| | |процесс |
| | | |
|Регулятивная |Побуждение |• Выразить просьбу |
| | |• Советовать не... |
| | |• Запрещать |
| | |• Объяснять |
|Ценностно - | Выражение мнения |• Выражать |
|ориентационная |(оценки) |чувства: радость, |
| | |желание, огорчение |
| | |• Рассказать |
| | |• Одобрять |
| | |• Хвалить |
| | |• Критиковать |
| | |• Убеждать |
|Конвенциональная |Установление контакта |• Делать обращение. |
|(речевой этикет) | |• Приветствовать |
| | |• Поздравлять |
.
На данном уроке учащимся предложены следующие типы коммуникативно-
познавательных задач говорения:
• Информирование (сообщить информацию): a)”…tell us about your dreams.”
Ценностно-ориентационные (выражение мнения, оценка): Agree, disagree
with me.
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся, повышения
мотивации изучения ИЯ решается в рамках коммуникативного и личностно-
деятельностного подходов, признанных в методике ИЯ и основывающихся на
работах Леонтьева А.Н. и Зимней И.А. На данном уроке познавательная
деятельность учащихся активизировалась с помощью решения коммуникативных
задач.
8. Аргументируйте адекватность упражнений для формирования и
совершенствования навыков и развития речевого умения поставленным задачам
урока. Охарактеризуйте их с точки зрения коммуникативной, направленности и
ситуативности.
В дидактике дается следующее определение "Упражнение -это
сознательное, многократное выполнение учащимися
заданий для закрепления знаний и навыков в учебной 'работе ".
И.Л. Ким определяет упражнение в методике преподавания ИЯ как
"основное непосредственно материальное средство организации деятельности
учащихся и учителя, учащихся друг с другом или ученика и учебника при
самостоятельной работе".
Упражнения являются единицей деятельности, и структура упражнений
должна отвечать структуре деятельности. Таким образом, упражнения состоят
из трех частей:
1) установка (задание, КЗ);
2) языковой материал, подлежащий усвоению;
3) указание на осуществление контроля или самоконтроля и их формы.
Адекватность упражнений означает их соответствие тому виду речевой
деятельности, который развивается на данном уроке.
Упражнения классифицируются в методической литературе на речевые
(коммуникативные) - УРУ и РУ - и языковые. (Пассов Е.И. Коммуникативный
метод обучения иноязычному говорению. - М., 1985)'
. Данный урок посвящен формированию лексических и грамматических навыков.
Важнейшим видом работы на уроках I типа являются УРУ и УРУ1.
1. наличие речевой стратегии и тактики говорящего. При решении КЗ
высказывания на уровне предложения ученики имели определенную
задачу – согласиться с партнером и выразить свое мнение.
2. актуализирование взаимоотношений учащихся. Ученикам легче общаться
на уроке, если их связывают определенные отношения, развитие
речевой активности и самостоятельности говорящего, что не
означает отказ от использования опор, а их постепенное изживание как
способ воспитания самостоятельности: сначала можно использовать
содержательные, затем смысловые и, наконец, отсутствие опор. Смысловые
опоры на данном уроке поры были представлены в написанном виде на
карточках, которые использовались учащимися при выполнении УРУ.
4. Речевое упражнение – это всегда новая ситуация, благодаря чему
обеспечивается вербальное и структурное разнообразие высказывания, его
новизна. На данном уроке присутствовали коммуникативные задачи на слушание
речи учителя, своих одноклассников; КЗ на чтение заданий в учебнике и на
карточках; КЗ в говорении для отработки материала.
.
9. Аргументируйте целесообразность содержательных и смысловых опор, исходя
из поставленных задач урока и факторов учебной ситуации.
Учителя иностранных языков широко применяют опоры в обучении. В
дидактическом плане опоры способствуют реализации принципов посильности и
доступности, речевой активности, и ндивидуализации обучения. С точки зрения
психологии речи, опоры принимают участие в формировании самостоятельности
-одной из основных характеристик речевого умения.
В методической литературе опора рассматривается как речевая поддержка, она
задает движение мысли и способствует ее развертыванию. Однако необходимо,
подчеркивает Е.Ф. Иванова, учитывать "временный характер опоры, ее функцию
промежуточного рабочего средства в процессе развития речевого умения, на
последней стадии которого опора, интериоризуясь, исчезает." (Иванова Е.Ф.
Методика разработки и использования опор для монологической речи. - Улан-
Удэ: Издательство Бурятского пединститута, 1994).
Согласно И.Л. Бим и Е.И. Пассову при разработке и использовании опор
следует учитывать:
1. адекватность опоры определенной стадии формирования речевого
умения;
2. методическое единство опоры и установки в речевом
упражнении;
3. рациональную последовательность опор с постепенной их интериоризацией и
исчезновением.
Вообще же опоры делятся на вербально - иллюстративные и смысловые.
Первый тип -это картинки, фильмы, диафильмы и т. д., а второй тип - слова,
как опорные вехи, схемы - иллюстрации.
На рассматриваемом уроке в качестве опор были использованы карточки с КЗ
для класса. Я полагаю, на данном уроке такие смысловые опоры были уместны,
так как материал для них является новым и на данном этапе учащиеся ещё
затрудняются общаться в свободных монологических высказываниях, им
необходимы опоры.
10. Как учитываются возрастные особенности учащихся при определении задач,
содержания, структуры урока, сложности коммуникативно-познавательных задач,
используемых приемов обучения.
Возрастная периодизация, как отмечает И.А. Зимняя.
представляет собой одну из сложных проблем психологии. В психологической
литературе распространена возрастная классификация Эльконина Д.Б., в
которой дана классификация возрастов с учетом личности и познавательной
сферы. И так, а) младший школьный возраст - 7-1 1 лет; 6) подростковый
возраст -11-15 лет; в) старший школьный возраст - 15-17 лет. Остановимся на
подростковом возрасте. В этом возрасте ведущим является общение в системе
общественно-полезной деятельности (учебной, .общественно-организационной,
трудовой и др.). В этом процессе новообразованиями в данный период являются
формирования самооценки, критического отношения к окружающим людям,
стремление к взрослости и самостоятельности и умение подчиняться нормам
коллективной жизни.
При определении задач, содержания, структуры данного урока, сложности
коммуникативно - познавательных задач, используемых приемов обучения,
учитывались возрастные особенности учащихся. Во-первых, практические
задачи, их решения достаточно познавательные, учащиеся подросткового
возраста постоянно расширяют свой кругозор, поэтому поставленные КЗ будут
способствовать более осмысленной работе учащихся над материалом в
дальнейшем. При определении содержания данного урока учитывались базовые
знания детей, а так же стремление подростков к общению, в реальных
ситуациях. Постепенное усложнение КПЗ, самостоятельность высказываний были
направлены на удовлетворение потребностей учащихся данного возраста в
общении, стремлении самостоятельно преодолевать трудности.
//. Как поддерживается и развивается мотивация учебной деятельности
школьников, (положительные социальные мотивы, узко личностные мотивы,
познавательный интерес).
Деятельность побуждается совокупностью мотивов. М.В. Матюхина
приводит следующую классификацию мотивов (Матюхина М.В. Мотивация учения
младших школьников.- М., 1984):
I. Мотивы, связанные с учебной деятельностью:
а) с содержанием учения (когда ученик хочет овладеть речевыми
навыками и умениями);
б) с процессом учения (стремление к преодолению
препятствий; стремление рассуждать);
II. Мотивы, лежащие вне учебной деятельности:
а) широкие социальные мотивы (мотив долга, ответственности перед
родителями, учителями; мотив самосовершенствования: например,
желание получить хорошее образование);
б) узколичные мотивы (стремление быть первым, стремление занять достойное
место среди товарищей);
в) отрицательные (стремление избежать неприятностей - со стороны
родителей, учителей.
Мильман В.Э. разработал структуру учебных мотивов:
1. Внутренние мотивы, предполагающие собственно развитие в процессе
учения, связанные с совершенствованием личных характеристик:
• действие вместе с другими и для других;
• познание нового, неизвестного.
2. Не полностью внутренние мотивы, но полезные и
естественные в учебном процессе:
• понимание необходимости учения для жизни;
• процесс учения как возможность обучения;
• похвала от значимых лиц.
3. Не полностью внешние - учеба как вынужденное или привычное
поведение:
• учеба ради лидерства, престижа, стремление оказаться в центре внимания:
4. Ярко выраженные внешние мотивы:
• учеба ради материального вознаграждения;
• избегание неудач.