некоторых итальянских гуманистов, в частности, Джованни Боккаччо.
Запрещенные книги сжигались, такая же участь вполне могла постигнуть и их
авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих свои взгляды и не
желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые
мыслители и ученые погибли на костре. Так, в 1600 г. в Риме на площади
Цветов был сожжен великий Джордано Бруно (1540-1600), автор знаменитого
сочинения “О бесконечности, Вселенной и мирах”.
Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей
гуманизма, стремясь усвоить лишь “манеру” великих деятелей Возрождения.
Наиболее крупными художниками, работающими в стиле маньеризма, были
Понтормо (1494-1557), Бронзино (1503-1572), скульптор Челлини (1500-1573).
Их произведения отличались усложненностью и напряженностью образов. В то же
время некоторые художники продолжают развивать реалистическую традицию в
живописи: Веронензе (1528-1588), Тинторетто (1518-1594), Караваджо (1573-
1610), братья Караччи. Творчество некоторых из них, например Караваджо,
оказало большое влияние на развитие живописи не только в Италии, но и
Франции, Испании, Фландрии, Голландии. Взаимопроникновение культур
становилось все более глубоким, так формировалась общеевропейская культура,
общеевропейская цивилизация.
Гуманистическое движение было общеевропейским явлением: в XV в.
гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем
западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в
становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих
лидеров.
В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в.,
оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивную
интеллигенцию.
Выдающимся представителем немецкой гуманистической литературы был
Иоганн Рейхлин (1455-1522), стремившийся показать божественное в самом
человеке. Он автор знаменитого сатирического произведения “Письма темных
людей”, в котором выведена вереница невежественных, темных людей -
магистров и бакалавров, имеющих, между прочим, ученые степени.
Возрождение в Германии неразрывно связано с явлением Реформации -
движением за реформу католической церкви, за создание “дешевой церкви” без
поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких
неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства.
Возглавлял движение за Реформацию в Германии Мартин Лютер (1483-1546),
доктор богословия и монах августинского монастыря. Он считал, что вера есть
внутреннее состояние человека, что спасение человеку даруется
непосредственно от Бога, и что прийти к Богу можно и без посредничества
католического духовенства. Лютер и его сторонники отказались вернуться в
лоно католической церкви и выразили протест на требование отречься от своих
взглядов, положив начало протестанскому направлению в христианстве. Мартин
Лютер первым перевел на немецкий язык Библию, что в значительной степени
способствовало успеху Реформации.
Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественных подъем и рост
национальной культуры. Замечательного расцвета достигло изобразительное
искусство. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт
Дюрер (1471-1528), художники Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), Лукас
Кранах Старший (1472-1553).
Заметного подъема достигла немецкая литература. Крупнейшими немецкими
поэтами эпохи Реформации были Ганс Сакс (1494-1576), написавший множество
назидательных басен, песен, драматических произведений, и Иоганн Фишарт
(1546-1590) - автор остросатирических работ, последний представитель
немецкого Возрождения.
Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидерландах был Эразм
Роттердамский (1496-1536). Значение произведений великого гуманиста и
просветителя, в том числе его знаменитой “Похвалы глупости”, для воспитания
свободомыслия, критического отношения к схоластике, суеверию поистине
неоценимо. Сатирические произведения его получили широчайшую известность в
Германии, Франции, Испании, Англии. Превосходные по форме, глубокие по
содержанию, они вот уже не одно столетие находят своего читателя.
Одним из предтечей и основоположником либерализма можно считать Дирка
Коорнхерта, выразителя идей свободы, веротерпимости и космополитизма. К
этому же времени относится творчество Филиппа Альдохонде, автора
национального гимна Нидерландов, художников Питера Брейгеля (1525-1569),
Франса Халса (1580-1660). Особенностью культурной жизни Нидерландов были
риторические общества, которые организовывались не только в городах, но и в
селах и даже небольших деревнях. Члены этих обществ (а войти в их состав
мог любой человек) соревновались в сочинении стихов, песен, пьес,
рассказов. Риторические общества способствовали распространению образования
в обществе, повышению его культурного уровня.
В Англии средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет,
где работали передовые ученые того времени - Гросин, Линакр, Колет.
Развитие гуманистических воззрений в сфере социальной философии связано с
именем Томаса Мора (1478-1535), автора “Утопии”, представившего на суд
читателя идеальное, по его мнению, человеческое общество: в нем все равны,
нет частной собственности, и золото не является ценностью - из него делают
цепи для преступников. Наиболее известными авторами были Филипп Сидни (1554-
1586), Эдмунд Спенсер (1552-1599).
Величайшей фигурой английского Возрождения был Вильям Шекспир (1564-
1616), создатель всемирно известных трагедий “Гамлет”, “Король Лир”,
“Отелло”, исторических пьес “Генрих VI”, “Ричард III”, сонетов. Шекспир был
драматургом в лондонском театре “Глобус”, который пользовался большой
популярностью у населения. Английские театры того времени посещали люди
всех сословий - аристократы, чиновники, купцы, клерки, крестьяне, рабочие,
ремесленники, матросы. Подъем театрального искусства, его общедоступный и
демократический характер способствовали развитию демократических структур в
английском обществе.
Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в
других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против
католицизма и католической церкви. Широкое распространение получили
рыцарские романы, а также плутовские романы. В этом жанре впервые выступил
Фернандо де Рохас, автор извесной трагикомедии “Селестина” (написана ок.
1492-1497). Эту линию продолжил и развил великий испанский писатель Мигель
де Сервантес (1547-1616), автор бессмертного “Дон-Кихота”, писатель-сатирик
Франсиско де Кеведо (1580-1645), создавший знаменитый роман “История жизни
пройдохи).
Основоположник испанской национальной драмы - великий Лопе де Вега
(1562-1635), автор более чем 1800 литературных произведений, в том числе
таких, как “Собака на сене”, “Учитель танцев”.
Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в ней
занимает Эль Греко (1541-1614) и Диего Веласкес (1599-1660), чье творчество
оказало огромное влияние на развитие живописи на только в Испании, но и
других странах.
Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только в
начале XVI в. Выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа
Рабле (1494-1553), написавший сатирический роман “Гаргантюа и Пантагрюэль”.
В 40-е гг. XVI в. во Франции возникает литературное направление, вошедшее в
историю под названием “Плеяды”. Возглавляли это направление знаменитые
поэты Пьер де Ронсар (1524-1585) и Жоакен дю Белле (1522-1566). Другими
известными поэтами французского возрождения были Агриппа д’Орбинье (1552-
1630) и Луиза Лабе (1525-1565).
Важнейшей темой в поэзии эпохи Возрождения было воспевание любви.
Показательны в этом плане сонеты Пьера Ронсара, прозванного “принцем
поэтов”, оказавшего очень сильное влияние на развитие французской поэзии в
целом.
Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де
Монтень (1533-1592). Основное его произведение - “Опыты”, представляло
собой размышление на философские, исторические, этические темы. Монтень
доказывал важность опытного знания, прославлял природу в качестве
наставницы человека. “Опыты” Монтеня были направлены против схоластики и
догматизма, утверждали идеи рационализма; эта работа оказала значительное
воздействие на последующее развитие западноевропейской мысли.
В период Возрождения пробудился интерес к искусству Древней Греции и
Рима, что побудило Европу на перемены, которые ознаменовали конец
средневековья и начало нового времени. Этот период был не только временем
“оживления” античного прошлого, это было время открытий и исследований,
время новых идей. Классические примеры вдохновляли новое мышление, особое
внимание уделялось человеческой личности, развитию и проявлению
способностей, а не их ограниченности, что было характерно для
средневековья. Обучение и научные исследования больше не были исключительно
делом церкви. Возникли новые школы и университеты, проводились естественно-
научные и медицинские эксперименты. Художники и скульпторы стремились в
своем творчестве к естественности, к реалистичному воссозданию мира и
человека. Изучались классические статуи и анатомия человека. Художники
начали использовать перспективу, отказавшись от плоскостного изображения.
Объектами искусства стали человеческое тело, классические и современные
сюжеты, а также религиозные темы. В Италии зарождались капиталистические
отношения, и дипломатия стала использоваться как инструмент в отношениях
между городами-государствами. Научные и технические открытия, такие, как
изобретение книгопечатания, способствовали распространению новых идей.
Постепенно новые идеи овладели всей Европой.
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. ТИТАНЫ РЕНЕССАНСА.
Список используемой литературы:
С.М.Стам. Корифеи Возрождения. Саратов, 1991
Лев Любимов. Искусство Западной Европы. Москва “Просвещение”, 1996
Культурология. История мировой культуры. Под редакцией профессора
А.Н.Марковой. Москва, “Культура и спорт”. Издат. Объединение “ЮНИТИ”, 1995
г.
Д.Чизхолм. Мировая история в датах. Москва, “Росмэн”, 1994 г.
-----------------------
[1] XIV, XV, XVI вв. часть обозначаются в истории итальянского искусства
итальянскими терминами “треченто” (т.е. 300-е годы), “кватроченто” (т.е.
400-е годы) и “чинквеченто” (т.е. 500-е годы).
[2] Конец кватроченто знаменует переход от Раннего Возрождения к Высокому
Возрождению.
[3] Лессировать - наносить тонкий слой прозрачной краски, через который
просвечивают нижние слои.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12