его этапов. Какие формы организации деятельности учащихся используются,
дайте им психологическое обоснование.
В педагогике "структура урока" определяется как "совокупность различных
вариантов взаимоотношений между элементами урока, обеспечивающая его
целенаправленную действенность." (Зотов Ю. Б. Организация современного
урока. - М, 1984.). Структура урока должна соответствовать учебной
деятельности школьника, которая должна соответствовать структуре
деятельности как таковой. Так Гальперин П. Я. выделяет 3 компонента в
структуре деятельности:
1. Целеполагание, реализующееся в последовательности: Потребность
Мотив Цель Задача 1,2...
2. Исполнение, реализующееся в действиях, состоящих из операций.
Количество действий определяется количеством задач.
3. Анализ, предполагающий определение соответствия
достигнутого результата поставленной цели.
"Структура урока определяется этапом обучения, местом урока в серии уроков,
характером поставленных задач. Как цельное произведение, структура любого
урока включает: начало, центральную часть и завершение. Каждая из названных
частей выполняет присущую ему функцию, отражающую специфику предмета.”
(Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. -
М.: Просвещение, 1991).
На данном уроке ставилась фактически одна основная практическая задача,
поэтому урок, по моему мнению, целесообразно разделить на три этапа:
I. этап.
1) Приветствие, сообщение задач урока.
2) Речевая подготовка.
II. этап. Тренировка нового грамматического материала.
III. этап.
1) Подведение итогов, оценки и отметки.
2) Домашнее задание.
На начальный и заключительный этап урока обычно не выделяется много
времени, так как решению практической задачи урока способствует именно
основной этап. На данном уроке речевой подготовке (точнее всему первому
этапу) отведено 10 минут, т.к. ученикам просто необходимо интересное
начало урока, которое подготовило бы их психологически к уроку, настроило
бы их на работу. К тому же речевая подготовка по тематическому содержанию
является подготовкой к решению основной практической задачи, а на моем
уроке речевая подготовка являлась, фактически, активизацией ранее изученной
лексики и грамматики по теме. А основной этап посвящен тренировке нового
грамматического материала в УРУ. Этап формирования навыков занимает
практически весь урок.
На заключительный этап, включающий в себя подведение итогов и сообщение
домашнего задания, отводится около 5 минут.
Что касается логики урока, то, по мнению Е.И. Пассова. она связана со
структурой урока, составляя его внутреннюю сущность. Логика - понятие
комплексное, многоаспектное. Так, Пассов выделяет четыре аспекта логики
урока (Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.:
Просвещение, I 988):
1. Целенаправленность (соотнесенность всех компонентов урока с
ведущей целью);
2. Целостность (соразмерность всех компонентов урока, их соподчиненность
друг другу);
3. Динамика (движение по стадиям усвоения речевого
материала.
4. Связность (единство и последовательность материала по содержанию).
Подготовленный мною урок можно, по моему мнению, считать логически
выстроенным, так как в нем нашли отражение все 4 аспекта логики урока. Он
является целенаправленным, так как все компоненты урока были направлены на
решение ведущей практической задачи, а также воспитательной.
Целостность проявляется в соразмерности, соподчиненности этапов и их
логическому переходу из одного в другой, так речевая подготовка
предполагает создание иноязычной атмосферы, а основной этап посвящен
отработки нового грам. и лекс. материала. Динамика урока проявляется в
правильности и логичности перехода от одного этапа к другому. Динамика
урока обеспечивается наличием образцов и сменой форм работы. Связным урок
является благодаря тематической направленности, предметному содержанию, и,
главное, общим замыслом.
В педагогике рассматриваются два типа форм учебной работы: общие и
конкретные. Общие формы организации обучения определяются по количеству
учащихся в классе и по особенностям взаимодействия учителя и учащихся.
Педагоги выделяют в основном следующие формы работы на уроке (Чередов М.И.
Формы учебной работы в современной школе. - М., 1988):
• фронтальная (предполагает одновременное выполнение заданий
всеми учащимися, экономична во времени, по рассчитана в основном на
среднего ученика и обратная связь со всеми учениками устанавливается с
трудом);
• парная;
• групповая (здесь выделяются кооперированно-групповая работа,
когда каждая группа выполняет часть общего задания, и дифференцированно-
групповая работа, когда разным группам учащихся даются задания
разные по сложности, объему и т.д.);
• индивидуальная.
На данном уроке имели место следующие формы работы: фронтальная (при
проведении отработки нового грам. и лекс. материала) и парная ( при
выполнении упражнения С). Работа в паре является очень эффективной формой
работы, в её пользу говорят множество факторов: развитие способности к
общению, укрепление межличностных отношений, способствование росту
мотивации к учению, и, что немаловажно, такая форма работы (в отличие от
фронтальной) намного увеличивает время говорения каждого ученика на уроке.
. Парная работа уместна на уроках 1 типа, к которому и относится данный
урок. Исходя из всего этого, я счел целесообразным использовать на уроке
такую форму организации учебного процесса.
4. Какие элементы содержания обучения имеют место на уроке. Аргументируйте
зависимость содержания обучения от целей обучения и задач урока.
Современная дидактика определяет содержание обучения как точно
определенный объем систематизированных знаний, умений и навыков, которые
составляют основу гармоничного развития личности.
Содержание обучения любому языку, согласно И.Л. Бим (Бим И.Л. Теория и
практика обучению немецкому языку в средней школе. - М.,1988), включает:
1. Языковые единицы: единицы языка и речи (от звуков, слов до целостного
текста) и правил оперирования ими.
2. Предметное содержание, передаваемое с помощью
языкового и речевого материала, т.е. то, о чем мы говорим, пишем, читаем.
3. Предметные и умственные действия с иноязычным
материалом, на основе которых формируются знания, умения и навыки.
Они обычно находят отражение в КЗ и в требованиях к речевым умениям.
Согласно Г.В. Роговой, содержание обучения иностранным языкам включает
в себя следующие компоненты. (Рогова Г.В. и др. Методика обучения
иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991):
1. Лингвистический компонент, объединяющий языковой и речевой
материал: строго отобранный фонетический,
грамматический и лексический минимумы и речевой материал, образцы
речевых высказываний разной протяженности, ситуативно-тематически
обусловленные.
2. Психологический компонент, включающий формируемые навыки и
умения, обеспечивающие учащимся пользование изучаемым языком при
общении.
3. Методологический компонент, связанный с овладением учащимися
приемами учения, познанием нового для них предмета, развитием у них
самодеятельного труда.
Лингвистический компонент на данном уроке представлен изученным и
используемым в говорении языковым и речевым материалом по теме ”Imagine”.
Психологическим компонентом является развитие умений говорения,
совершенствование механизмов речи, обеспечивающих использование языка в
новой ситуации общения. На уроке происходит процесс совершенствования
навыков, что способствует развитию умений.
Методологический компонент составляет обучение переносу знаний, навыков и
умений, приобретенных в процессе изучения других предметов. На уроке
учащиеся вспоминали знания из истории, географии и т.д.
В современной методике за основу принята точка зрения на содержание
обучения И.Я. Лернера, развитая впоследствии Е.И. Пассовым. Здесь
выделяются:
• знания (лингвистические, т.е. знания основ фонетики,
грамматики, лексики) и экстралингвистические (знания о традициях,
истории, культуре страны изучаемого языка);
• навыки (речевые фонетические, лексические,
грамматические, орфографические, каллиграфические и учебные - база для
развития умений);
• умения (аудирования, говорения, чтения, письма);
• мотивы и отношение к деятельности (воспитание интереса
к предмету, воспитание отношения к учителю как речевому
партнеру, воспитание коммуникативной мотивации).
На данном уроке происходит формирование лексических и грамматических
навыков, учащиеся приобретают лингвистические знания. Тема способствует
воспитанию интереса к предмету.
.
5. Как реализованы на уроке общедидактические и методические принципы.
Под принципами обучения Г.В. Рогова понимает "исходные положения,
которые определяют содержание, методы, организацию обучения и проявляются
во взаимосвязи и взаимообусловленности”. Существуют общед-идактические и
частно-методические принципы. Сначала раскроем соблюдение дидактических
принципов на данном уроке английского языка.
1. Принцип воспитывающего обучения. Этот принцип
предполагает единство всех целей обучения - практической,
развивающей, образовательной, воспитательной, ведущих к воспитанию
гармоничной личности и реализованных через задачи конкретного урока. Это и
имело место на данном уроке, так как на уроке были поставлены
практическая, воспитательная, образовательная и развивающая задачи.
2. Принцип научности заключается в том, что обучение
должно строиться на последних достижениях науки. На данном уроке научность
организации процесса усвоения реализовывалась через обучение в рамках