команда, получившая меньшее количество штрафных очков.
3. Запретное числительное. Цель: закрепление количественных и порядковых
числительных.
Ход игры: преподаватель называет «запретное» числительное. Обучаемые хором
считают (сначала называются количественные, затем порядковые числительные).
«Запретное» числительное называть нельзя. Тот, кто ошибается и произносит
его, приносит своей команде штрафное очко. Выигрывает команда, получившая
меньшее количество штрафных очков.
4. Пять слов. Цель: закрепление лексики по теме или по одному из пройденных
уроков.
Ход игры: пока обучаемый из одной команды считает до пяти, представитель
второй команды должен назвать пять слов по данной теме. Участник, не
справившийся с заданием, выбывает из игры.
5. Цвета. Цель: закрепление лексики по пройденным темам.
Ход игры: ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает
команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного
цвета.
6. Больше слов. Цель: активизация лексики по изученным темам.
Ход игры: образуются две команды. Каждая команда должна назвать как можно
больше слов на заданную ей букву. Выигрывает команда, назвавшая большее
количество слов.
Игру можно проводить и в письменной форме. Представители команд
записывают слова на доске. В этом случае при подведении итогов учитывается
не только количество слов, но и правильность их написания.
7. Угадай название. Цель: активизация лексики по изученной теме.
Ход игры: каждый обучаемый получает тематический рисунок. Он должен
рассмотреть его и рассказать, что на нем изображено. Тот, кто первым
угадает название рисунка, получает следующий и выполняет то же задание.
Выигрывает тот, кто угадает больше названий.
8. Озвучивание картинки. Цель: активизация лексики по изученной теме,
развитие навыков диалогической речи.
Ход игры: играющие образуют пары. Каждой паре даются картинки, к которым
прилагаются карточки с соответствующими репликами. С их помощью необходимо
озвучить картинки. Выигрывает пара, которая первой подготовит диалог и
правильно его воспроизведет.
9.Найди цифру. Цель: развитие лексического навыка.
Ход игры: один из играющих называет любое слово, пришедшее ему в голову,
желательно короткое. Второй участник должен назвать слово, рифмующееся с
первым, третий – добавить еще слово в рифму и т.д. Тот, кто не может
назвать слово в рифму, получает минус. Когда у кого-нибудь из играющих
наберется три минуса, он выходит из игры. Выигрывает оставшийся последним.
Можно выбирать только существительные в именительном падеже
единственного числа или любые другие слова.
Грамматические игры.
1. Изображение действия. Цель: автоматизация употребления глаголов в устной
речи.
Ход игры: играющие образуют пары. Один играющий изображает действие
(мимическое или пантомимическое), другой должен прокомментировать его,
употребляя изученные глаголы.
2. Игра в мяч. Цель: автоматизация употребления форм глагола в устной речи.
Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды придумывает
предложение с изученным глаголом. Он бросает мяч партнеру из второй команды
и называет предложение, пропуская глагол. Поймавший мяч повторяет
предложение, вставляя правильную форму глагола, бросает мяч партнеру из
первой команды и называет свое предложение, опуская глагол, и т.д. За
каждую ошибку начисляется штрафное очка. Побеждает команда, набравшая
наименьшее количество штрафных очков.
3. Кубики. Цель: автоматизация употребления конструкции в устной речи.
Ход игры: для игры изготавливаются кубики, на гранях которых наклеены
картинки с изображением предметов или животных. Обучаемые делятся на две
команды. Участники по очереди выходят к столу, подбрасывают кубик и
называют предложение с отрабатываемой конструкцией, соответствующее сюжету
картинки на одной из граней кубика. За каждое правильно придуманное
предложение команда получает очко. Выигрывает команда, набравшая большее
количество очков.
4. Подарки. Цель: закрепление лексики по теме, автоматизация употребления
изученных глаголов в будущем времени в устной речи.
Ход игры: образуются две команды. На доске записываются два ряда слов: 1)
наименование подарка, 2) список глаголов. Играющие должны сказать,
используя при этом глаголы из списка, что они будут делать с подарками,
полученными в день рождения. Каждый участник игры придумывает по одному
предложению. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием и
составит предложения без ошибок.
Среди различных видов игр особое место занимает ролевая игра.
Ролевая игра. Ролевые игры в обучении иностранным языкам.
Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет
мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к
тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.
Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения,
удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и
разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов
обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более
стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности
учащихся.
Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где
классная аудитория – это определенная социальная среда, в которой учитель и
учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где
учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в
обучении – это результат коллективного использования всех возможностей для
обучения. И обучаемые должны вносить значительные вклад в этот процесс.
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование
ролевых игр. Ролевая игра – методический прием, относящийся к группе
активных способов обучения практическому владению иностранным языком.
Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками
реальной практической деятельности людей, создает условия реального
общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом
мотивации, повышением интереса к предмету.
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются
в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить,
выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником.
Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как
средство общения.
Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем,
создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный
барьер между учителем и учеником.
Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем
самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-
лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают
отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным
партнером в речевом общении.
В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать
беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с
его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать
собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.
Ролевая игра учит быть чувствительным к социальному употреблению
иностранного языка. Хорошим собеседником является часто не тот, кто лучше
пользуется структурами, а тот, кто может наиболее четко распознать
(интерпретировать) ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту
информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта) и выбрать те
лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения.
Практически всё учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику,
при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как
он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией,
определить, насколько она релевантна ситуации и задаче общения, и правильно
отреагировать на реплику.
Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов
школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они
содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность;
воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают,
помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь
управляет учебной деятельностью.
Основные требования к ролевым играм:
1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьника
интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить
на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.
2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как
содержания, так и формы, четко организовать. Важно, чтобы
учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или
иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и
убедительной.
3. Ролевая игра должна быть принята всей группой.
4. Она непременно проводится в доброжелательной, творческой
атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения,
радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре,
тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится
чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять
разные роли.
5. Игра организуется таким образом, что-бы учащиеся могли в