Быт и нравы великорусского народа в XV-XVII вв.

Совсем невозможно проследить по этим источникам локальные различия в

одежде, а они, несомненно, были.

Основной одеждой в XVI веке была рубаха. Рубахи шились из шерстяной

ткани (власяницы) и льняного и конопляного полотна. В XVI веке рубахи

носились обязательно с определенными украшениями, которые у богатых и

знатных делались из жемчуга, драгоценных камней, золотых и серебряных

нитей, а у простонародия, вероятно, красными нитками. Главнейший элемент

такого набора украшений - ожерелье, закрывавшее разрез ворота. Ожерелье

могло быть пришито к рубахе, могло быть и накладным, но ношение его нужно

считать обязательным вне дома. Украшениями покрывали концы рукавов и низ

подола рубах. Рубахи различались по длине. Следовательно, короткие рубахи,

подол которых доходил примерно до колен, носили крестьяне и городская

беднота. Богатые и знатные носили длинные рубахи, сорочки, доходившие до

пят. Штаны были обязательным элементом мужской одежды. Но единого термина

для обозначения этой одежды еще не было. Обувь XVI века была весьма

разнообразной и по материалам, и по покрою.

Археологические раскопки дают явное преобладание кожаной обуви

плетеной с лыка или бересты. Это значит, что лапти не были известны

населению Руси с древности и были скорей дополни тельной, предназначенной

для особых случаев обувью.

Для XVI века можно наметить определенную социальную градацию: сапоги

- обувь знатных, богатых; калиги, поршни - обувь крестьян и массы горожан.

Впрочем, эта градация могла быть и не четкой, так как мягкие сапоги носили

и ремесленники, и крестьяне. Но феодалы всегда в сапогах.

Мужские головные уборы были достаточно разнообразны, особенно у знати.

Наиболее распространенной среди населения, крестьян и горожан, была

войлочная шляпа конусообразной формы с округленной вершиной. Господствующие

феодальные слои населения, больше связанные с торговлей, стремившиеся

подчеркнуть свою сословную обособленность, многое заимствовали из других

культур. Широко распространился среди бояр и знати обычай ношения

тафьи, маленькой шапочки. Такую шапочку не снимали и дома. А, выходя из

дому, на нее надевали высокую "горлатную" меховую шапку - знак боярской

спеси и достоинства.

Знать носила и другие шапки. Если отличие в основном мужском одеянии

между сословными группами сводились главным образом к качеству материалов и

украшений, то разница в верхней одежде была очень резкой, и, прежде всего

по количеству одежд. Чем богаче и знатнее человек, тем больше на нем

было платья. Сами названия этих одежд не всегда понятны нам, так как

отражают часто такие их признаки, как материал, способ застегивания, что

совпадает и с номенклатурой позднейшей крестьянской одежды, так же

весьма неопределенной по функциональному признаку. С господствующими слоями

одинаковы по названию были у простонародья только шубы, однорядки и

кафтаны. Но по материалу и украшениям не могло быть никакого сравнения.

Среди мужской одежды упомянуты и сарафаны, покрой которых точно трудно себе

представить, но это было просторное длинное платье, так же украшенное

вышивкой, обнизями. Конечно, так роскошно одевались лишь во время парадных

выходов, приемов и в других торжественных случаях.

Как в мужском костюме, рубаха была основной, а часто единственной

одеждой женщин в XVI веке. Но сами рубахи были длинные, до пят покрой

женской рубахи нам не известен. Материал, из которого шились женские

рубахи - полотно. Но могли быть и шерстяные рубахи. Женские рубахи

обязательно украшались.

Конечно, у крестьянок дорогих ожерелий не было, но их могли заменять

вышитые, украшенные простыми бусами, мелким жемчугом, латунными нашивками.

Крестьянки и рядовые горожанки, наверное, носили поневы, плахты или

подобную одежду под другими названиями. Но кроме поясной одежды, а так

же рубахи, уже с XVI века выдавали какие-то горничные одежды.

Ничего мы не знаем об обуви простых женщин, но, вероятней всего, она

была идентична мужской. Весьма общие у нас представления о женских

головных уборах XVI века. На миниатюрах головы женщин покрыты платами

(убрусами) - кусками белой ткани, закрывающими голову и спадающими на плечи

поверх одежды. Одежда знатных женщин сильно отличалась от одежды

простонародья, прежде всего обилием платья и его богатством. Что касается

сарафанов, то они ещё в XVII веке оставались по преимуществу мужской

одеждой, а не женской. Рассказывая об одежде, мы вынуждены отмечать и

украшения. Часть украшений стала элементом тех или иных одежд. Одним из

обязательных элементов одежды и одновременно украшением служили пояса.

Выйти на улицу без пояса было нельзя. XV-XVI вв. и позднейшее время можно

считать периодом, когда роль металлических наборов украшений постепенно

сходит на нет, хотя и не во всех видах. Если археологические данные

дают нам десятки разных типов шейных, височных, налобных, ручных

украшений, то к XVI веку их остается сравнительно немного: перстни,

браслеты (запястье), серьги, бусы. Но это не значит, что прежние украшения

исчезли бесследно. Они продолжали бытовать в сильно измененной форме. Эти

украшения становятся частью одежды.

Пища.

Основной пищей в XVI веке оставался хлеб. Хлебопечение и приготовление

других изделий из зерна, и зерно продуктов в городах XVI века было занятием

больших групп ремесленников, специализировавшихся на производстве этих

продуктов питания для продажи. Хлеб пекли из мешанной ржаной и овсяной

муки, а также, должно быть, и только из овсяной. Из пшеничной муки

выпекали хлеба, калачи, просвиры. Из муки изготовляли лапшу, пекли оладьи и

"перепечь" - ржаные жареные лепёшки из кислого теста. Из ржаной муки пекли

блины, приготовляли сухари. Очень разнообразен ассортимент из сдобного

теста-пироги с маком, мёдом, кашей, репой, капустой, грибами, мясом и т.п.

Перечисленные изделия далеко не исчерпывают разнообразия хлебных

продуктов, употреблявшихся на Руси в XVI веке.

Очень распространенным видом хлебной пищи были каши (овсяные,

гречневые, ячменные, пшенные), и кисели - гороховый и овсяный. Зерно

служило и сырьём для приготовления напитков: кваса, пива, водки.

Разнообразие огородных и садовых культур, возделываемых в XVI веке,

обусловливало разнообразие овощей и фруктов, употреблявшихся в пищу:

капуста, огурцы, лук, чеснок, свекла, морковь, репа, редька, хрен, мак,

стручковый зелёный горох, дыни, различные травы для солений (чеьра, мята,

тмин), яблоки, вишни, сливы.

Значительную роль в питании играли грибы - вареные, сушеные, печеные.

Одним из основных видов питания, следующим по значению, за хлебной и

растительной пищей и продуктами животноводства в XVI веке рыбная пища. Для

XVI века известны разные способы обработки рыбы: соление, сушение, вяление.

Очень выразительными источниками, рисующими разнообразие пищи на Руси в XVI

веке являются столовые обиходники монастырей. Ещё большее разнообразие

блюд представлено в Домострое, где имеется специальный раздел "Книги во

весь год, что в столы еству подают..."

Таким образом, в XVI веке ассортимент хлебных изделий отличался уже

очень большим разнообразием. Успехи в развитии земледелия, в частности

огородничества и садоводства, привели к значительному обогащению и

расширению ассортимента растительной пищи вообще. Наряду с мясной и

молочной пищей очень важную роль продолжала играть пища рыбная.

Обряды.

Фольклор XVI в., как и все искусство этого времени, жил

традиционными формами и использовал выработанные ранее художественные

средства. Памятки письменности, дошедшие до нас от XVI в., свидетельствуют,

что обряды, в которых сохранилось немало следов язычества, повсеместно

бытовали на Руси, что былины, сказки, пословицы, песни были основными

формами словесного искусства.

Памятники письменности XVI в. упоминают скоморохов как людей,

забавляющих народ, потешников. Они принимали участие в свадьбах, выполняли

роль дружек, участвовали в похоронах, особенно в заключительных веселья,

рассказывали сказки и пели песни, давали шуточные представления.

Сказки.

В XVI в. были популярны сказки. От XVI в. сохранилось мало

материалов, которые бы позволяли узнать сказочный репертуар того времени.

Можно лишь сказать, что он включал в себя волшебные сказки. Немец Эрих

Ляссота, будучи в Киеве в 1594г., записал сказку о чудесном зеркале. В ней

рассказывается о том, что в одну из плит Софийского собора было вделано

зеркало, в котором можно было видеть то, что происходит далеко от этого

места. Существовали сказки о животных и бытовые.

Жанры традиционного фольклора в это время широко бытовали. XVI в. -

время больших исторических событий, которое наложило свой от печаток на

народное творчество. Стала обновляться тематика произведений фольклора, в

качестве героев в них вошли в них вошли новые социальные типы и

исторические лица. Вошел в сказки и образ Ивана Грозного. В одной сказке

Грозный обрисован как проницательный правитель, близкий к народу, но

суровый по от ношению к боярам. За подаренные ему репу и лапти царь хорошо

заплатил крестьянину, но когда дворянин царю хорошего коня, царь разгадал

злой умысел и отдарил его не большим поместьем, а репой, которую получил от

крестьянина. Другим жанром, широко бытовавшем в устной и письменной речи в

XVI в., была пословица. Она была жанром, наиболее живо откликавшимся на

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать