господствующего и общепризнанного сейчас в российской науке - современной
методике иностранных языков - коммуникативного подхода.
3. Принцип систематичности в дидактике проявляется в определенной
последовательности усваиваемых явлений, в установлении связей
между уже усвоенным и новым. В обучении иностранным языкам этот принцип
проявляется в организации цикла урока, которая базируется на
психологических законах речевой деятельности: от формирования к
совершенствованию навыков и развитию речевых умений. Данный урок- третий в
серии уроков и направлен на совершенствование навыков говорения.
4. Принцип доступности и посильности. Посильность проявляется
в определении объема учебного материала исходя из реальных возможностей
учащихся, доступность - в организации речевого и языкового материала.
На данном этапе обучения предложенный учебный материал не только был очень
интересен учащимся, но и доступен в восприятии, осмыслении и работе с ним.
.
5. Принцип сознательности, согласно Г.В. Роговой и И.Н.
Верещагиной, "должен реализовываться в целенаправленном
восприятии и осмыслении изучаемых явлений, их творческой
переработке и применении учащимися в ходе выполнения речевых действий,
т.е. при уяснении функции данного явления в речевом общении", что было
продемонстрировано на данном уроке.
6. Принцип наглядности и прочности. "Наглядность, - пишут Т.И. Рогова и
И.Н. Верещагина, - можно определить как специально организованный показ
языкового материала и его употребление в речи с целью помочь учащемуся
в его понимании, усвоении и использовании". На этом уроке
использовались картинки с изображением известных личностей,
достопримечательностей, городов, карточки с разными коммуникативными
заданиями для каждой пары.
.
7. Принцип активности. Речевая активность во многом
обуславливается интеллектуальной и эмоциональной активностью. Также она
связана с формированием у учащихся умения комбинировать
речевые единицы по - новому в связи с меняющимися ситуациями и
речевыми задачами. Данный принцип был реализован на моем уроке, т.к.
учащимся предлагались разные коммуникативные задания, что способствовало
активизации умственной и речевой деятельностей.
В современной методике преподавания иностранных языков существует два
основных подхода к классификации принципов. Согласно первому, более
распространенному, все принципы.обучения подразделяются на
общедидактические и частнометодические. Согласно второму, менее
распространенному подходу, все методические принципы
это те же общедидактичесикие принципы, но функционирующие с
учетом специфики предмета.
Методическим содержанием коммуникативного метода, являющимся важным
достижением методической мысли нашего времени и получившего широкое
распространение на практике, Е. И. Пассов выделяет 5 принципов:
1. Индивидуализация.Существуют три аспекта индивидуализации: индивидная,
субъектная и личностная. Наиболее важной является личностная
индивидуализация, личностные качества теснее, чем индивидные и
субъектные связаны с речевой деятельностью через ее социальную функцию.
На данном уроке при проведении речевой подготовки были учтены интересы,
предпочтения, увлечения учащихся, и, в соответствии с ними были заданы
вопросы.
2. Принцип речевой направленности реализуется через
практическую речевую деятельность на уроке, что предполагает такую
организацию обучения, при которой учащийся постоянно вовлечен в
процесс общения на языке. Также речевая направленность
означает речевой характер всех упражнений и мотивированность
высказывания. На данном уроке речевая направленность
проявляется при решении коммуникативных задач при тренировки нового
грамматического и лексического материала.
3.Ситуативность. По Пассову, ситуация - это система
взаимоотношений собеседников... И чем шире и глубже эти
отношения, тем легче нам общаться, ибо за нашей речью стоит большой
контекст — контекст нашей совместной деятельности. Все поставленные
коммуникативные задачи говорения на данном уроке были ситуативны:
присутствовали все необходимые компоненты ситуации:
взаимоотношения собеседников, предмет обсуждения.
4. Функциональность, предполагающая выдвижение на первый план функции, а
не формы речевой единицы. Данный урок – урок формирования грамматических
навыков и этот принцип нашел свою реализацию в объяснении грамматического
материала.
5. Новизна как явление может касаться
а) формы речевого высказывания;
б) содержания высказывания;
в) приемов обучения;
г) условий обучения;
д) содержания обучения (материала). На уроке новизна
проявлялась за счет новой грамматики и способа выражения мечты, нереального
события, фантазии учащихся.
6.Принцип научности в методике обучения ИЯ функционирует в трех сферах:
1) в организации учебного процесса;
2) в организации процесса усвоения:
3) в организации учебного материала.
Организация процесса усвоения и закрепления на уроке базируется на
принципе коммуникативной направленности учебного процесса, который
моделируется как процесс реального общения. На данном уроке речевая
направленность реализуется при помощи КЗ. Решаются разные типы КЗ -
познавательные, регулятивные и ценностно - ориентационные. Функциональность
выражается в том, что учащиеся используют иностранный язык для решения
задач общения. Новизна выражается в .новой парной форме работы, интересного
нового для учащихся тематического содержания урока, смены ситуаций общения,
коммуникативных задач.
6. Какие методы обучения использованы на уроке. Как соотносятся методы
обучения иностранным языкам с общедидактическими методами обучения.
Педагоги дают различные определения понятию "метод". Н.А. Сорокин
определяет метод, как "способ совместной деятельности учителя и учащихся в
процессе обучения, с помощью которого достигается выполнение поставленных
задач". Ю.К. Бабанский пишет, что метод — это ''способупорядочивания
взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности,
направленной на образование, воспитание и развитие в процессе обучения "
(Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. -М., 1981).
Различные точки зрения на проблему классификации методов отражают
естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них.
При целостном подходе Ю.К. Бабанский считает необходимым выделить три
большие группы методов обучения:
1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
2. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
3. методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной
деятельности.
В основу классификации методов в методике обучения ИЯ взята точка зрения
И.Л. Бим, которая определяет метод как "способ деятельности, в наибольшей
степени обеспечивающий достижение цели". (Бим И.Л. Теория и практика
обучения немецкому языку в средней школе. - М: Просвещение, 1988). Целью
деятельности учителя в каждый данный момент обучения И.Л. Бим называет
уровень обученности ученика. Именно это положение берется в качестве
исходного пункта - критерия для выделения методов обучения.
По Бим, выделяются две большие группы методов:
1. методы преподавания/обучения (показ, объяснение, организация
тренировки, применения, контроль);
2. методы учения (ознакомление, осмысление, тренировка, применение,
самоконтроль).
На данном уроке со стороны учащихся имели место метод тренировки нового
материала по данной теме и самоконтроля (при порождении реакции на реплику
собеседника). Следует заметить, что при работе на уроке присутствовал
взаимоконтроль учащихся. Со стороны учителя на данном уроке присутствовали
методы объяснения, организации применения материала и контроля в скрытой
форме.
7. Как учитель активизирует познавательную деятельность учащихся. Какие
типы коммуникативно-познавательных задач чтения и говорения были предложены
учащимся.
В методической литературе отмечаются следующие условия активизации
познавательной деятельности учащихся:
1. Создание потребности общения (вводная беседа,
анкетирование, с помощью которых у учащихся создается дефицит информации);
2. Создание проблемной ситуации;
3. Четкая постановка коммуникативное задачи или ее
формулирование самими учащимися;
4. Достаточно автоматизированные лексические и
грамматические навыки;
5. Наличие опор как условий решения задачи, постепенное из убывание;
6. Коммуникативные задачи должны апеллировать к сложным мыслительным
процессам;
7. Учет интересов учащихся, их возрастных, индивидуальных, групповых
особенностей, жизненного опыта.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке происходит
за счет постановки коммуникативно-познавательных задач и их решения
учащимися. Исходя из четырех основных функций общения (коммуникативно-
познавательная, коммуникативно-регулятивная, аффективно - коммуникативная
или ценностно-ориентационная, конвенциональная), И.Л. Бим выделяет четыре
основных, обобщенных типа коммуникативных задач и по несколько
конкретизированных типов КЗ внутри каждого из них.
|Основные цели(функции) |Основные |Конкретизированные тины|
|иноязычного общения |обобщенные тины КЗ |КЗ |
|Познавательная |Информирование |• Запросить информацию |
| | |• Сообщить информацию |
| | |• Подтвердить |
| | |• Возразить |
| | |• Описать явление, |