Для развития личности желателен больший удельный вес внутренних
мотивов, а две промежуточные группы между чисто внутренними и чисто
внешними мотивами являются средствами для их превращения во внутренние
мотивы. Сдвиг мотива на цель учения - это механизм формирования личности.
Мотивация учащихся снижается при неискренней похвале учителя, его
чрезмерном внимании или игнорировании отдельного ученика, получении
неправдоподобно завышенной или заниженной оценки, получении только
материального поощрения.
Что касается мотивации на уроках иностранного языка, то здесь важно
отметить, что в качестве внутреннего мотива в речевой деятельности
выступает познавательно-коммуникативная
потребность учащегося, "нашедшая" себя в предмете этой деятельности - ее
смысловом, предметном содержании. Согласно теории Л.Н. Леонтьева,
потребность, "находя" себя в предмете деятельности, становится ее
внутренним. Таким образом, внутренний мотив входит в саму структуру,
строение деятельности, определяя и направляя ее. В связи с этим перед
учителем, прежде всего задача создания, поддержания и повышения внутренней
мотивированности обучения речевой деятельности на иностранном языке.
Выполнение этой задачи предполагает создание ситуации, стимулирующей
возникновение и развитие коммуникативно-познавательной потребности
учащегося высказать или принять мысль на изучаемом языке с какой-то
определенной целью, например, научиться общаться, познакомиться с
культурой, историей народа и т.д.
Исходя из этого, можно сказать, что на данном уроке мотивация
поддерживалась и развивалась за счет интересного учащимся тематического
содержания урока, ситуаций общения,
относительной свободы, «скрытого» контроля, смены обстановки, атмосферы
непринужденности, за счет постановки коммуникативно-познавательных задач,
предполагающих личную заинтересованность каждого ученика.
12. Аргументируйте целесообразность и эффективность
используемых средств обучения, в том числе и ТСО.
Под средствами обучения понимаются такие материальные средства, которые
оказывают помощь в организации и проведении учебно-воспитательного
процесса, во внедрении целей и содержании обучения в практику. В
методической литературе средства обучения классифицируются следующим
образом (Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку
на начальном этапе в средней щколе. - М.: Просвещение, 1988):
1. По той роли, которая им отводится в учебно-
воспитательном процессе, - на основные и вспомогательные
2. По адресату - для учителя и для учащихся
3. По каналу поступления информации - на слуховые,
зрительные, зрительно-слуховые
4. По использованию техники - на технические и
нетехнические.
К основным средствам относится учебно-методический комплект (УМК),
ценность которого заключается в том, что он способствует обучению всем
видам речевой деятельности в 'комплексе, включению в деятельность всех
каналов поступления информации, максимальной активизации эмоциональной и
рациональной сфер деятельности мозга. В УМК входит программа
(объяснительная записка, собственно программа, приложения), книга для
учителя, учебник и книга для чтения, учебно-методические пособия (набор
грампластинок или аудиокассет, набор сюжетных и предметных картинок,
слайды, диафильмы, кинофильмы или кинофрагменты, лингафонный практикум).
На уроке были использованы такие ТСО как УМК 'Generation' ( Student’s
Book); карточки с моделями высказываний.
13. Какие виды и формы контроля знаний, речевых навыков и умений
используются на уроке.
Проблема контроля привлекает внимание многих педагогов, гак как именно
в нем кроются возможности воспитывающего обучения. Контроль и учет является
одним из методов оценки человеческой деятельности.
В педагогической практике используются следующие виды контроля как
составной части УВП:
а) текущий (следящий),
б) тематический,
в) периодический,
г) итоговый
(Методика обучения иностранным языкам r средней школе: Учебник/ Гез Н.И.,
Ляховиикий М.В., Миролюбов А.А. и др.- М: Высш. школа. - 1982).
Текущий контроль - речь идет о систематической контрольно-коррегирующей
функции проверки.
Тематический контроль предусматривает проверку усвоения и овладения
учащимися соответствующими навыками и умениями в результате изучения темы.
Периодический контроль проводится с целью проверки овладения материалом
большего объема, например, изученного за учебную четверть или за полугодие.
Итоговый контроль навыков и умений проводился в конце каждого года
обучения.
Что касается форм контроля, то их в методической литературе выделяется
три группы:
а) индивидуальные и фронтальные,
б) устные и письменные,
в) одноязычные и двуязычные.
Главным требованием к выбору форм контроля считается их адекватность
тем видам речевой деятельности, которые они должны проверять. Наиболее
адекватной формой контроля для данного урока ( урок формирования
навыков)является устная форма, предъявляемая после высказывания учащегося.
На уроке использовалась «скрытая» форма контроля. Учитель следит за
работой, может помочь, но, главное, не мешает учащимся, если достигается
полное и правильное выполнение поставленных КЗ и если ошибки не мешают
коммуникации. Но закрывать глаза на ошибки не стоит, учителю следует
сделать «выборку» наиболее часто повторяющихся, основных ошибок и в
последствии (на следующем уроке) вернуться к ним. На данном уроке я
пользовался индивидуальными нормами при оценке достижения отдельного
ученика, т.е. оценка отражала прогресс учащегося по сравнению с ранним его
состоянием. Каждый учащийся был отмечен, похвален.
14. Как осуществляется оценка деятельности учащихся па уроке. Раскройте
воспитательное значение оценки.
Воспитательное значение оценки в стимулировании и направлении учебно-
познавательной деятельности учащихся. Функции оценки состоят:
а) в информировании о состоянии знаний ученика, об уровне их соответствия
требованиям, предъявляемым программой
б) в информировании ученика об его успехе или неуспехе
в) в выражении общего мнения учителя о данном ученике (Ананьев Б.Г.
Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. - М.,
1980).
Л.И. Божович отмечает, что с позиции ученика оценка может выступать мотивом
учебной деятельности, и этот мотив может воплощать в себе:
• потребность в одобрении учителя,
• потребность быть на уровне своей самооценки,
• стремление завоевать авторитет товарищей,
• желание облегчить себе последующую деятельность (например, поиск
хорошей работы).
Учитывая то, что устная оценка должна быть по мере возможности
положительной, на данном уроке используется преимущественно положительная
оценка “That's right!", "Thank you very much!", "Good!( e.t.c). Однако
отметка может быть частично компенсирована или дополнена вербальной оценкой
(комментарием), выражающей эмоциональное, эмпатийное отношение учителя.
Учителю следует позволять ученикам не соглашаться со своей оценкой,
оспаривать ее.
В психологии выделяются также индивидуальные и групповые нормы оценки.
Учителя, пользующиеся групповыми нормами, рассматривают достижения
отдельного ученика в сравнении с существующим уровнем достижений класса.
Другие учителя используют при оценке учащихся индивидуальные нормы. Для них
важен личностный рост ученика. Необходимо соблюдать большую осторожное 1ъ,
сравнивая детей между собой. Психологи отмечают, что можно сравнивать между
собой только детей с одинаковыми способностями, но достигших разных успехов
из-за разного отношения к учебе (Грабал В. Некоторые проблемы мотивации
учебной деятельности учащихся // Вопросы психологии.-1987.-№1).
В конце урока подводится итог работы и оценивание учащихся. Критериями
оценивания на данном уроке являлись: полнота, грамматическая и фонетическая
правильность высказываний, активность работы на уроке..
Учитывая возраст и уровень учащихся, на данном уроке следует
дифференцированно подходить к оценке. Поощрение любой инициативы, а не
постановка в жесткие рамки мотивирует к работе, в которой дети проявляют
свое творчество, реализуют свои способности. На данном уроке (учитывая
примерно одинаковый уровень обученности класса) было решено в конце урока
поставить отличные отметки, прокомментировав, что учащиеся получают их за
активность, фантазию и т. д., и чтобы не отбить у учащихся охоту к
подобного рода мероприятиям в дальнейшем.
15. Аргументируйте целесообразность и эффективность домашнего задания, его
связь с уроком. Прокомментируйте речевую направленность домашнего задания.
Как отмечается в методической литературе, домашнее задание должно быть
подготовлено работой на уроке, быть адекватным его задачам, дополнять
урочную и служить переходом к следующему уроку. Домашнее задание на данном
уроке состоит в том, что учащимся необходимо закрепить усвоенный на данном
уроке материал в выполнении упражнений дома . (Ex.1,2, workbook, p.60).
16, Раскройте роль учителя на уроке как речевого партнера. Какие
методические средства используются для создания атмосферы педагогического
сотрудничества и благоприятного
психологического климата на уроке.
Учитель в широком смысле слова - ото мыслитель, человек, под влиянием
которого формируются взгляды, знания.
На данном уроке формирования речевых навыков учитель выступает в роли
информирующего речевого партнера в широком смысле. Он берет на себя роль
советника и ненавязчивого организатора.
Всякое общение осуществляется вербальными и невербальными средствами
(Пассов Е.И. Учитель иностранного языка: Мастерство и личность.—М.:
Просвещение, 1993). Речь учителя должна отвечать определенным требованиям:
она должна быть понятной, конструктивной, лаконичной и аутентичной (в
соответствии с принципом аппроксимации). А также четкость речи,
эмоциональность, зрительный контакт с классом. Невербальными средствами
служат естественность движении, жестов. Методическими же средствами
являются создание реальных ситуации, постановка КЗ. Все вышеперечисленные
пункты присутствовали в моей деятельности в роли преподавателя.
Список использованной литературы:
1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные
психологические труды. - М, 1980.
2. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. - М., 1980.
3. Бим И.Л. Подход к проблеме упражнений с позиции иерархии целей и
задач//Иностранные языки в школе. - 1985. - №5.
4. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. -
М: Просвещение, 1988.
5. Большакова А.В. Работа над проектами при обучении немецкому языку в
школе. // Совершенствование гуманитарного образования на современном
этапе в средней школе. Материалы республиканской
научно-практической конференции 23-24.04.1998., Часть П.- Улан-
Удэ.: Изд-во БГУ. -1998
6. Грабал В л. Некоторые проблемы мотивации
учебной деятельности учащихся // Вопросы психологии. - 1987. - №1.
7. Зимняя И.Я. Психология обучения иностранным языкам в школе. -М., 1991.
8. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. - М., 1984.
9. Иванова Е.Ф. Методика разработки и использования опор для
монологической речи. - Улан-Удэ: изд-во Бурятского
пединститута, 1994.
10. Казанцев И.Н. Урок в современной школе. - М., 1987.
1 1. Комков И.Ф. Методика преподавания иностранных языков. -Минск, 1979.
12. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981.
13. Лернер И.Я., Краевский В.В. Теоретические основы обучения в советской
школе. - М., 1989.
14. Матюхина М.В. Мотивация младших школьников. - М., 1984.
15. Махмутов М.И. Современный урок. - М., 1981.
16. Методика обучения иностранным языкам в средней школе :
Учебник/ Гез И.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. - М.: Высшая
школа. - 1982.
17. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.
- М., 1985.
18. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на
начальном этапе с средней школе. - М., 1988.
19. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней
школе. - М., 1991.
20. Тараскина Я.В. Проблема оценивания творческих проектных задании. //
Совершенствование гуманитарного образования на современном этапе в средней
школе. Материалы республиканской научно-практической конференции 23-
24.04.1998., Часть II.-Улан-Удэ.: Изд-во БГУ.-1998.
21.Чередов М.И. Формы учебной работы в современной школе. -М, 1988.
22. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском
возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - №4.
23. Языкова Н.В. Самостоятельная работа студентов по курсу
методики преподавания иностранных языков. Уч. пособие. - Улан-Удэ, 1993.