Бытие и человек в творчестве Андрея Тарковского

естественным итогом всего предшествующего пути. В «Сталкере» герои

отказываются от того, чтобы войти в «комнату желаний», поняв всю глубину

ответственности за поступок, который они хотели совершить. В «Зеркале»

герой постигает истину о себе, погружаясь в воспоминания, и этот путь

заканчивается, смертью, то есть абсолютным «недеянием».

Слабыми и безвольными героев Тарковского считают те, кто окружает, но не

понимает их. Эуджения, недовольная Горчаковым, мечтает встретить

«настоящего мужчину». Жена Александра постоянно укоряет мужа за то, что он

бросил актерскую профессию и стал «всего лишь» критиком. Но Тарковский

сознательно делает своих героев слабыми, для него слабость не является

недостатком. Слабый человек не обязательно не способен ничего изменить в

мире. Сталкер говорит в одном из монологов: «Когда человек родится, он слаб

и гибок. Когда умирает, он крепок и черств. Когда дерево растет, оно нежно

и гибко. А когда оно сухо и черство, оно умирает. Черствость и сила –

спутники смерти. Гибкость и слабость выражают свежесть бытия. Поэтому что

отвердело, то не победит». В сущности, Сталкер излагает мысли

древнекитайского мудреца Лао-цзы из 76-й главы его книги «Даодэцзин». В

слабости человека одновременно и его сила, та сила, которой и можно

удержать мир на краю гибели.

Человек является «самооткровением» бытия, то есть в определенном

смысле он и подчинен ему. В «Солярисе» Крис Кельвин только готовился к

тому, чтобы принять позицию единства с миром, подчинению миру. В отличие от

него Сталкер уже освоился в этой сфере и воспринимает ее как свой подлинный

дом, как то место, где он может реализовать себя, где он может быть собой.

Но цена этой «адаптации» - полное исчезновение самодостаточного в свое «я».

Человек, способный жить в этом мире, - человек, лишенный сильных желаний,

стремления к самоутверждению, почти утративший любовь и надежду. В

странном мире Зоны выявляется иллюзорность, неистинность, вторичность всех

страстей, желаний, целей и идей. Поэтому герои отказываются идти в «комнату

желаний». Александр из «Жертвоприношения» осознает свою ошибку – он пытался

спасти мир, не изжив своей самодостаточности, самобытности, чувства

собственной значимости. Его поступок – акт одиночки. Не случайно в

«Сталкере» герои не имеют имен, так как имена – первый признак

индивидуальности.

Отказаться от своей самобытности человек готов только в том случае,

если взамен ему будут дарованы какие-то еще более высокие ценности. Вера в

возможность построения такой системы ценностей, не просто уничтожающей

ценность отдельной индивидуальности, но преодолевающей ее ограниченное

значение, преобразующей ее в форму абсолютной индивидуальности, пронизывает

всю историю европейской культуры. В этом случае «преодоление»

индивидуальности выглядит достаточно оптимистично. Человек ничего не

потеряет при таком «преодолении», но, наоборот, приобретет то духовное

богатство, которое доселе оставалось для него неведомым. Главное в судьбе

человека – это трагическое противоречие между нашими устремлениями к добру,

к всеобщей целостности и невозможностью их реализации в силу какой-то

непостижимой «испорченности» бытия. В «Страстях по Андрею» и «Зеркале»

господствовало достаточно оптимистическое представление о будущем человека.

Человек, открывая свою подлинную роль в бытии, вовлекая себя в бытие,

ничего не терял из своего духовного состояния. Мир становился при этом

более «прозрачным», целостным, гармоничным. Бытие, которому открывался

человек и которое открывалось человеку, выявляло только светлую,

божественную сущность. В «Солярисе» сделан больший акцент на тех

трагических проблемах, в которые вовлекается человек в тот момент, когда он

пытается преодолеть традиционное разделение мира на «объективное» и

«субъективное» и принимает свое новое положение в мире. Однако и здесь

чувствуется скрытая вера в то, что все трагедии получат разрешение и в

новом мире новый человек обретет высшую гармонию, не утратив ничего из

своего внутреннего богатства. В «Сталкере» оптимистическое представление о

грядущем человеке полностью развеивается. Открывая себя бытию и отрекаясь

от всего внутреннего, «своего» ради высшего единства и высшей подлинности

«я», человек не достигает тех целей, ради которых это отречение происходит.

«Открывшееся» бытие оказывается несовершенным, нецельным, бессмысленным как

в отдельных своих проявлениях, так и в целом. Казалось бы, человек может

выбрать между сохранением своего «я», своей «субъективности» и отстранением

от «объективности», грозящей бедами и утратами. Но Тарковский не оставляет

человеку такого выбора. Мы уже живем в мире, представленном в «Сталкере»

Зоной. В этом смысле особенно важным представляется высказывание самого

Тарковского: «В «Сталкере» фантастической можно назвать лишь исходную

ситуацию… Внутри же самой ткани происходящего никакой фантастики не будет,

видимо-реальной будет даже Зона. Все должно происходить сейчас, как будто

бы Зона уже существует где-то рядом с нами».

Герои Тарковского, особенно герои последних фильмов, тем или иным

путем приходят к пониманию несовершенства бытия, чувствуют свою

ответственность (вину) за мир и его будущее, пытаются показать другим всю

неправильность нашей цивилизации. Но при этом они осознают, насколько

неэффективной будет их маленькая война против большого хаоса. Тарковский

указывает нам выход, и этот выход в единении. Поэтому герои Тарковского не

только совершают свои, казалось бы, мелкие, незначительные поступки. Они

призывают других следовать за ними. Они – учителя. Учителем Сталкера был

Дикообраз. Сталкер сам стал учителем для Писателя. Доменико не просто

совершил самосожжение как акт самопожертвования (см. следующую главу), он

пытался обратить в свою веру и свою семью, заперев себя с женой и детьми в

доме. Он старался открыть глаза другим на катастрофу, на грани которой

находится мир. Но единственным, кто понял его, стал Андрей, у которого не

хватило сил вести за собой других. Его вклад в попытку спасти мир

ограничился индивидуальным самопожертвованием.

§3. Спасение мира через акт самопожертвования.

В своем философском мировоззрении Тарковский предполагает, что

несовершенство мирового бытия человек может преодолеть либо через любовь,

либо через созерцательное «собирание» мира в себе, через концентрацию своих

духовных сил, ведущую к центрированию окружающего бытия, воссозданию

«частицы» бога в нем. Однако оба эти пути к совершенству позволяют

«исправить» бытие только в ограниченной сфере, локально. Недостаточность,

относительность этих форм преображения заключается в том, что в них не

устраняется самый глубокий источник несовершенства – раздвоенность

человека, его стремление к эгоистическому обособлению и господству над

бытием. В этом и состоит та самая метафизическая виновность, лежащая на

каждом человеке, поскольку ни в одном человеке эта раздвоенность не

исчезает до конца. По-настоящему радикальное и, самое главное, необратимое

движение к совершенству возможно только через такое деяние, которое

способно в существенной степени преодолеть или хотя бы компенсировать

указанную метафизическую вину. Человек должен победить в себе «темную»

сторону и совершить поступок, противоположный стремлению к обособлению и

господству: он должен свободно избрать полное подчинение бытию, миру. Самое

же радикальное движение к послушанию миру и через это преодолению

несовершенства бытия в самом его истоке это свободное избрание страданий и

смерти, жертвования себя людям и миру. Пример такой жертвы Тарковский,

естественно, находит в восхождении Иисуса Христа на Голгофу и его распятие.

Для Тарковского Иисус – это человек и только человек: лишь в таком случае

его жертва, его мученичество, смерть и воскресение – это доказательство

бессмертия земного человека. В рамках мировоззрения, выражаемого Андреем

Рублевым в фильме Тарковского, если и можно говорить об Иисусе как о Боге,

то только в том смысле, что он, частично преобразив мир своей жертвой и

своим воскресением, создал тот абсолютный центр, от которого преображение

должно распространиться на все бытие и сделать его совершенным и всецело

божественным.

Жертва значима для всего мира, всего бытия, поскольку, в конечном

счете, каждая жертва, как и жертва Христа, имеет целью преображение всего

мира. Поэтому в определенном смысле крестный путь каждого человека

принимает как свою судьбу и как шаг на пути к совершенству – сам мир, само

бытие. И лишь самопожертвование способно стать поступком, равным по своему

значению тому, который стал виной человека, способно исправить «разрыв»,

внесенный в бытие виновным. Именно к этому идет Крис в «Солярисе»: он хочет

пожертвовать собой, всей своей прошлой жизнью ради «призрака», которого

Снаут и Сарториус готовы уничтожить с помощью самых изощренных средств.

Добровольно обрекая себя в финале фильма на бесконечное странствие среди

«двойников» и «призраков» близких ему людей, Крис делает возможным грядущее

просветление иррациональных глубин Неведомого. И он должен совершить все

это, не думая о себе и о своем будущем, ведь сомнительно то, что Крис

сможет и дальше жить, не сойдет с ума среди этих двойников, которые

являются лишь суррогатными эссенциями его воспоминаний о близких.

Единственная позиция, имеющая для человека оправдание в этом мире, - это

позиция самопожертвования.

В «Сталкере» идея Голгофы, идея самопожертвования проведена не столь

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать