имитирующий участника проекта);
4) Характер контактов (среди участников одной школы, одного класса,
города, региона, одной страны, разных стран мира): внутренний,
региональный, международный;
5) Количество участников проекта (личностные, парные, групповые);
6) Продолжительность проекта (краткосрочный, средней
продолжительности: один-два месяца, долгосрочный: до года).
В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода можно
обозначить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролево-
игровые, информационные, практико-ориентированные. Рассмотрим каждый из
перечисленных проектов подробно.
Исследовательские проекты. Требуют хорошо продуманной структуры,
обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех
участников, обозначения источников информации, продуманных методов,
результатов. Такие проекты приближены к научному исследованию. Они
содержат аргументацию актуальности принятой для исследования темы,
обозначения задач и методов исследования, указание источников информации.
При выполнении заданий исследовательских проектов, участники проекта
выдвигают различные гипотезы решения обозначенной проблемы, определяют пути
ее решения. Итогом исследовательской работы является обсуждение полученных
результатов, выводы, оформление результатов.
Содержание проекта, его сложность должны соответствовать уровню
языковой подготовки школьников определенного типа обучения.
Творческие проекты. Предполагают соответствующее оформление
результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры
совместной деятельности участников. Каждый из задействованных в проекте
выполняет ту часть творческого задания, которая соответствует его
интересам. Результаты проекта могут быть представлены в написании газеты,
сочинения, в видеофильме, в драматизации и т.д.
Ролево-игровые проекты. Участники проекта принимают на себя
определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта,
особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или
выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.
Информационные проекты. Направлены на сбор информации о каком-либо
объекте, явлении. Участники проекта изучают найденную информацию,
анализируют ее, выделяют факты, которые и являются результатом заданий.
Информационные проекты требуют продуманной структуры, корорая складывается
из цели проекта, предмета информационного поиска, источника информации,
способа обработки информации, представления результата информационного
поиска, презентации.
Практико-ориентированные проекты. Отличаются четко обозначенным
результатом деятельности его участников, который ориентирован на их
социальные интересы.
Результатом проведения таких проектов может стать создание документа на
основе полученных результатов исследования по экологии, биологии,
географии; сбор справочного материала, составление словаря, например,
обиходной школьной лексики; создание дизайна дома и т.д. Практико-
ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры, четкого
определения деятельности каждого из участников. Важно поэтапное обсуждение
и корректировка совместных и индивидуальных усилий в презентации полученных
результатов.
Монопроекты. Как правило, проводятся в рамках одного учебного предмета
с использованием знаний из других областей для решения той или иной
проблемы. Подобный проект требует разработки тщательной структуризации по
урокам, а также четкого обозначения целей, задач и тех знаний, умений,
предположительно которые ученики должны приобрести в ходе выполнения
заданий проекта. Необходимо спланировать логику работы на каждом уроке по
группам, форму презентации.
Межпредметные проекты. Как правило выполняются во внеурочное время. Это
могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также
достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту
или иную проблему.
Проекты с открытой, явной координацией. В таких проектах участвует
координатор, который направляет деятельность других участников проекта,
организует отдельные этапы проекта или деятельность отдельных участников.
Например, в обязанности координатора может входить договор о встрече в
каком-то официальном учреждении или о проведении анкетирования.
Проекты со скрытой координацией. В данном случае координатор является
одним из участников проекта. Например, в проекте, целью которого является
проведение исследовательской работы, участвует специалист по той области
работы, по которой и проводится данная исследовательская работа. Он
помогает глубже «проникнуть» в стоящую перед участниками проекта проблему и
полнее раскрыть ее.
Внутренние, или региональные, проекты. Это проекты, организуемые или
внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные,
или между школами, классами внутри региона, одной страны.
Международные проекты. Участниками проекта являются представители
разных стран.
По количеству участников проектов можно выделить проекты: личностные,
проходящие между двумя партнерами из разных школ, регионов, стран; парные,
организуемые между парами участников и групповые, создаваемые между
группами.
По продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочными,
направленными на решение небольшой проблемы или части более значимой
проблемы; средней продолжительности, проходящие в течении одного-двух
месяцев и долгосрочные, рассчитанные на проведение в течении года.
На уроках по отдельному предмету чаще всего проводятся краткосрочные
проекты, иногда с привлечением знаний из других учебных дисциплин. Проекты
средней продолжительности и долгосрочные являются междисциплинарными и
содержат достаточно значимую проблему или несколько взаимосвязанных
проблем.
В реальной практике чаще приходится иметь дело со смешанными типами
проектов, в которых имеются признаки нескольких видов проектов (например,
сочетание исследовательского и творческого проектов). Такие проекты имеют
тот или иной вид координации, различные сроки исполнения, этапность,
количество участников различное. [7, 20,21]
1.1.3. Роль учителя в проектной деятельности.
В проектной методике роль учителя значительно сложнее, чем при
традиционном обучении. В основу учебно-воспитательного процесса положена
личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя сводится к тому,
чтобы направлять и регулировать эту деятельность. Создается ситуация, в
которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление
его учением. [3]
На разных этапах выполнения заданий проекта роль учителя различна. Из
инициатора проведения проекта учитель превращается в источника информации,
консультанта, помощника и порой даже наблюдателя. [4]
Перед использованием проекта в обучении учитель должен все тщательно
продумать, разработать, просчитать. Если предполагается, что учащиеся сами
формируют проблемы, то учитель должен спрогнозировать несколько возможных
вариантов. Учащиеся могут назвать некоторые из них, к другим учитель
подводит ребят наводящими вопросами, ситуациями. Учитель должен четко
определить учебные задачи для учащихся, подобрать необходимый материал или
дать рекомендации школьникам, где его можно найти. Учителю необходимо
продумать, какую помощь он может оказать ученикам, не предлагая готовых
решений. Учителю желательно спланировать всю серию уроков, на которых
предполагается выполнение заданий проекта. Важно также прослеживать
деятельность каждого ученика на всех этапах работы над проектом. Характер
внешней оценки со стороны учителя зависит от типа проекта и его темы; а
также от условий проведения. Исследовательский проект включает этапность
проведения, причем успех всего проекта зависит от правильно организованной
работы на этапах.
Поэтому необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая
шаг за шагом. При этом не обязательно оценивать деятельность учащихся
отметками, можно использовать разнообразные формы поощрения, включая самое
обычное: « Все правильно» или «надо бы еще подумать». (“Alles ist richtig”,
“Interessant”, “Du solltest dir vielleicht anders ьberlegen”). В ролево-
игровых проектах, предполагающих соревновательный характер, учитель при
оценке результатов может использовать балльную систему. В творческих
проектах трудно оценить промежуточные результаты. Тем не менее учителю
необходимо отслеживать работу, чтобы вовремя придти на помощь, если она
потребуется. Главная задача учителя состоит в передаче способов работы, а
не конкретных знаний, то есть акцент делается не на преподавание, а на
учение. [20,25]
Основной отличительный момент в роли учителя в проектной методике от
традиционных уроков заключается в том, что хотя учитель очень тщательно
подготавливается к применению проекта в обучении, в ходе выполнения
учащимися заданий проекта, он выступает в роли наблюдателя и координатора.
Тогда как на традиционных уроках учитель в большей степени чем учащиеся
задействован в учебном процессе.
5. Роль ученика в проектной деятельности.
В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в
активный творческий познавательный процесс на основе методики
сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а