запрос информации, передача информации, выполнение делопроизводительных
формальностей, сохранение информации, письменное выражение творческого
потенциала человека.
Мыслительное содержание определяет форму письменного произведения. К
формам письменных речевых произведений, которые могут быть включены в
содержание обучения, относятся:
. поздравительные открытки,
. телеграммы (личного и делового содержания),
. записки (членам семьи, друзьям и коллегам по работе),
. вывески (на домах, учреждениях),
. этикетки (на товарных упаковках),
. подписи к рисункам,
. объявления-инструкции,
. объявления-информации (о поиске работы, о приеме на работу, о событиях
спортивной и культурной жизни)
. меню
. рекламы
. приглашения
. соболезнования
. личные письма
. деловые письма, в частности письма о приеме на работу
. благодарственные письма
. письма с протестами и жалобами
. обращения (к руководителю, общественности)
. ответы на заявления
. автобиографические сведения
. характеристики
. заполненные анкеты и бланки
. справки
. опорные схемы для выступлений перед аудиторией
. инструкции (по технике безопасности, по выполнению заданий)
. рецепты (кулинарные, как известные, так и собственные)
. дневники (наблюдений, путешествий)
. диктанты
. библиографии (произведения автора, книги по проблеме)
. конспекты (краткое изложение содержания прочитанного)
. заметки в стенную газету
. впечатления (об увиденном и услышанном)
. книжные обозрения
. рецензии (на книгу, на рассказ, произведение искусства)
. отчеты (о наблюдениях, об анкетировании, об опросе)
. доклады (о состоянии проблемы, об изучении конкретных случаев)
. изложение (прочитанного, услышанного)
. резюме (основная идея прочитанного, услышанного)
. сообщения (о новостях, о последних событиях)
. обзоры (статей в газете, событий за неделю)
. аннотации, т.е. prйcis (основное содержание рассказа, книги, фильма)
. рефераты (краткий обзор прочитанного)
. тезисы (краткое изложение выступления)
. проекты (взгляд на состояние и изменение окружающего мира)
. очерки (собственный взгляд на вещи и явления)
. сочинения (интерпретация темы или проблемы)
. рассказы (придумывание фабулы и сюжета)
. стихи (создание стихотворных произведений разной формы).
Формы письменных речевых произведений имеют соответствующие и,
нередко, общепринятые признаки.
Цель старшего этапа (обучение действиям, обеспечивающим использование
письма в коммуникативных целях), который реализуется упражнениями речевого
характера, - сформировать действия, обеспечивающие выражение мыслей в
письменной форме. Главная особенность упражнений этого типа состоит в
переключении произвольного внимания учащихся с формальной на смысловую
сторону высказывания. Этому способствует определенный уровень автоматизации
действий с языковым материалом.
Для формирования действий по аналогии, столь необходимых для овладения
набором речевых клише, эпистолярных формул, свойственных стилю письменной
речи, полезны такие упражнения, как составление письма или описание по
образцу, и другие. Умению развернуть высказывание в логической
последовательности способствуют упражнения на преобразования
(трансформацию) текста. Так, например, ученикам предлагается текст,
деформированный в плане его логического высказывания. Ученикам надо
преобразовать этот текст, логически последовательно изложив его
содержание. Среди многочисленных видов упражнений, направленных на
формирование действий компрессии текста, которая лежит в основе резюме,
аннотации и реферата, следует подчеркнуть роль упражнений на нахождение
«информативного ядра». В этом случае в каждой части предъявляемого на
слух или со зрительной опорой текста ученики должны выбрать предложение
(или предложения) с наибольшей информативной нагрузкой. В случае
надобности следует произвести необходимые преобразования, для того чтобы
выразить основную мысль абзаца одним-двумя предложениями. Это упражнение
способствует формированию не только действий по сужению текста, но и
дифференциации (ученики должны различать главное и второстепенное в
тексте), а также действиям преобразования и замены.
Для формирования действий, обеспечивающих развертывание (расширение)
письменного высказывания, можно рекомендовать такие упражнения, как
составление рассказа, аналогичного прослушанного или прочитанному, по
плану, в связи с данной ситуацией; придумывание начала или конца текста,
сочинение в его различных вариантах, и другие.
На старшем этапе при работе с иноязычным текстом следует обучать
школьников составлению реферата и аннотации. Для такой письменной работы
следует пользоваться общественно-политическим, научно-популярным и
публицистическим текстами, поскольку они позволяют формировать умение,
необходимое каждому образованному человеку. Остановимся на указанных видах
письменного "свертывания", "сжатия" текста.
Реферат – это текст, который передает основную информацию подлинника
в свернутом виде и составленный в результате ее смысловой переработки.
Каждый элемент текста реферата несет максимальную смысловую нагрузку, что
достигается выбором слов, выражений, способных обобщать содержание
предложений, а также использованием экономных синтаксических средств. Для
реферата характерны констатирующие сообщения и перечисления основных
тематических линий исходного текста. В нем нет рассуждений, доказательств,
обсуждений формулируемых положений. Это новый текст, который строится по
всем законам логического развития мысли в большом контексте. Составление
реферата связано:
- с выделением ключевых моментов в исходном тексте и лексико-грамматических
цепочек, нужных для построения вторичного текста (текста реферата);
- с перекомпоновкой материала;
- с формулированием обобщения и составлением логического плана текста;
- с изменением последовательности пунктов логического плана в зависимости
от смыслового веса ключевых элементов.
Написание реферата дает возможность составителю выделить в тексте
основную информацию и запомнить ее. Учебная функция реферата заключается в
том, что работа над ним прививает учащимся навыки, которые могут оказаться
им полезными в дальнейшем при чтении литературы и подготовке сообщений.
Написание реферата формирует у учащегося действия по трансформации
различных лексических и грамматических средств языка для более краткой
передачи смысла.
Реферат составляется так, чтобы использовать язык оригинала, поэтому
польза от выполнения реферата для усвоения ИЯ неоценима.
Аннотация – предельно краткое изложение главного смысла текста. В ней
передается тематика оригинала. Содержание исходного текста в аннотации
излагается своими словами, что и позволяет обеспечить в большинстве случаев
высокую степень абстрагирования, обобщения смысла оригинала (исходного
текста). Написание аннотации требует использование специальных клише,
которые часто носят оценочный характер. Это слова и выражения:
1) касающиеся общей темы текста (рассказа, статьи и др.)
В тексте говорится о... Dans ce texte il s’agit de...
Эта статья о... Cette article porte sur...
В этой главе (части) рассматривается Dans ce chapitre (cette partie) on
traite
важная проблема… un problиme important...
2) выявляющие главную мысль, идею текста:
Автор подчеркивает мысль L’auteur souligne l’idйe de ce
que...
о том, что…
Основная мысль текста состоит… L’idйe principale du texte consiste
en...
Автор полагает, что… L’auteur croоt que...
Il indique (signale) que...
3) связанные с заключением, к которому автор подводит читателя:
Автор приходит к выводу, что… L’auteur tire la conclusion que...
Прочитав статью, мы убеждаемся Aprиs avoir lu cet article nous
(понимаем), что… voyons que...
В заключение говорится, что… En conclusion on dit que...
Реферирование и аннотирование текста в наше время имеет большое
значение. Сами же задания по своему характеру импонируют учащимся и
принимаются ими как практически целесообразные.
Выполнение речевых упражнений свидетельствует о полном усвоении
изучаемых языковых явлений. Они приучают учащихся пользоваться изученным
материалом спонтанно, без сосредоточения внимания на его форме. В основе
этих упражнений лежит стимул для речи на иностранном языке. Безусловно,
речь идет лишь об учебном стимуле, так как на уроке весьма трудно создать
подлинно естественные ситуации. И вместе с тем, создание ситуаций,
которые приближались бы к естественным и стимулировали бы учащегося к
говорению (в нашем случае к высказыванию в письменной форме), является
непременным условием организации работы на третьем этапе предлагаемой
системы. Это условие осуществляется речевой задачей, ситуативностью,
отношением к окружающей действительности.
Задания к речевым упражнениям предусматривают развитие умений
логически осмысливать воспринимаемую информацию, критически оценивать
события, выделять главную мысль, умение дать личностную оценку,
аргументировать свою точку зрения, комментировать, используя элементы