формы исчерпывается ее службой содержанию". Следовательно, когда тема
и аргументы (то есть информационное содержание) полностью передаются в
переводе, можно считать, что комментарий переведен адекватно.
В отношении официальных документов и материалов аналогичного характера
можно выдвинуть возражение, что у них, как правило, вполне
определенная форма, и даже нередко весьма строгие предписания
относительно формы, соблюдение которых необходимо, чтобы документ был
принят. Против этого аргумента можно возразить; что языковую форму не
следует путать с языковым формализмом, поскольку в данном случае речь
идет о чисто внешних формальных предписаниях графического порядка или
касающихся определенных языковых клише [18].
Именно это связывает такие тексты со специальными текстами
гуманитарного, научно-естественного и технического характера
(исследования, выступления, отчеты), для адекватного воспроизведения
содержания которых необходимо владение специальной терминологией и
фразеологией.
Для уточнения понятия научно-популярной литературы и отнесения
соответствующих текстов к текстам, ориентированным на содержание, а
также и для проведения границы между этими текстами и специальными
текстами необходимо определить научно-популярную литературу как
общедоступное изложение материала по различным отраслям знания. Авторы
популярной литературы временами также имеют склонность к
"литературному творчеству". Решающей характеристикой популярных
текстов является, однако, следующее: предметная правильность,
достоверность информации и современность языка. Правда, авторы таких
текстов используют и специальную терминологию и фразеологию (с
различной частотностью). Однако решающим для дифференциации и для их
языкового оформления является в конечном счете круг читателей, на
который ориентируется автор. Если он обращается к специалистам {в
учебниках или специальных изданиях), то при переводе главное - точная
передача предметных значений. Если же он обращается к широкому кругу
непрофессионалов, интересующихся определенным предметом (научно-
популярные книги, журналы широкого профиля), то повышенное внимание
следует уделять стилистической стороне текста.
Относительно всех этих видов текстов, ориентированных на содержание,
можно сказать, что здесь важно в первую очередь, хотя и не
исключительно, ориентироваться на передачу информативного содержания.
Когда принадлежность текста к типу текстов, ориентированных на
содержание, установлена, можно сделать первый существенный вывод
относительно методов перевода. Текст, ориентированный на содержание,
требует при переводе обеспечения инвариантности на уровне плана
содержания. При оценке критику следует в первую очередь убедиться в
том, удалось ли передать полностью содержание и информацию в тексте
перевода. Из этого важнейшего требования следует, что языковое
оформление перевода должно безоговорочно соответствовать закопай языка
перевода, иными словами, языковое оформление перевода ориентировано в
первую очередь на язык перевода.
Однозначная ориентированность на язык перевода является вторым
критерием оценки текстов этого типа. Язык перевода доминирует,
поскольку важнейшим здесь является информационное содержание, и
читатель должен получить его в переводе в привычной языковой форме
[19].
2.2. Текст, ориентированный на форму
Для детальной характеристики второго типа текстов и отнесения к нему
различных видов текстов следует в первую очередь пояснить лежащее в
его основе понятие формы.
В общем под "формой" понимается способ выражения автором определенного
содержания, то есть как автор излагает данное содержание, в отличие от
случаев, когда на первом плане стоит предмет, то есть то, что
сообщается. Однако, как выше уже подчеркивалось, эта характеристика
справедлива для любого, в том числе и прагматического текста. Для
определения же типа текстов, "ориентированных на форму", этой слишком
общей характеристики, недостаточно. В этом типе элементы формы,
сознательно или подсознательно используемые автором, оказывают
специфическое эстетическое воздействие. Элемент формы не только
является доминирующим по отношению к предметно-содержательному
компоненту, но, кроме того, он служит инструментом художественного
воплощения, придающего тексту, ориентированному на форму, его
неповторимую и потому лишь аналогично воспроизводимую в языке перевода
форму. В соответствии с языковой функцией выражения, стоящей на первом
плане в текстах, ориентированных на форму, при переводе следует
достигать равноценного воздействия с помощью аналогии формы. Только в
этом случае перевод может считаться эквивалентным.
Большое значение может иметь даже единичный звук, являющийся
компонентом формы [20]. Синтаксические характеристики также могут
отражать художественные намерения автора [21]. "Темп" стиля, как и
вообще формы стиля и воздействие рифмы, сравнения и образные
выражения, поговорки и метафоры также подлежат учету, равно как размер
и его эстетическое воздействие. Кроме того, важными факторами не
только в поэзии, но и в художественной прозе являются фоно-
стилистические элементы.
Какой же подход к элементам формы должен ожидать критик от
переводчика? Без сомнения не может быть и речи о раболепном переносе
элементов исходного языка в язык перевода, что вообще и невозможно в
работе с фоностилистическими элементами, поскольку звуковая структура
языков слишком различна. Нельзя также просто не замечать ее, как это
позволительно в текстах, ориентированных на содержание, где элементы
формы играют лишь второстепенную роль. Ведь здесь они являются
конституирующим элементом художественного текста. Высшей заповедью
должно быть стремление к достижению равного эстетического воздействия.
Путь к этому - создание эквивалентности путем воссоздания формы [22].
В текстах, ориентированных на форму, переводчик не должен рабски
подражать форме исходного языка {то есть перенимать ее). Напротив, он
должен слиться с формой исходного языка настолько, чтобы вдохновляться
ею и по аналогии с ней избрать форму в языке перевода, способную
произвести аналогичное впечатление и на читателя. По этой причине
тексты, ориентированные на форму, мы называем текстами,
детерминируемыми исходным языком.
Какие же виды текстов могут быть отнесены к этому типу? В общем можно
сказать - все тексты, языковое оформление которых отвечает
художественным принципам, то есть все тексты, которые больше выражают,
чем сообщают, в которых языковые и стилистические фигуры подчинены
целям эстетического воздействия. Короче говоря: тексты, которые могут
быть названы произведениями литературы.
Трудности отнесения отдельных видов текстов к типу текстов,
ориентированных на форму, не удается, в принципе, преодолеть лишь с
помощью указания на характер литературного жанра, как это обычно
делается. Решающей роли не может играть даже обозначение жанра, данное
самим автором, поскольку в вопросах номенклатуры много неясности, не
говоря уже о претенциозном использовании названия жанров. Ни
переводчик, ни критик не могут обойтись без собственного анализа. Имея
дело, например, с эссе в трактовке Карла Мута, согласно которой
эстетический элемент являете конституирующим для настоящего эссе,
поскольку читают его не столько из-за предметного интереса, сколько
ради наслаждения формой, переводчик должен переводить его по
принципам, применимым к текстам, ориентированным на форму, а критик
оценивать перевод, согласно этим же критериям. Следует, однако,
привести интересное наблюдение Людвига Ронера: "В современной немецкой
"эссеистике" прослеживается весьма сильная тенденция, чуждая
"эссеистике": возвращение эссе к трактату, возвращение от языка чувств
к теоретизирующей прозе, возвращение от откровенного изложения исканий
к голому сообщению результатов размышлений, от разговорной к
монологической прозе, в которой содержание важнее формы" [23]. Когда
переводчик имеет дело с текстом такого рода, хотя и декларированным
автором как эссе, он, несмотря на это, должен подходить к нему как к
трактату, предметному сообщению, то есть как к тексту,
ориентированному на содержание; а критик должен исходить из этого при
оценке перевода. То же самое можно сказать о фельетонах.
При претенциозном указании жанра текста переводчик должен
анализировать текст независимо от декларации автора. Так, например,
вся "тривиальная литература" должна быть отнесена к типу текстов,
ориентированных на содержание, так как эстетические аспекты и элементы
формы в ней отсутствуют или встречаются лишь в клишированном виде. Они
ориентированы, в первую очередь, на информацию (= содержание), хотя
информация эта вымышленная. Так называемая развлекательная литература,