждая из
методик имеет отличительные специфические черты.
3.1.1 Самой первой специфической чертой коммуникативной методики
является то, что целью обучения является не овладение иностранным языком,
а “иноязычной культурой”, которая включает в себя познавательный, учебный,
развивающий и воспитательный аспект. Эти аспекты включают в себя знакомство
и изучение не только языковой и грамматической системы языка, но и его
культуры, взаимосвязи ее с родной культурой, а также строя чужого языка,
его характера, особенностей, сходства и различия с родным языком. Также они
включают в себя удовлетворение личных познавательных интересов обучаемого в
любой из сфер своей деятельности. Последний фактор обеспечивает
дополнительную мотивацию к изучению иностранного языка со стороны
обучаемых, в этом не заинтересованных.
Второй специфической чертой коммуникативной методики является
овладение всеми аспектами иноязычной культуры через общение. Именно
коммуникативная методика впервые выдвинула положение о том, что общению
нужно обучать только через общение, что стало для современных методик одной
из характерных черт. В коммуникативной методике обучения общение выполняет
функции обучения, познания, развития и воспитания.
Следующей отличительной чертой предлагаемой концепции является
использование всех функций ситуации. Коммуникативное обучение строится на
основе ситуаций, которые (в отличие от других методических школ) понимается
как система взаимоотношений. Главный акцент здесь ставится не на
воспроизведение с помощью средств наглядности или словесное описание
фрагментов действительности, а на создание ситуации как системы
взаимоотношений между обучаемыми. Обсуждение ситуаций, построенных на
основе взаимоотношений обучаемых, позволяет сделать процесс обучения
иноязычной культуре максимально естественным и приближенным к условиям
реального общения.
Коммуникативная методика также включает в себя и овладение
невербальными средствами общения: такими, как жесты, мимика, позы,
дистанция, что является дополнительным фактором при запоминании
лексического и любого другого материала.
Специфической чертой коммуникативной методики является также
использование условно-речевых упражнений, то есть таких упражнений, которые
построены на полном или частичном повторении реплик преподавателя. По мере
приобретения знаний и навыков характер условно-речевых упражнений
становится все более сложным, пока необходимость в них не исчерпывает себя,
когда высказывания обучаемых не становятся самостоятельными и осмысленными.
Итак, из всего вышеизложенного видно, что многие специфические черты,
впервые появившиеся в коммуникативной концепции, были затем переняты
другими коммуникативно-ориентированными методиками и успешно используются
ими.
Но при этом они во многом отличаются от этой концепции и имеют свои,
присущие только им, черты.
3.1.2 Эффективность проектной методики в большей степени
обеспечивается интеллектуально-эмоциональной содержательностью включаемых в
обучение тем. Также следует отметить их постепенное усложнение. Но
отличительной особенностью тем является их конкретность. С самого начала
обучения предполагается участие обучаемых в содержательной и сложной
коммуникации, без упрощения и примитивизма, которые обычно характерны для
учебников для начинающих изучать иностранный язык.
Другой отличительной чертой проектной методики является особая форма
организации коммуникативно-познавательной деятельности обучаемых в виде
проекта. От чего, собственно, и появилось название методики.
Проект, как говорилось ранее, - это самостоятельная, реализуемая
обучаемым работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-
эмоциональный контекст другой деятельности.
Новизна же подхода в том, что обучаемым дается возможность самим
конструировать содержание общения, начиная с первого занятия. В курсе мало
текстов как таковых, они воспроизводятся в процессе работы обучаемых над
проектами, предложенные авторами.
Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в
течение определенного времени. Тема имеет четкую структуру, делится на
подтемы, каждая из которых заканчивается заданием к проектной работе.
Особенно важной чертой является то, что обучаемые имеют возможность
говорить о своих мыслях, своих планах.
Благодаря работе над проектом создается прочная языковая база.
Специфическим является также подразделение навыков на два вида:
навыки изучающего язык и навыки пользователя языком. Для развития первого
вида навыков используются фонетическое и лексико-грамматические упражнения
тренировочного характера. Это упражнения на имитацию, подстановку,
расширение, трансформацию, восстановление отдельных фраз и текстов. Их
особенность в том, что они даются в занимательной форме: в виде текста на
проверку памяти, внимания; игр на догадку; головоломок, иногда в виде
фонограммы.
Обучение грамматическим навыкам и их тренировка обычно проводятся в
виде работы на основе таблиц. Все упражнения, что особенно важно,
выполняются на фоне разработки представленного проекта.
Для практики в пользовании языком дается большое количество ситуаций,
создаваемых с помощью вербальной и предметно-образной наглядности.
Очевидным здесь является то, что специфические черты коммуникативной
и проективной методик имеют много сходного, строятся на идентичных
принципах, но применяются они в различных способах обучения. В первом
случае, обучение основывается на использование ситуаций, во втором – на
использовании проектов.
3.1.3 Перейдем к интенсивной методике и рассмотрим ее специфику.
Данная методика основана на психологическом термине “суггестии”. Это и есть
первая специфическая черта интенсивной методики. Использование суггестии
позволяет миновать или снимать различного рода психологические барьеры у
обучаемых следующим путем. Педагог проводит занятия с учетом
психологических факторов, эмоционального воздействия, используя логические
формы обучения. Он использует также на занятиях различные виды искусства
(музыку, живопись, элементы театра), с целью эмоционального воздействия на
обучаемых.
Однако суггестопедическое обучение предполагает определенную
концентрацию учебных часов. На старших этапах, например, целесообразно
выделять шесть часов в неделю за счет школьного компонента учебного плана,
их стоит разделить на три, по два часа каждое. При необходимости количество
часов можно свести к трем.
Также специфической чертой интенсивной методики является то, что
суггестопедия широко опирается на положение о разных функциях двух
полушарий головного мозга. Подключение эмоциональных факторов к обучению
иностранному языку значительно активизирует процесс усвоения, открывая
новые перспективы в развитии методики обучения иностранным языкам. Вся
атмосфера занятий организуется таким образом, что освоению языка
сопутствуют положительные эмоции. С одной стороны, это является важным
стимулом для создания и поддержания интереса к предмету. С другой стороны,
интеллектуальная деятельность учащихся, подкрепленная эмоциональной
деятельностью, обеспечивает наиболее эффективное запоминание материала и
овладение речевыми умениями.
Еще одним отличительным фактором служим активное использование
ролевых игр. Специфика интенсивного обучения заключается именно в том, что
учебное общение сохраняет все социально-психологические процессы общения.
Ролевое общение – это одновременно и игровая, и учебная, и речевая
деятельность. Но при этом, если с позиции учащихся ролевое общение –
игровая деятельность или естественное общение, когда мотив находится не в
содержании деятельности, а вне его, то с позиции преподавателя ролевое
общение – форма организации учебного процесса.
Как утверждает Л.Г.Денисова[5], основными результативными моментами
интерактивной методики обучения иностранным языкам являются:
- создание сильной немедленной мотивации обучения, осуществляемого при
неформальном общении и мотивации общения, приближенного к реальным;
- высокая и немедленная результативность обучения: уже на второй день
занятий учащиеся общаются на изучаемом иностранном языке, используя
речевые клише, заложенные в основном учебном тексте – помните, текст
полилога вводится в первый день занятий;
- предъявление и усвоение большого количества речевых, лексических и
грамматических единиц; за одно предъявление вводятся и усваиваются 150-
200 новых слов, 30-50 речевых клише и несколько типичных грамматических
явлений.
Это тоже, несомненно, является специфическими чертами.
Все вышеперечисленное и есть особенности интенсивной методики,
которые в большей степени обеспечивают ее эффективность. Эти специфические
моменты практически совершенно отличны от двух предыдущих методик. Только в
одном они, пожалуй, схожи. Все три методики считают необходимым условием
успешного обучения коллективную работу в положительной эмоциональной
атмосфере. При этом интенсивная методика больше внимания уделяет таким
видам деятельности, как говорение и аудирование.
3.1.4 Какие же специфические черты имеет деятельностная методика
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8