исторические события и социальные процессы. Время Ивана Грозного и его
борьба с боярством получили в последствии часто сатирическое отражение,
ирония
их была направлена против бояр: "Времена шатки - береги шапки",
"Царские милости в боярское решето сеются", "Царь гладит, а бояре скребут".
Пословицы.
Дают пословицы оценку и бытовым явлениям, в частности положению
женщины в семье, власти родителей над детьми. Многие из такого рода
пословиц создавались в среде отсталых и темных людей и на них сказалось
влияние морали церковников. "Баба да бес - один у них вес". Но создавались
и пословицы, в которых воплощается жизненный народный опыт: "На жене дом
держится".
Поверья.
В фольклоре XVI в. широко бытовали многие жанры, в том числе и
такие, которые возникли в глубокой древности и содержат в себе следы
древних представлений, как вера в силу слова и действия в заговорах, вера в
существование в леших, водяных, домовых, колдунов, в поверьях, легендах,
представляющих собой рассказы о чудесах, о встрече с нечистой силой, о
найденных кладах, обманутых чертях. Для этих жанров в XVI в. свойственна
уже значительная христианизация. Вера в силу слова и действия теперь
подтверждается просьбой о помощи к богу, Иисусу Христу, богоматери и
святым. Сила христианских, религиозных представлений была велика, они стали
господствовать над языческими. Персонажами легенд кроме лешего, русалок и
черта также святые (Никола, Илья).
Былины.
Важные изменения произошли и в былинах. Прошлое-предмет изображения
былин - получает в них новое освещение. Так, в период борьбы с Казанским и
Астраханским царствами былины о битвах с татарами получает новое звучание в
связи с подъемом патриотических настроений. Иногда былины осовременивались.
Калин-царь заменяется Мамаем, а вместо князя Владимира появляется Иван
Грозный. Борьба с татарами живила былинный эпос. Он впитывает в себя новые
исторические события, включает новых героев.
Кроме такого рода изменений исследователи эпоса к этому времени относят
и возникновение новых былин. В этом столетии были сложены былины о Дюке и
Сухмане, о наезде литовцев, о Вавиле и скоморохах. Отличие всех этих былин
- широкое развитие социальной темы и антибоярской сатиры. Дюк представлен
в былине трусливым "молодым боярином", который не решается сразиться со
змеем, боится Ильи Муромца, но поражает всех своим богатством. Дюк - образ
сатирический. Былина о нем - сатира на московское боярство.
Былина о Сухмане, старая по происхождению, характерна усилением в ней
отрицательной трактовки образов бояр, князей и Владимира, который вступает
в конфликт с богатырем, не примиряющимся с князем. Былина о наезде
литовцев содержит в себе яркие следы времени. Двое братьев Ливиков из земли
Литовской замышляют набег на Москву. В былине две сюжетные линии: похищения
князя Романа и борьба его против литовцев. Былина о Вавиле и скоморохах и
их борьбе с царем Собакой, царство которого они разоряют и сжигают,
произведение особого рода. Оно иносказательно и утопично, так как выражает
вековую мечту народных масс о "справедливом царстве". Былина отличается
сатирой и веселой шуткой, которые вошли в нее вместе с образами скоморохов.
Предания.
Новые особенности приобретают в XVI в. и предания - устные
прозаические рассказы о значительных событиях и исторических лицах
прошлого. Из преданий XVI в. выделяются, прежде всего, 2 группы преданий об
Иване Грозном и о Ермаке.
1) Они полны большого общественного звучания, включают в себя рассказы,
связанные с походом на Казань, с подчинением Новгорода: они носят
патриотический характер, восхваляют Грозного, но отличаются явно
демократическим характером.
2) Сложена новгородцами и содержит в себе осуждение Грозного за жестокость.
Приписывается ему и борьба с Марфой Посадницей, которую он якобы, сослал
или убил. С именем Ивана Грозного связано не мало преданий о местностях,
в которых он бывал, или о церквях, которые он строил, Новгородские
предания изображают казни горожан, что, однако, осуждается не только
народом, но и святыми. В одном из преданий святой, взяв в руки
отрубленную голову казненного, преследует царя, и тот в страхе убегает.
Предание о Ермаке носят местный характер: есть о нем предания донские,
уральские, сибирские. Каждое из них дает его образу свою особую
трактовку.
1) В донских преданиях Ермак изображается как основатель казацкого
войска, защищающий казаков: он освободил Дон от иноземцев: сам он явился на
Дон, бежав после убийства боярина. Так в донских преданиях Ермак, часто в
расхождение с историей, представляется казацким вождем. Богата группа
преданий, в которых Ермак выступает как покоритель Сибири. Его поход в
Сибирь мотивируется различно: то он послан туда царем, то сам направился в
Сибирь, чтобы заслужить прощение царя за совершенные им преступления.
Гибель его тоже описывается по-разному: на его войско напали татары и
погубили спящих; Ермак утонул в Иртыше в тяжелом панцире; его предал есаул
Кольцо.
Песни.
Волнение посадских людей в Москве (1547), стремление казаков к
самоуправлению, царские указа о временном запрете перехода крестьян от
одного помещика к другому (1581г.), о кабальных холопах (1597г.)- все это
способствовало росту недовольства народных масс, одной из форм протеста
которых стало разбойничество. Оно нашло отражение в фольклоре в так
называемых разбойничьих или удалых песнях. Крестьяне бежали не только из
помещичьих усадьб, но и из царских войск. Жизнь на "воле" послужила
условием, способствовавшим более яркому выражению вековых мечтаний
народных масс о социальном освобождении. Художественной формой, в какой эти
мечтания нашли поэтическое воплощение, и были разбойничьи песни. Они еще
только возникали в конце XVI в. Герой этих песен смелый, удалой добрый
молодец, поэтому и сами песни получили в народе название "удалых песен".
Они отличаются острым драматизмом, воспеванием "воли" и образа разбойника,
который вешает бояр и воевод. Классическим примером служит песня "Не шуми,
ты мати, зеленая дубравушка". Ее герой отвергает требование царских слуг
выдать товарищей.
В XVI в. формируется и жанр балладных песен - малая этическая сюжетная
стихотворная форма. Этот тип произведений, к которому применяется западное
- европейский термин "баллада", весьма своеобразен. Он отличается тонкой
характеристикой личных, семейных отношений людей. Но в него нередко входят
и исторические мотивы и герои, однако они не трактуются в историческом
плане. Баллады имеют явно антифеодальную направленность (например,
осуждение самоуправства князя, боярина в балладе "Дмитрий и Домна", где
князь жестоко расправляется с девушкой, отвергнувшей его руку), в них
нередко разрабатывается суровая родительская власть, семейный деспотизм.
Хотя преступник в балладах обычно не
наказывается, но моральная победа всегда на стороне простых людей.
Герои баллад нередко короли и королевы, князья и княгини, их судьба связана
с судьбой простых людей-крестьян, слуг, образы которых трактуются как
положительные. Характерная черта в балладах антиклерикальная
направленность (например, "Чурилья - игуменья", "Князь и старицы", в
которых представители духовенства играют отрицательную роль).
К числу баллад, возникших в XVI в., относят баллады "Дмитрий и
Домна", "Князь Михайло", "Князь Роман жену терял". В первой девушка,
протестуя против насильственного брака, лишает себя жизни. В других
вариантах жених-князь Дмитрий забивает ее до смерти. В балладе "Князь
Михайло" свекровь губит невестку. Глубоко драматична баллада о князе Романе
и его жене. Погубив ее, он скрывает это от дочери. Произведения жанра
баллады эмоционально напряжены, а сюжеты носят трагический характер:
положительный герой гибнет, зло в отличие от былины и сказки обычно не
наказывается. Идейно-моральное содержание в них раскрывается через
положительного героя, который хотя и гибнет, но одерживает моральную
победу. Несмотря на популярность в XVI в. былин, сказок, пословиц,
баллад, наиболее характерным для фольклора этого времени были исторические
песни. Зародившись ранее, они стали в это столетие важнейшим жанром, так
как их сюжеты отражали события времени, привлекавшие общее внимание, да и
расцвет этого жанра в XVI в. Был обусловлен рядом факторов: подъемом
национального создания народных масс и углублением их исторического
мышления; завершением объединения русских земель; обострением социальных
конфликтов крестьянства с поместным дворянством в результате прикрепления
первого к земле. Исторические песни делятся на 2 основных цикла,
связанных с именами Ивана Грозного и Ермака.
Песни об Иване Грозном включают сюжеты о взятии Казани, борьбе с
крымскими татарами, обороне Пскова, о личной жизни царя: гневе Грозного на
сына, смерти самого царя. Песни о Ермаке - сюжеты о Ермаке и казаках,
походе голытьбы под Казань, разбойном походе на Волгу и убийстве казаками
царского посла, взятии Ермаком Казани, встречах с Грозным и пребывание в
турецком плену. В песнях нашли также отклик и набеги крымского хана Давлет
- Гирея на Москву в 1571-72гг. и оборона Пскова от войск Батория в 1581-
82гг. песня "Набег татар" и песня "Осада Пскова".
Большие исторические события и важные социальные процессы XVI в.
определяли глубокую связь песен с живой действительностью, уменьшили
элементы условности в повествовании и способствовали широкому отражению
характерных для времени явлений и бытовых деталей.