Научно-педагогическое обоснование урока английского языка в 8“б” классе Лингвистической гимназии №3

господствующего и общепризнанного сейчас в российской науке - современной

методике иностранных языков - коммуникативного подхода.

3. Принцип систематичности в дидактике проявляется в определенной

последовательности усваиваемых явлений, в установлении связей

между уже усвоенным и новым. В обучении иностранным языкам этот принцип

проявляется в организации цикла урока, которая базируется на

психологических законах речевой деятельности: от формирования к

совершенствованию навыков и развитию речевых умений. Данный урок- третий в

серии уроков и направлен на совершенствование навыков говорения.

4. Принцип доступности и посильности. Посильность проявляется

в определении объема учебного материала исходя из реальных возможностей

учащихся, доступность - в организации речевого и языкового материала.

На данном этапе обучения предложенный учебный материал не только был очень

интересен учащимся, но и доступен в восприятии, осмыслении и работе с ним.

.

5. Принцип сознательности, согласно Г.В. Роговой и И.Н.

Верещагиной, "должен реализовываться в целенаправленном

восприятии и осмыслении изучаемых явлений, их творческой

переработке и применении учащимися в ходе выполнения речевых действий,

т.е. при уяснении функции данного явления в речевом общении", что было

продемонстрировано на данном уроке.

6. Принцип наглядности и прочности. "Наглядность, - пишут Т.И. Рогова и

И.Н. Верещагина, - можно определить как специально организованный показ

языкового материала и его употребление в речи с целью помочь учащемуся

в его понимании, усвоении и использовании". На этом уроке

использовались картинки с изображением известных личностей,

достопримечательностей, городов, карточки с разными коммуникативными

заданиями для каждой пары.

.

7. Принцип активности. Речевая активность во многом

обуславливается интеллектуальной и эмоциональной активностью. Также она

связана с формированием у учащихся умения комбинировать

речевые единицы по - новому в связи с меняющимися ситуациями и

речевыми задачами. Данный принцип был реализован на моем уроке, т.к.

учащимся предлагались разные коммуникативные задания, что способствовало

активизации умственной и речевой деятельностей.

В современной методике преподавания иностранных языков существует два

основных подхода к классификации принципов. Согласно первому, более

распространенному, все принципы.обучения подразделяются на

общедидактические и частнометодические. Согласно второму, менее

распространенному подходу, все методические принципы

это те же общедидактичесикие принципы, но функционирующие с

учетом специфики предмета.

Методическим содержанием коммуникативного метода, являющимся важным

достижением методической мысли нашего времени и получившего широкое

распространение на практике, Е. И. Пассов выделяет 5 принципов:

1. Индивидуализация.Существуют три аспекта индивидуализации: индивидная,

субъектная и личностная. Наиболее важной является личностная

индивидуализация, личностные качества теснее, чем индивидные и

субъектные связаны с речевой деятельностью через ее социальную функцию.

На данном уроке при проведении речевой подготовки были учтены интересы,

предпочтения, увлечения учащихся, и, в соответствии с ними были заданы

вопросы.

2. Принцип речевой направленности реализуется через

практическую речевую деятельность на уроке, что предполагает такую

организацию обучения, при которой учащийся постоянно вовлечен в

процесс общения на языке. Также речевая направленность

означает речевой характер всех упражнений и мотивированность

высказывания. На данном уроке речевая направленность

проявляется при решении коммуникативных задач при тренировки нового

грамматического и лексического материала.

3.Ситуативность. По Пассову, ситуация - это система

взаимоотношений собеседников... И чем шире и глубже эти

отношения, тем легче нам общаться, ибо за нашей речью стоит большой

контекст — контекст нашей совместной деятельности. Все поставленные

коммуникативные задачи говорения на данном уроке были ситуативны:

присутствовали все необходимые компоненты ситуации:

взаимоотношения собеседников, предмет обсуждения.

4. Функциональность, предполагающая выдвижение на первый план функции, а

не формы речевой единицы. Данный урок – урок формирования грамматических

навыков и этот принцип нашел свою реализацию в объяснении грамматического

материала.

5. Новизна как явление может касаться

а) формы речевого высказывания;

б) содержания высказывания;

в) приемов обучения;

г) условий обучения;

д) содержания обучения (материала). На уроке новизна

проявлялась за счет новой грамматики и способа выражения мечты, нереального

события, фантазии учащихся.

6.Принцип научности в методике обучения ИЯ функционирует в трех сферах:

1) в организации учебного процесса;

2) в организации процесса усвоения:

3) в организации учебного материала.

Организация процесса усвоения и закрепления на уроке базируется на

принципе коммуникативной направленности учебного процесса, который

моделируется как процесс реального общения. На данном уроке речевая

направленность реализуется при помощи КЗ. Решаются разные типы КЗ -

познавательные, регулятивные и ценностно - ориентационные. Функциональность

выражается в том, что учащиеся используют иностранный язык для решения

задач общения. Новизна выражается в .новой парной форме работы, интересного

нового для учащихся тематического содержания урока, смены ситуаций общения,

коммуникативных задач.

6. Какие методы обучения использованы на уроке. Как соотносятся методы

обучения иностранным языкам с общедидактическими методами обучения.

Педагоги дают различные определения понятию "метод". Н.А. Сорокин

определяет метод, как "способ совместной деятельности учителя и учащихся в

процессе обучения, с помощью которого достигается выполнение поставленных

задач". Ю.К. Бабанский пишет, что метод — это ''способупорядочивания

взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности,

направленной на образование, воспитание и развитие в процессе обучения "

(Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. -М., 1981).

Различные точки зрения на проблему классификации методов отражают

естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них.

При целостном подходе Ю.К. Бабанский считает необходимым выделить три

большие группы методов обучения:

1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3. методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной

деятельности.

В основу классификации методов в методике обучения ИЯ взята точка зрения

И.Л. Бим, которая определяет метод как "способ деятельности, в наибольшей

степени обеспечивающий достижение цели". (Бим И.Л. Теория и практика

обучения немецкому языку в средней школе. - М: Просвещение, 1988). Целью

деятельности учителя в каждый данный момент обучения И.Л. Бим называет

уровень обученности ученика. Именно это положение берется в качестве

исходного пункта - критерия для выделения методов обучения.

По Бим, выделяются две большие группы методов:

1. методы преподавания/обучения (показ, объяснение, организация

тренировки, применения, контроль);

2. методы учения (ознакомление, осмысление, тренировка, применение,

самоконтроль).

На данном уроке со стороны учащихся имели место метод тренировки нового

материала по данной теме и самоконтроля (при порождении реакции на реплику

собеседника). Следует заметить, что при работе на уроке присутствовал

взаимоконтроль учащихся. Со стороны учителя на данном уроке присутствовали

методы объяснения, организации применения материала и контроля в скрытой

форме.

7. Как учитель активизирует познавательную деятельность учащихся. Какие

типы коммуникативно-познавательных задач чтения и говорения были предложены

учащимся.

В методической литературе отмечаются следующие условия активизации

познавательной деятельности учащихся:

1. Создание потребности общения (вводная беседа,

анкетирование, с помощью которых у учащихся создается дефицит информации);

2. Создание проблемной ситуации;

3. Четкая постановка коммуникативное задачи или ее

формулирование самими учащимися;

4. Достаточно автоматизированные лексические и

грамматические навыки;

5. Наличие опор как условий решения задачи, постепенное из убывание;

6. Коммуникативные задачи должны апеллировать к сложным мыслительным

процессам;

7. Учет интересов учащихся, их возрастных, индивидуальных, групповых

особенностей, жизненного опыта.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке происходит

за счет постановки коммуникативно-познавательных задач и их решения

учащимися. Исходя из четырех основных функций общения (коммуникативно-

познавательная, коммуникативно-регулятивная, аффективно - коммуникативная

или ценностно-ориентационная, конвенциональная), И.Л. Бим выделяет четыре

основных, обобщенных типа коммуникативных задач и по несколько

конкретизированных типов КЗ внутри каждого из них.

|Основные цели(функции) |Основные |Конкретизированные тины|

|иноязычного общения |обобщенные тины КЗ |КЗ |

|Познавательная |Информирование |• Запросить информацию |

| | |• Сообщить информацию |

| | |• Подтвердить |

| | |• Возразить |

| | |• Описать явление, |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать