Использование библейских сюжетов в проектной деятельности учащихся старших классов средней школы (на примере немецкого языка)

Бесспорно эти вопросы интересны учащимся, поскольку они актуальны для

старшеклассников и во многом пересекаются с их жизненными проблемами.

Для лучшего усвоения материала учебника разработан факультатив

«Библейские сюжеты в проектах». Обращение к Библии, одной из самых древних

и самых мудрых книг, не случайно, поскольку в ней содержатся ответы на

вопросы, поиском которых люди занимались всегда. Старшеклассникам

предлагается ознакомиться с библейскими сюжетами, схожими в тематическом

плане с главами учебника.

Соответствие тем учебника и библейских сюжетов представлено в следующей

таблице:

|Название раздела |Рассказ факультатива |Притча, на основе которой|

|учебника |«Библейские сюжеты в |составлен рассказ |

| |проектах» | |

|I. Jugendliche, wie |Geschichte ьber den | Притча о блудном сыне |

|geh?s? |verlorenen Sohn | |

|II. Bundeslдnder, was |Geschichte ьber den |Вавилонская башня |

|Neues? |Babilonturm | |

|III. Kreativ Kultur |Geschichte ьber Talente |Притча о талантах |

|erleben | | |

|IV. Im Trend der Zeit |Geschichte ьber Sдmann |Притча о сеятеле |

Помимо тематического соответствия, рассказы факультатива содержат

активный лексический и грамматический материал в соответствии с разделами

учебника.

2.2. Этапы работы над проектом.

Работа над каждым проектом состоит из 6 этапов.

I. 1 этап. Предтекстовая работа

Учитель с помощью вопросов, рассказов пытается сфокусировать сознание

учащихся на проблеме, направить их мыслительную деятельность в нужном

направлении.

2 этап. Работа с текстом.

Школьникам предлагается на прочтение и понимание содержания текст.

После этого они выполняют задания к тексту, направленные на усвоения нового

лексического и грамматического материала, узучаемого на основных уроках

немецкого языка по данной теме, закрепление уже пройденного, а также

размышление над содержанием текста.

II. 3 этап. Целеполагание.

На данном этапе учитель знакомит обучаемых с темами для творческих

работ в минигруппах. Учащиеся выбирают группы по своему желанию. В

заключительных случаях учитель помогает им сделать выбор.

4 этап. Планирование.

На этом этапе происходит распределение заданий между членами группы,

работа над планом групповой части проекта.

5 этап. Выполнение.

Учащиеся заняты поиском необходимой информации, используя для этих

целей не только материал учебника, но и другие источники; синтезированием и

анализированием найденной информации, выдвигаемых идей и гипотез;

оформлением проектных заданий.

6 этап. Защита проекта.

Участники каждой творческой группы представляют выполненную часть

проекта. Если основное задание творческой группы не предполагало

монологического или диалогического высказывания на немецком языке

(например, при сооружении здания или при представлении рассказа в

рисунках), то во время презентации учащиеся поясняют результаты работы на

немецком языке. На презентацию творческих работ желательно пригласить

гостей, оформить помещение для создания творческой атмосферы. Гости могут

задавать вопросы участниках творческих групп по выполненному группой

заданию.

В конце учитель вместе с ребятами подводит итоги, делает выводы. Гости

также могут высказать свои мнения и пожелания в отношении выполненной

творческой работы.

2.3. Тематическое планирование факультатива.

Выполнение каждого проекта рассчитано на восемь факультативных уроков,

проходящих один раз в неделю.

На первых двух уроках планируется выполнение предтекстовой работы и

работы с текстом.

На третьем факультативном занятии учащиеся выбирают темы для творческих

работ в минигруппах. Происходит формирование групп и обсуждение группой

плана выполнения задания.

Следующие три факультативных урока. Каждая минигруппа выполняет свою

часть проекта.

Последние два занятия планируется посвятить презентации школьниками

выполненных творческих заданий.

2.3.1. Geschichte ьber den verlorenen Sohn.

В основу рассказа о блудном сыне положена библейская притча о блудном

сыне, в которой сказано, что младший сын одного господина, забрав свою

часть наследства, уходит из дома в другую страну, где вскоре растрачивает

все имевшиеся у него деньги. После долгих раздумий он все-таки решает

вернуться домой и попросить прощения у отца. Последний, вопреки ожиданиям

младшего сына, встречает его с радостью и устраивает пир в честь

возвращения сына.

См. таблицу 1.

2.3.2. Geschichte ьber den Babylonturm.

Рассказ о Вавилонской башне основан на библейской истории о том, как

когда-то люди, перед расселение по всей Земле, решили оставить о себе

память, построив город, а в нем башню, которая доставала бы верхушкой небо.

Бог, увидев это строительство, наделяет людей разными языками, чтобы они не

могли общаться друг с другом и продолжить начатое. Затем Бог сам расселяет

людей по всей Земле.

См. таблицу 2.

2.3.3 Geschichte ьber Talente

Рассказ о талантах основан на библейской притче о талантах, в которой

говорится о том, как один господин перед отъездом в другую страну раздал

своим слугам таланты: одному дал пять талантов, другому два, третьему один.

Двое первых слуг смогли воспользоваться талантами так, что удвоили их

количество, а третий слуга закопал свой талант в землю.

См. таблицу 3

2.3.4 Geschichte ьber Sдmann

Рассказ составлен с использование смысла притчи о сеятеле: семена,

разбрасываемые сеятелем, попадая на разную почву, имели разную судьбу.

См. таблицу 4.

Заключение.

Использование проектной деятельности в обучении в современной школе

становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта

можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи,

стоящие перед учителем.

Проектная методика имеет личностно-ориентированный характер, который

позволяет рассматривать в центре обучения прежде всего ученика, а не

учителя. Хотелось бы подчеркнуть способность данного метода в развитии и

воспитание личности, умеющей мыслить, планировать свои действия,

самостоятельно искать пути решения, поставленных задач, творчески подходить

к процессу обучения, контролировать свою деятельность. Метод проектов

позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения

более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.

Использование метода проектов в обучении иностранным языкам

способствует формированию страноведческой компетенции у школьников и

развитию их коммуникативных способностей.

Проектная деятельность, основанная на библейских сюжетах, приобщает

учащихся к общечеловеческим духовным ценностям, что способствует их

нравственному развитию, формирует умение жить и общаться в поликультурном

пространстве современного мира, помогает избавиться от предрассудков и

нетерпимости к другим культурам и самое главное – "найти себя в жизни".

Список используемой литературы:

1. Айбетова Р.Х. Педагогика сотрудничества на уроках немецкого

языка.// и.я.ш.., 2002, №1, с.14-18

2. Афонькин Ю.И. Русско-немецкий словарь крылатых слов. Москва

"Русский язык". Лейпциг "Энциклопедия", 1990.

3. Баранова Н.В., Гусева С.Б., Стернберг В.Н. Современные

технологии обучения иностранным языкам на примере проектной

методики. Проблемы современного языкового образования. Доклады и

тезисы докладов на международной научной конференции 27-29 марта

2003 года, посвященной 40-летию факультета иностранных языков.

Том II. Владимир – 2003, с. 69-71.

4. Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении

учащихся двум иностранным языкам // и.я.ш., 2002, №1, с.5-11.

5. Барменкова О.И. О работе на проектом по учебнику "Happy Englich

2"// и.я.ш., 1997, №3, с.25-27.

6. Борисова Е.М. Проект на уроках немецкого языка. //и.я.ш., 1998,

№2, с. 27-31

7. Венедиктова С.Л. Проектная деятельность учащихся на уроках

немецкого языка.// и.я.и., 2002, №1, с.11-14.

8. Воронина Г.И., Карелина И.В. Немецкий язык, контакты. Учебник

для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Москва

"Просвещение", 2002 .

9. DAS NEUE TESTAMENT DEUTSCH-RUSSISCH. 1994 R.BROCKHAUS Verlag

Wuppertal und Zьrich

10. Die Bibel. Die Heilige Schrift. Des alten und des neuen

Testaments. 1996 VERLAG DER ZЬRCHER. BIBEL, Zьrich.

11. DIETER STORK. Kreative Projektarbeit. Fьnfдgiges Seminar in

Tschernzy, Russia Sommer 2001, 30. Juli bis zum 3. August 2001.

12. DIETER STORK. Kreative Projektarbeit. Soziales und diakonisches

Lehrnen in der Schule. Mьnster. 1997.

13. Иванова Е.Г. Обучение в сотрудничестве в рамках личностно-

ориентированного подхода в обучении иностранным языкам. Проблемы

современного языкового образования. Доклады и тезисы докладов на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать