2.2. Сложные прилагательные
В сложных прилагательных главное ударение, как правило, падает на первый
компонент, а второстепенное – на второй:
/sekunden/lang, /alt/deutsch, /alt/modisch
но: alt/englisch, alt/indisch.
Р.М. Уроева[26] также отмечает, что многокомпонентные сложные
прилагательные, в которых начальный компонент выражает усиление или
сравнение, имеют два ударения (или больше) равной силы. Такое ударение
называется равновесным:
/tauben/ grau
/muck/mдuschen/stil.
Равновесное ударение имеют также сложные прилагательные сочинительного
типа:
/rot/gelb.
2.3. Сложные глаголы
Сложные глаголы несут главное ударение на первом компоненте, а
второстепенное - на втором:
/kennen/ lernen
/heim/ kehren
/kalt/ stellen
В некоторых сложные глаголах первая часть не отделяется, но ударение
распределяется также, как и при отделяемой первой части:
/mut/ maЯen -/mut/ maЯte -ge/mut/ maЯt
Как отмечает М.Г.Кравченко[27], в глаголе /lieb/kosen ударение
колеблется: первая часть может быть слабо ударенной: / lieb/ kosen.
Главное ударение на второй части имеют несколько сложных глаголов,
например:
/ froh/locken, /will/fahren/offen/baren
2.4. Ударение в сложных наречиях
Большинство сложных наречий, согласно О.Г. Козьмину[28], имеют только
одно ударение, которое обычно падает на второй компонент:
hin/auf, her/ab, ьber/all
so/fort, unter/wegs, ьber/haupt.
В наречиях со вторым компонентом –seits, -so, -wдrts, -halb и в некоторых
других также только одно ударение. Оно падает всегда на первый компонент:
/abseits, /damals, /deshalb.
Иногда ударение может колебаться:
/keinesfalls - keines/falls, /grцstenteils – grцsten/teils
Согласно М.Г. Кравченко[29], сложные наречия с полусуффиксами -weise и
-maЯen имеют главное и дополнительное ударения:
/ausnahms/weise, /folgender/maЯen.
В сложных наречиях с первым компонентом -da ударение падает на второй
компонент:
da/mit, da/rum.
Но при усиленном указательном значении ударение может падать и на первый
компонент:
/dazu, /danach.
2.5. Ударения в сложных числительных
В сложных числительных обычно все компоненты одинаково сильно ударяемы,
например:
/vier/hundert/zwцlf.
Hо в зависимости от замысла говорящего, один из компонентов может
получать главное ударение, например:
Er ist vierund/dreiЯig (nicht vierund/zwanzig) Jahre alt.
При счете главное ударение получает первый компонент:
/einunddreiЯig, /zweiunddreiЯig
2.6. Ударение в вопросительных местоимениях
Вопросительные местоимения, согласно Р.М. Уроевой[30], имеют только одно
ударение. Оно падает на второй компонент, например:
wo/rauf, wes/halb, wa/rum.
7. Ударение в сложных словах, состоящих
из числительного и существительных
Для ударения в сложных словах, состоящих из числительного и двух
существительных, действуют очень сложные правила, согласно которым ударение
получает либо числительное, либо существительное. Но как правило, главное
ударение получает первое существительное, например:
Sieben/meilenstiefel, Drei/zimmerwohnung, Hundert/meterlauf
но: /Eintagsfliege, /Dreibettzimmer.
2.8. Ударение в сложных именах собственных
В сложных именах собственных и географических названиях место ударения
может быть различным. В одних словах оно падает на первый компонент
сложного слова, в других – на второй:
/Tempelhof, Schar/lottenburg, /Elberfeldt, Saar/brucken, /Schonefeld,
Heil/bronn
В названиях, состоящих из многих слов, главное ударение стоит обычно на
последнем слове: /Schleswig-/Holstein, /Sachsen-/Anhalt, /Sachsen-/Coburg-
/Gotha..
Иногда справочники указывают на возможность произнесения двойных
географических названий c равновесным ударением. Так, “Wцrterbuch der
deutschen Aussprache” (Leipzig 1969) дает ударение /Baden-/Baden, а словарь
“Der groЯe Duden. Aussprachewцrterbuch” (Mannheim 1962) - (Baden-(Baden.
В названиях типа Karl-Marx-Stadt и в существительных типа Sieben-Punkt-
Programm различаются определяющая часть, которая несет главное ударение, и
определяемая часть, несущая дополнительное ударение. Определяющая часть
представляет собой словосочетание, в котором второй член несет более
сильное ударение.
2.9. Ударение в междометиях
Междометия, которые чаще всего бывают двусложными, получают ударение
обычно на последнем слоге, например:
hoi/ ho
tra/ra
olla/la
Все изложенные выше правила являются основными правилами ударения в
немецком языке. Однако может встретиться целый ряд слов, особенно имен,
названий, заимствований, где место ударения неясно. Поэтому в трудных
случаях следует все-таки пользоваться справочниками и словарями по
немецкому произношению.
Заключение
Итак, в своей работе я охарактеризовал ударение в слове как явление в
языке, а также определил основные правила постановки словесного ударения в
немецком языке. Я считаю, что люди, изучающие немецкий язык, должны также
владеть и основами правильного ударения в словах. Ведь именно от ударения
зависит смысл слова. Если, например, перенести ударение с первого слога на
второй в слове Hefte - то значение потеряется, а слово для носителя
немецкого языка будет лишь непонятным набором звуков. Именно поэтому крайне
важно знать основные правила постановки ударений в словах, чтобы просто-
напросто быть понятым и понимать.
И.Л. Бим[31] разработала целый комплекс упражнений вкупе с методическими
принципами, имеющие своей целью тренировку в постановке немецкого ударения.
При этом она особое внимание уделила сложным словам, которые являются
характерным признаком именно немецкого языка. И.Л. Бим подчеркивает особую
важность именно упражнений на тренировку ударений в немецких сложных
словах, так как именно ударение в таких словах вызывает значительные
трудности у изучающих немецкий язык. И это не случайно, ведь в русском
языке существует не так много многокомпонентных слов, и к тому же
существуют значительные различия в месте главного и второстепенного
ударений в сложных словах немецкого и русского языков.
На самом деле, существует большое количество практических пособий по
фонетике[32] [7;11], в которых мы можем найти много упражнений по
тренировке и корректировке постановки ударения в сложных словах. Главное,
чтобы учителя придавали большое значение таким занятиям, чего, как правило,
в школах совсем не наблюдается. Именно поэтому, придя в университеты
учиться, студенты выясняют, что правилами ударения в немецком языке они
совсем не владеют – и приходится наверстывать упущенное.
А ведь человек, изучающий немецкий язык, который хочет быть понятым и
хочет понимать речь носителя языка, должен быть грамотен не только
лексически и грамматически, но и фонетически, что, естественно,
подразумевает знания правил немецкого словесного ударения. Только в этом
случае студент может с полным правом сказать, что он немецким языком
владеет.
Список используемой литературы
1. Абрамов Б.А. Теоретическая грамматика немецкого языка.
Сопоставительная типология немецкого и русского языков: Учебник
для ВУЗов.-М.: Владос, 2001.
2. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка.
- М.,1956.
3. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней
школе: Проблемы и перспективы: Учебное пособие для студентов
педагогических институтов по специальности «Иностранный язык». –
М.: Просвещение, 1998.
4. Зеленецкий А.Л., Монахов П.Ф. Сравнительная типология немецкого и
русских языков: Учебное пособие для студентов педагогических
институтов по специальности «Иностранный язык». – М.: Просвещение,
1983.- с.55-61.
5. Зыкова М.А. Ударение в сложном существительном в немецком языке//
Вопросы филологии, 2 выпуск – изд-во Ленинградского института,
1969. – с.80-90
6. Каспранский Р.Р. Теоретическая фонетика. (Курс лекций для студ.
факультетов и отделений немецкого языка). – Горький, 1973.
7. Козьмин О.Г., Сулемова Г.А. Фонетика немецкого языка: Практический
курс. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по
специальности «Иностранный язык». – М.: Просвещение, 1982.
8. Кравченко М.Г. и др. Ударение и интонация в немецком языке.
Пособие для студентов педагогических институтов. – Л.:
Просвещение, 1973 – с. 7-33.
9. Крушельницкая К.Г. и др. Очерки по сопоставительной грамматике
немецкого и русского языков. – Изд-во литературы на иностранных
языках. – М., 1961.
10. Линднер В.Б. Практическая фонетика немецкого языка. Пособие для
учителей средней школы. – М.: Учпедгиз, 1951.
11. Миловидова Р.В. Вводно-коррективный фонетический курс немецкого
языка. – М.: Высшая школа, 1967.
12. Никонова О.Н. Ударение в немецком языке. Сб. памяти академика Л.В.
Щербы. – Л.. 1951.
13. Норк О.А., Адамова Н.Ф. Фонетика современного немецкого языка.
Нормативный курс (для институтов и факультетов иностранного
языка). Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1976.
14. Норк О.А., Милюкова Н.А. Фонетика немецкого языка. Практическое
пособие для учителей средней школы. – М., Просвещение, 1976. – с.
49-56.
15. Уроева Р.М., Кузнецова О.Ф. справочник по фонетике и грамматике
немецкого языка. – 3-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 1985 ( на
нем. яз.) – с. 29-36
16. Цахер О.Х. Фонетика немецкого языка (теоретический курс нем. яз.)
– Просвещение – Ленинград, 1969.
17. Шишкова Л.В. и др. Вводный фонетический курс нем. яз. Для фак-тов
и пед. ин-тов ин. яз. – Л.: Просвещение, 1977.
18. Немецко-русский (основной) словарь: 5-е изд., стереотипное – М.: Рус.
яз., 1998 – 1040 с.
-----------------------
[1]Норк О.А., Милюкова Н.А. Фонетика немецкого языка. Практическое пособие
для учителей средней школы. – М., Просвещение, 1976. – с. 49-50.
[2] Никонова О.Н. Ударение в немецком языке. Сб. памяти академика Л.В.
Щербы. – Л.. 1951. – С.32.
[3] Кравченко М.Г. и др. Ударение и интонация в немецком языке. Пособие для
студентов педагогических институтов. – Л.: Просвещение, 1973 – с.10-11.
[4] Уроева Р.М., Кузнецова О.Ф. справочник по фонетике и грамматике
немецкого языка. – 3-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 1985 ( на нем. яз.)
– с. 29-31
[5] Норк О.А., Адамова Н.Ф. Фонетика современного немецкого языка.
Нормативный курс (для институтов и факультетов иностранного языка). Учебное
пособие. – М.: Высшая школа, 1976. – С.24.
[6] Каспранский Р.Р. Теоретическая фонетика. (Курс лекций для студ.
факультетов и отделений немецкого языка). – Горький, 1973. – С.48
[7] Крушельницкая К.Г. и др. Очерки по сопоставительной грамматике
немецкого и русского языков. – Изд-во литературы на иностранных языках. –
М., 1961. – С.87
[8] Кравченко М.Г. и др. Ударение и интонация в немецком языке. Пособие для
студентов педагогических институтов. – Л.: Просвещение, 1973 – с.17.
[9] Норк О.А., Адамова Н.Ф. Фонетика современного немецкого языка.
Нормативный курс (для институтов и факультетов иностранного языка). Учебное
пособие. – М.: Высшая школа, 1976. – С.56.
[10]Норк О.А., Милюкова Н.А. Фонетика немецкого языка. Практическое пособие
для учителей средней школы. – М., Просвещение, 1976. – с.56.
[11] Зеленецкий А.Л., Монахов П.Ф. Сравнительная типология немецкого и
русских языков: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по
специальности «Иностранный язык». – М.: Просвещение, 1983.- с.60.
[12] Зыкова М.А. Ударение в сложном существительном в немецком языке//
Вопросы филологии, 2 выпуск – изд-во Ленинградского института, 1969. –
с.81.
[13]Абрамов Б.А. Теоретическая грамматика немецкого языка. Сопоставительная
типология немецкого и русского языков: Учебник для ВУЗов.-М.: Владос, 2001.
– С.138.
[14] Норк О.А., Адамова Н.Ф. Фонетика современного немецкого языка.
Нормативный курс (для институтов и факультетов иностранного языка). Учебное
пособие. – М.: Высшая школа, 1976. – С.27.
[15] Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. -
М.,1956. – С.64.
[16] Шишкова Л.В. и др. Вводный фонетический курс нем. яз. Для фак-тов и
пед. ин-тов ин. яз. – Л.: Просвещение, 1977.
[17] Кравченко М.Г. и др. Ударение и интонация в немецком языке. Пособие
для студентов педагогических институтов. – Л.: Просвещение, 1973 – с.47.
[18] Каспранский Р.Р. Теоретическая фонетика. (Курс лекций для студ.
факультетов и отделений немецкого языка). – Горький, 1973. – С.52.
[19] Миловидова Р.В. Вводно-коррективный фонетический курс немецкого языка.
– М.: Высшая школа, 1967. – С.67.
[20] Цахер О.Х. Фонетика немецкого языка (теоретический курс нем. яз.) –
Просвещение – Ленинград, 1969. – С.146.
[21] Кравченко М.Г. и др. Ударение и интонация в немецком языке. Пособие
для студентов педагогических институтов. – Л.: Просвещение, 1973 – с.13.
[22] Козьмин О.Г., Сулемова Г.А. Фонетика немецкого языка: Практический
курс. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по
специальности «Иностранный язык». – М.: Просвещение, 1982. –С.75.
[23] Зыкова М.А. Ударение в сложном существительном в немецком языке//
Вопросы филологии, 2 выпуск – изд-во Ленинградского института, 1969. –
с.81.
[24] Уроева Р.М., Кузнецова О.Ф. справочник по фонетике и грамматике
немецкого языка. – 3-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 1985 ( на нем. яз.)
– с.36.
[25] Норк О.А., Милюкова Н.А. Фонетика немецкого языка. Практическое
пособие для учителей средней школы. – М., Просвещение, 1976. – с.56.
[26] Уроева Р.М., Кузнецова О.Ф. справочник по фонетике и грамматике
немецкого языка. – 3-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 1985 ( на нем. яз.)
– с.33
[27]Кравченко М.Г. и др. Ударение и интонация в немецком языке. Пособие для
студентов педагогических институтов. – Л.: Просвещение, 1973 – с.15.
[28] Козьмин О.Г., Сулемова Г.А. Фонетика немецкого языка: Практический
курс. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по
специальности «Иностранный язык». – М.: Просвещение, 1982. – С.23.
[29] Кравченко М.Г. и др. Ударение и интонация в немецком языке. Пособие
для студентов педагогических институтов. – Л.: Просвещение, 1973 – с.29.
[30] Уроева Р.М., Кузнецова О.Ф. справочник по фонетике и грамматике
немецкого языка. – 3-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 1985 ( на нем. яз.)
– с. 31.
[31] Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе:
Проблемы и перспективы: Учебное пособие для студентов педагогических
институтов по специальности «Иностранный язык». – М.: Просвещение, 1998.
[32] Козьмин О.Г., Сулемова Г.А. Фонетика немецкого языка: Практический
курс. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по
специальности «Иностранный язык». – М.: Просвещение, 1982.