Научно-педагогическое обоснование урока английского языка в 8“б” классе Лингвистической гимназии №3

| | |процесс |

| | | |

|Регулятивная |Побуждение |• Выразить просьбу |

| | |• Советовать не... |

| | |• Запрещать |

| | |• Объяснять |

|Ценностно - | Выражение мнения |• Выражать |

|ориентационная |(оценки) |чувства: радость, |

| | |желание, огорчение |

| | |• Рассказать |

| | |• Одобрять |

| | |• Хвалить |

| | |• Критиковать |

| | |• Убеждать |

|Конвенциональная |Установление контакта |• Делать обращение. |

|(речевой этикет) | |• Приветствовать |

| | |• Поздравлять |

.

На данном уроке учащимся предложены следующие типы коммуникативно-

познавательных задач говорения:

• Информирование (сообщить информацию): a)”…tell us about your dreams.”

Ценностно-ориентационные (выражение мнения, оценка): Agree, disagree

with me.

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся, повышения

мотивации изучения ИЯ решается в рамках коммуникативного и личностно-

деятельностного подходов, признанных в методике ИЯ и основывающихся на

работах Леонтьева А.Н. и Зимней И.А. На данном уроке познавательная

деятельность учащихся активизировалась с помощью решения коммуникативных

задач.

8. Аргументируйте адекватность упражнений для формирования и

совершенствования навыков и развития речевого умения поставленным задачам

урока. Охарактеризуйте их с точки зрения коммуникативной, направленности и

ситуативности.

В дидактике дается следующее определение "Упражнение -это

сознательное, многократное выполнение учащимися

заданий для закрепления знаний и навыков в учебной 'работе ".

И.Л. Ким определяет упражнение в методике преподавания ИЯ как

"основное непосредственно материальное средство организации деятельности

учащихся и учителя, учащихся друг с другом или ученика и учебника при

самостоятельной работе".

Упражнения являются единицей деятельности, и структура упражнений

должна отвечать структуре деятельности. Таким образом, упражнения состоят

из трех частей:

1) установка (задание, КЗ);

2) языковой материал, подлежащий усвоению;

3) указание на осуществление контроля или самоконтроля и их формы.

Адекватность упражнений означает их соответствие тому виду речевой

деятельности, который развивается на данном уроке.

Упражнения классифицируются в методической литературе на речевые

(коммуникативные) - УРУ и РУ - и языковые. (Пассов Е.И. Коммуникативный

метод обучения иноязычному говорению. - М., 1985)'

. Данный урок посвящен формированию лексических и грамматических навыков.

Важнейшим видом работы на уроках I типа являются УРУ и УРУ1.

1. наличие речевой стратегии и тактики говорящего. При решении КЗ

высказывания на уровне предложения ученики имели определенную

задачу – согласиться с партнером и выразить свое мнение.

2. актуализирование взаимоотношений учащихся. Ученикам легче общаться

на уроке, если их связывают определенные отношения, развитие

речевой активности и самостоятельности говорящего, что не

означает отказ от использования опор, а их постепенное изживание как

способ воспитания самостоятельности: сначала можно использовать

содержательные, затем смысловые и, наконец, отсутствие опор. Смысловые

опоры на данном уроке поры были представлены в написанном виде на

карточках, которые использовались учащимися при выполнении УРУ.

4. Речевое упражнение – это всегда новая ситуация, благодаря чему

обеспечивается вербальное и структурное разнообразие высказывания, его

новизна. На данном уроке присутствовали коммуникативные задачи на слушание

речи учителя, своих одноклассников; КЗ на чтение заданий в учебнике и на

карточках; КЗ в говорении для отработки материала.

.

9. Аргументируйте целесообразность содержательных и смысловых опор, исходя

из поставленных задач урока и факторов учебной ситуации.

Учителя иностранных языков широко применяют опоры в обучении. В

дидактическом плане опоры способствуют реализации принципов посильности и

доступности, речевой активности, и ндивидуализации обучения. С точки зрения

психологии речи, опоры принимают участие в формировании самостоятельности

-одной из основных характеристик речевого умения.

В методической литературе опора рассматривается как речевая поддержка, она

задает движение мысли и способствует ее развертыванию. Однако необходимо,

подчеркивает Е.Ф. Иванова, учитывать "временный характер опоры, ее функцию

промежуточного рабочего средства в процессе развития речевого умения, на

последней стадии которого опора, интериоризуясь, исчезает." (Иванова Е.Ф.

Методика разработки и использования опор для монологической речи. - Улан-

Удэ: Издательство Бурятского пединститута, 1994).

Согласно И.Л. Бим и Е.И. Пассову при разработке и использовании опор

следует учитывать:

1. адекватность опоры определенной стадии формирования речевого

умения;

2. методическое единство опоры и установки в речевом

упражнении;

3. рациональную последовательность опор с постепенной их интериоризацией и

исчезновением.

Вообще же опоры делятся на вербально - иллюстративные и смысловые.

Первый тип -это картинки, фильмы, диафильмы и т. д., а второй тип - слова,

как опорные вехи, схемы - иллюстрации.

На рассматриваемом уроке в качестве опор были использованы карточки с КЗ

для класса. Я полагаю, на данном уроке такие смысловые опоры были уместны,

так как материал для них является новым и на данном этапе учащиеся ещё

затрудняются общаться в свободных монологических высказываниях, им

необходимы опоры.

10. Как учитываются возрастные особенности учащихся при определении задач,

содержания, структуры урока, сложности коммуникативно-познавательных задач,

используемых приемов обучения.

Возрастная периодизация, как отмечает И.А. Зимняя.

представляет собой одну из сложных проблем психологии. В психологической

литературе распространена возрастная классификация Эльконина Д.Б., в

которой дана классификация возрастов с учетом личности и познавательной

сферы. И так, а) младший школьный возраст - 7-1 1 лет; 6) подростковый

возраст -11-15 лет; в) старший школьный возраст - 15-17 лет. Остановимся на

подростковом возрасте. В этом возрасте ведущим является общение в системе

общественно-полезной деятельности (учебной, .общественно-организационной,

трудовой и др.). В этом процессе новообразованиями в данный период являются

формирования самооценки, критического отношения к окружающим людям,

стремление к взрослости и самостоятельности и умение подчиняться нормам

коллективной жизни.

При определении задач, содержания, структуры данного урока, сложности

коммуникативно - познавательных задач, используемых приемов обучения,

учитывались возрастные особенности учащихся. Во-первых, практические

задачи, их решения достаточно познавательные, учащиеся подросткового

возраста постоянно расширяют свой кругозор, поэтому поставленные КЗ будут

способствовать более осмысленной работе учащихся над материалом в

дальнейшем. При определении содержания данного урока учитывались базовые

знания детей, а так же стремление подростков к общению, в реальных

ситуациях. Постепенное усложнение КПЗ, самостоятельность высказываний были

направлены на удовлетворение потребностей учащихся данного возраста в

общении, стремлении самостоятельно преодолевать трудности.

//. Как поддерживается и развивается мотивация учебной деятельности

школьников, (положительные социальные мотивы, узко личностные мотивы,

познавательный интерес).

Деятельность побуждается совокупностью мотивов. М.В. Матюхина

приводит следующую классификацию мотивов (Матюхина М.В. Мотивация учения

младших школьников.- М., 1984):

I. Мотивы, связанные с учебной деятельностью:

а) с содержанием учения (когда ученик хочет овладеть речевыми

навыками и умениями);

б) с процессом учения (стремление к преодолению

препятствий; стремление рассуждать);

II. Мотивы, лежащие вне учебной деятельности:

а) широкие социальные мотивы (мотив долга, ответственности перед

родителями, учителями; мотив самосовершенствования: например,

желание получить хорошее образование);

б) узколичные мотивы (стремление быть первым, стремление занять достойное

место среди товарищей);

в) отрицательные (стремление избежать неприятностей - со стороны

родителей, учителей.

Мильман В.Э. разработал структуру учебных мотивов:

1. Внутренние мотивы, предполагающие собственно развитие в процессе

учения, связанные с совершенствованием личных характеристик:

• действие вместе с другими и для других;

• познание нового, неизвестного.

2. Не полностью внутренние мотивы, но полезные и

естественные в учебном процессе:

• понимание необходимости учения для жизни;

• процесс учения как возможность обучения;

• похвала от значимых лиц.

3. Не полностью внешние - учеба как вынужденное или привычное

поведение:

• учеба ради лидерства, престижа, стремление оказаться в центре внимания:

4. Ярко выраженные внешние мотивы:

• учеба ради материального вознаграждения;

• избегание неудач.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать