Обучение письменной речи на французском языке в старших классах

запрос информации, передача информации, выполнение делопроизводительных

формальностей, сохранение информации, письменное выражение творческого

потенциала человека.

Мыслительное содержание определяет форму письменного произведения. К

формам письменных речевых произведений, которые могут быть включены в

содержание обучения, относятся:

. поздравительные открытки,

. телеграммы (личного и делового содержания),

. записки (членам семьи, друзьям и коллегам по работе),

. вывески (на домах, учреждениях),

. этикетки (на товарных упаковках),

. подписи к рисункам,

. объявления-инструкции,

. объявления-информации (о поиске работы, о приеме на работу, о событиях

спортивной и культурной жизни)

. меню

. рекламы

. приглашения

. соболезнования

. личные письма

. деловые письма, в частности письма о приеме на работу

. благодарственные письма

. письма с протестами и жалобами

. обращения (к руководителю, общественности)

. ответы на заявления

. автобиографические сведения

. характеристики

. заполненные анкеты и бланки

. справки

. опорные схемы для выступлений перед аудиторией

. инструкции (по технике безопасности, по выполнению заданий)

. рецепты (кулинарные, как известные, так и собственные)

. дневники (наблюдений, путешествий)

. диктанты

. библиографии (произведения автора, книги по проблеме)

. конспекты (краткое изложение содержания прочитанного)

. заметки в стенную газету

. впечатления (об увиденном и услышанном)

. книжные обозрения

. рецензии (на книгу, на рассказ, произведение искусства)

. отчеты (о наблюдениях, об анкетировании, об опросе)

. доклады (о состоянии проблемы, об изучении конкретных случаев)

. изложение (прочитанного, услышанного)

. резюме (основная идея прочитанного, услышанного)

. сообщения (о новостях, о последних событиях)

. обзоры (статей в газете, событий за неделю)

. аннотации, т.е. prйcis (основное содержание рассказа, книги, фильма)

. рефераты (краткий обзор прочитанного)

. тезисы (краткое изложение выступления)

. проекты (взгляд на состояние и изменение окружающего мира)

. очерки (собственный взгляд на вещи и явления)

. сочинения (интерпретация темы или проблемы)

. рассказы (придумывание фабулы и сюжета)

. стихи (создание стихотворных произведений разной формы).

Формы письменных речевых произведений имеют соответствующие и,

нередко, общепринятые признаки.

Цель старшего этапа (обучение действиям, обеспечивающим использование

письма в коммуникативных целях), который реализуется упражнениями речевого

характера, - сформировать действия, обеспечивающие выражение мыслей в

письменной форме. Главная особенность упражнений этого типа состоит в

переключении произвольного внимания учащихся с формальной на смысловую

сторону высказывания. Этому способствует определенный уровень автоматизации

действий с языковым материалом.

Для формирования действий по аналогии, столь необходимых для овладения

набором речевых клише, эпистолярных формул, свойственных стилю письменной

речи, полезны такие упражнения, как составление письма или описание по

образцу, и другие. Умению развернуть высказывание в логической

последовательности способствуют упражнения на преобразования

(трансформацию) текста. Так, например, ученикам предлагается текст,

деформированный в плане его логического высказывания. Ученикам надо

преобразовать этот текст, логически последовательно изложив его

содержание. Среди многочисленных видов упражнений, направленных на

формирование действий компрессии текста, которая лежит в основе резюме,

аннотации и реферата, следует подчеркнуть роль упражнений на нахождение

«информативного ядра». В этом случае в каждой части предъявляемого на

слух или со зрительной опорой текста ученики должны выбрать предложение

(или предложения) с наибольшей информативной нагрузкой. В случае

надобности следует произвести необходимые преобразования, для того чтобы

выразить основную мысль абзаца одним-двумя предложениями. Это упражнение

способствует формированию не только действий по сужению текста, но и

дифференциации (ученики должны различать главное и второстепенное в

тексте), а также действиям преобразования и замены.

Для формирования действий, обеспечивающих развертывание (расширение)

письменного высказывания, можно рекомендовать такие упражнения, как

составление рассказа, аналогичного прослушанного или прочитанному, по

плану, в связи с данной ситуацией; придумывание начала или конца текста,

сочинение в его различных вариантах, и другие.

На старшем этапе при работе с иноязычным текстом следует обучать

школьников составлению реферата и аннотации. Для такой письменной работы

следует пользоваться общественно-политическим, научно-популярным и

публицистическим текстами, поскольку они позволяют формировать умение,

необходимое каждому образованному человеку. Остановимся на указанных видах

письменного "свертывания", "сжатия" текста.

Реферат – это текст, который передает основную информацию подлинника

в свернутом виде и составленный в результате ее смысловой переработки.

Каждый элемент текста реферата несет максимальную смысловую нагрузку, что

достигается выбором слов, выражений, способных обобщать содержание

предложений, а также использованием экономных синтаксических средств. Для

реферата характерны констатирующие сообщения и перечисления основных

тематических линий исходного текста. В нем нет рассуждений, доказательств,

обсуждений формулируемых положений. Это новый текст, который строится по

всем законам логического развития мысли в большом контексте. Составление

реферата связано:

- с выделением ключевых моментов в исходном тексте и лексико-грамматических

цепочек, нужных для построения вторичного текста (текста реферата);

- с перекомпоновкой материала;

- с формулированием обобщения и составлением логического плана текста;

- с изменением последовательности пунктов логического плана в зависимости

от смыслового веса ключевых элементов.

Написание реферата дает возможность составителю выделить в тексте

основную информацию и запомнить ее. Учебная функция реферата заключается в

том, что работа над ним прививает учащимся навыки, которые могут оказаться

им полезными в дальнейшем при чтении литературы и подготовке сообщений.

Написание реферата формирует у учащегося действия по трансформации

различных лексических и грамматических средств языка для более краткой

передачи смысла.

Реферат составляется так, чтобы использовать язык оригинала, поэтому

польза от выполнения реферата для усвоения ИЯ неоценима.

Аннотация – предельно краткое изложение главного смысла текста. В ней

передается тематика оригинала. Содержание исходного текста в аннотации

излагается своими словами, что и позволяет обеспечить в большинстве случаев

высокую степень абстрагирования, обобщения смысла оригинала (исходного

текста). Написание аннотации требует использование специальных клише,

которые часто носят оценочный характер. Это слова и выражения:

1) касающиеся общей темы текста (рассказа, статьи и др.)

В тексте говорится о... Dans ce texte il s’agit de...

Эта статья о... Cette article porte sur...

В этой главе (части) рассматривается Dans ce chapitre (cette partie) on

traite

важная проблема… un problиme important...

2) выявляющие главную мысль, идею текста:

Автор подчеркивает мысль L’auteur souligne l’idйe de ce

que...

о том, что…

Основная мысль текста состоит… L’idйe principale du texte consiste

en...

Автор полагает, что… L’auteur croоt que...

Il indique (signale) que...

3) связанные с заключением, к которому автор подводит читателя:

Автор приходит к выводу, что… L’auteur tire la conclusion que...

Прочитав статью, мы убеждаемся Aprиs avoir lu cet article nous

(понимаем), что… voyons que...

В заключение говорится, что… En conclusion on dit que...

Реферирование и аннотирование текста в наше время имеет большое

значение. Сами же задания по своему характеру импонируют учащимся и

принимаются ими как практически целесообразные.

Выполнение речевых упражнений свидетельствует о полном усвоении

изучаемых языковых явлений. Они приучают учащихся пользоваться изученным

материалом спонтанно, без сосредоточения внимания на его форме. В основе

этих упражнений лежит стимул для речи на иностранном языке. Безусловно,

речь идет лишь об учебном стимуле, так как на уроке весьма трудно создать

подлинно естественные ситуации. И вместе с тем, создание ситуаций,

которые приближались бы к естественным и стимулировали бы учащегося к

говорению (в нашем случае к высказыванию в письменной форме), является

непременным условием организации работы на третьем этапе предлагаемой

системы. Это условие осуществляется речевой задачей, ситуативностью,

отношением к окружающей действительности.

Задания к речевым упражнениям предусматривают развитие умений

логически осмысливать воспринимаемую информацию, критически оценивать

события, выделять главную мысль, умение дать личностную оценку,

аргументировать свою точку зрения, комментировать, используя элементы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать