Быт и нравы великорусского народа в XV-XVII вв.

исторические события и социальные процессы. Время Ивана Грозного и его

борьба с боярством получили в последствии часто сатирическое отражение,

ирония

их была направлена против бояр: "Времена шатки - береги шапки",

"Царские милости в боярское решето сеются", "Царь гладит, а бояре скребут".

Пословицы.

Дают пословицы оценку и бытовым явлениям, в частности положению

женщины в семье, власти родителей над детьми. Многие из такого рода

пословиц создавались в среде отсталых и темных людей и на них сказалось

влияние морали церковников. "Баба да бес - один у них вес". Но создавались

и пословицы, в которых воплощается жизненный народный опыт: "На жене дом

держится".

Поверья.

В фольклоре XVI в. широко бытовали многие жанры, в том числе и

такие, которые возникли в глубокой древности и содержат в себе следы

древних представлений, как вера в силу слова и действия в заговорах, вера в

существование в леших, водяных, домовых, колдунов, в поверьях, легендах,

представляющих собой рассказы о чудесах, о встрече с нечистой силой, о

найденных кладах, обманутых чертях. Для этих жанров в XVI в. свойственна

уже значительная христианизация. Вера в силу слова и действия теперь

подтверждается просьбой о помощи к богу, Иисусу Христу, богоматери и

святым. Сила христианских, религиозных представлений была велика, они стали

господствовать над языческими. Персонажами легенд кроме лешего, русалок и

черта также святые (Никола, Илья).

Былины.

Важные изменения произошли и в былинах. Прошлое-предмет изображения

былин - получает в них новое освещение. Так, в период борьбы с Казанским и

Астраханским царствами былины о битвах с татарами получает новое звучание в

связи с подъемом патриотических настроений. Иногда былины осовременивались.

Калин-царь заменяется Мамаем, а вместо князя Владимира появляется Иван

Грозный. Борьба с татарами живила былинный эпос. Он впитывает в себя новые

исторические события, включает новых героев.

Кроме такого рода изменений исследователи эпоса к этому времени относят

и возникновение новых былин. В этом столетии были сложены былины о Дюке и

Сухмане, о наезде литовцев, о Вавиле и скоморохах. Отличие всех этих былин

- широкое развитие социальной темы и антибоярской сатиры. Дюк представлен

в былине трусливым "молодым боярином", который не решается сразиться со

змеем, боится Ильи Муромца, но поражает всех своим богатством. Дюк - образ

сатирический. Былина о нем - сатира на московское боярство.

Былина о Сухмане, старая по происхождению, характерна усилением в ней

отрицательной трактовки образов бояр, князей и Владимира, который вступает

в конфликт с богатырем, не примиряющимся с князем. Былина о наезде

литовцев содержит в себе яркие следы времени. Двое братьев Ливиков из земли

Литовской замышляют набег на Москву. В былине две сюжетные линии: похищения

князя Романа и борьба его против литовцев. Былина о Вавиле и скоморохах и

их борьбе с царем Собакой, царство которого они разоряют и сжигают,

произведение особого рода. Оно иносказательно и утопично, так как выражает

вековую мечту народных масс о "справедливом царстве". Былина отличается

сатирой и веселой шуткой, которые вошли в нее вместе с образами скоморохов.

Предания.

Новые особенности приобретают в XVI в. и предания - устные

прозаические рассказы о значительных событиях и исторических лицах

прошлого. Из преданий XVI в. выделяются, прежде всего, 2 группы преданий об

Иване Грозном и о Ермаке.

1) Они полны большого общественного звучания, включают в себя рассказы,

связанные с походом на Казань, с подчинением Новгорода: они носят

патриотический характер, восхваляют Грозного, но отличаются явно

демократическим характером.

2) Сложена новгородцами и содержит в себе осуждение Грозного за жестокость.

Приписывается ему и борьба с Марфой Посадницей, которую он якобы, сослал

или убил. С именем Ивана Грозного связано не мало преданий о местностях,

в которых он бывал, или о церквях, которые он строил, Новгородские

предания изображают казни горожан, что, однако, осуждается не только

народом, но и святыми. В одном из преданий святой, взяв в руки

отрубленную голову казненного, преследует царя, и тот в страхе убегает.

Предание о Ермаке носят местный характер: есть о нем предания донские,

уральские, сибирские. Каждое из них дает его образу свою особую

трактовку.

1) В донских преданиях Ермак изображается как основатель казацкого

войска, защищающий казаков: он освободил Дон от иноземцев: сам он явился на

Дон, бежав после убийства боярина. Так в донских преданиях Ермак, часто в

расхождение с историей, представляется казацким вождем. Богата группа

преданий, в которых Ермак выступает как покоритель Сибири. Его поход в

Сибирь мотивируется различно: то он послан туда царем, то сам направился в

Сибирь, чтобы заслужить прощение царя за совершенные им преступления.

Гибель его тоже описывается по-разному: на его войско напали татары и

погубили спящих; Ермак утонул в Иртыше в тяжелом панцире; его предал есаул

Кольцо.

Песни.

Волнение посадских людей в Москве (1547), стремление казаков к

самоуправлению, царские указа о временном запрете перехода крестьян от

одного помещика к другому (1581г.), о кабальных холопах (1597г.)- все это

способствовало росту недовольства народных масс, одной из форм протеста

которых стало разбойничество. Оно нашло отражение в фольклоре в так

называемых разбойничьих или удалых песнях. Крестьяне бежали не только из

помещичьих усадьб, но и из царских войск. Жизнь на "воле" послужила

условием, способствовавшим более яркому выражению вековых мечтаний

народных масс о социальном освобождении. Художественной формой, в какой эти

мечтания нашли поэтическое воплощение, и были разбойничьи песни. Они еще

только возникали в конце XVI в. Герой этих песен смелый, удалой добрый

молодец, поэтому и сами песни получили в народе название "удалых песен".

Они отличаются острым драматизмом, воспеванием "воли" и образа разбойника,

который вешает бояр и воевод. Классическим примером служит песня "Не шуми,

ты мати, зеленая дубравушка". Ее герой отвергает требование царских слуг

выдать товарищей.

В XVI в. формируется и жанр балладных песен - малая этическая сюжетная

стихотворная форма. Этот тип произведений, к которому применяется западное

- европейский термин "баллада", весьма своеобразен. Он отличается тонкой

характеристикой личных, семейных отношений людей. Но в него нередко входят

и исторические мотивы и герои, однако они не трактуются в историческом

плане. Баллады имеют явно антифеодальную направленность (например,

осуждение самоуправства князя, боярина в балладе "Дмитрий и Домна", где

князь жестоко расправляется с девушкой, отвергнувшей его руку), в них

нередко разрабатывается суровая родительская власть, семейный деспотизм.

Хотя преступник в балладах обычно не

наказывается, но моральная победа всегда на стороне простых людей.

Герои баллад нередко короли и королевы, князья и княгини, их судьба связана

с судьбой простых людей-крестьян, слуг, образы которых трактуются как

положительные. Характерная черта в балладах антиклерикальная

направленность (например, "Чурилья - игуменья", "Князь и старицы", в

которых представители духовенства играют отрицательную роль).

К числу баллад, возникших в XVI в., относят баллады "Дмитрий и

Домна", "Князь Михайло", "Князь Роман жену терял". В первой девушка,

протестуя против насильственного брака, лишает себя жизни. В других

вариантах жених-князь Дмитрий забивает ее до смерти. В балладе "Князь

Михайло" свекровь губит невестку. Глубоко драматична баллада о князе Романе

и его жене. Погубив ее, он скрывает это от дочери. Произведения жанра

баллады эмоционально напряжены, а сюжеты носят трагический характер:

положительный герой гибнет, зло в отличие от былины и сказки обычно не

наказывается. Идейно-моральное содержание в них раскрывается через

положительного героя, который хотя и гибнет, но одерживает моральную

победу. Несмотря на популярность в XVI в. былин, сказок, пословиц,

баллад, наиболее характерным для фольклора этого времени были исторические

песни. Зародившись ранее, они стали в это столетие важнейшим жанром, так

как их сюжеты отражали события времени, привлекавшие общее внимание, да и

расцвет этого жанра в XVI в. Был обусловлен рядом факторов: подъемом

национального создания народных масс и углублением их исторического

мышления; завершением объединения русских земель; обострением социальных

конфликтов крестьянства с поместным дворянством в результате прикрепления

первого к земле. Исторические песни делятся на 2 основных цикла,

связанных с именами Ивана Грозного и Ермака.

Песни об Иване Грозном включают сюжеты о взятии Казани, борьбе с

крымскими татарами, обороне Пскова, о личной жизни царя: гневе Грозного на

сына, смерти самого царя. Песни о Ермаке - сюжеты о Ермаке и казаках,

походе голытьбы под Казань, разбойном походе на Волгу и убийстве казаками

царского посла, взятии Ермаком Казани, встречах с Грозным и пребывание в

турецком плену. В песнях нашли также отклик и набеги крымского хана Давлет

- Гирея на Москву в 1571-72гг. и оборона Пскова от войск Батория в 1581-

82гг. песня "Набег татар" и песня "Осада Пскова".

Большие исторические события и важные социальные процессы XVI в.

определяли глубокую связь песен с живой действительностью, уменьшили

элементы условности в повествовании и способствовали широкому отражению

характерных для времени явлений и бытовых деталей.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать