Эпоха возрождения, титаны ренессанса

некоторых итальянских гуманистов, в частности, Джованни Боккаччо.

Запрещенные книги сжигались, такая же участь вполне могла постигнуть и их

авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих свои взгляды и не

желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые

мыслители и ученые погибли на костре. Так, в 1600 г. в Риме на площади

Цветов был сожжен великий Джордано Бруно (1540-1600), автор знаменитого

сочинения “О бесконечности, Вселенной и мирах”.

Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей

гуманизма, стремясь усвоить лишь “манеру” великих деятелей Возрождения.

Наиболее крупными художниками, работающими в стиле маньеризма, были

Понтормо (1494-1557), Бронзино (1503-1572), скульптор Челлини (1500-1573).

Их произведения отличались усложненностью и напряженностью образов. В то же

время некоторые художники продолжают развивать реалистическую традицию в

живописи: Веронензе (1528-1588), Тинторетто (1518-1594), Караваджо (1573-

1610), братья Караччи. Творчество некоторых из них, например Караваджо,

оказало большое влияние на развитие живописи не только в Италии, но и

Франции, Испании, Фландрии, Голландии. Взаимопроникновение культур

становилось все более глубоким, так формировалась общеевропейская культура,

общеевропейская цивилизация.

Гуманистическое движение было общеевропейским явлением: в XV в.

гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем

западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в

становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих

лидеров.

В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в.,

оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивную

интеллигенцию.

Выдающимся представителем немецкой гуманистической литературы был

Иоганн Рейхлин (1455-1522), стремившийся показать божественное в самом

человеке. Он автор знаменитого сатирического произведения “Письма темных

людей”, в котором выведена вереница невежественных, темных людей -

магистров и бакалавров, имеющих, между прочим, ученые степени.

Возрождение в Германии неразрывно связано с явлением Реформации -

движением за реформу католической церкви, за создание “дешевой церкви” без

поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких

неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства.

Возглавлял движение за Реформацию в Германии Мартин Лютер (1483-1546),

доктор богословия и монах августинского монастыря. Он считал, что вера есть

внутреннее состояние человека, что спасение человеку даруется

непосредственно от Бога, и что прийти к Богу можно и без посредничества

католического духовенства. Лютер и его сторонники отказались вернуться в

лоно католической церкви и выразили протест на требование отречься от своих

взглядов, положив начало протестанскому направлению в христианстве. Мартин

Лютер первым перевел на немецкий язык Библию, что в значительной степени

способствовало успеху Реформации.

Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественных подъем и рост

национальной культуры. Замечательного расцвета достигло изобразительное

искусство. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт

Дюрер (1471-1528), художники Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), Лукас

Кранах Старший (1472-1553).

Заметного подъема достигла немецкая литература. Крупнейшими немецкими

поэтами эпохи Реформации были Ганс Сакс (1494-1576), написавший множество

назидательных басен, песен, драматических произведений, и Иоганн Фишарт

(1546-1590) - автор остросатирических работ, последний представитель

немецкого Возрождения.

Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидерландах был Эразм

Роттердамский (1496-1536). Значение произведений великого гуманиста и

просветителя, в том числе его знаменитой “Похвалы глупости”, для воспитания

свободомыслия, критического отношения к схоластике, суеверию поистине

неоценимо. Сатирические произведения его получили широчайшую известность в

Германии, Франции, Испании, Англии. Превосходные по форме, глубокие по

содержанию, они вот уже не одно столетие находят своего читателя.

Одним из предтечей и основоположником либерализма можно считать Дирка

Коорнхерта, выразителя идей свободы, веротерпимости и космополитизма. К

этому же времени относится творчество Филиппа Альдохонде, автора

национального гимна Нидерландов, художников Питера Брейгеля (1525-1569),

Франса Халса (1580-1660). Особенностью культурной жизни Нидерландов были

риторические общества, которые организовывались не только в городах, но и в

селах и даже небольших деревнях. Члены этих обществ (а войти в их состав

мог любой человек) соревновались в сочинении стихов, песен, пьес,

рассказов. Риторические общества способствовали распространению образования

в обществе, повышению его культурного уровня.

В Англии средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет,

где работали передовые ученые того времени - Гросин, Линакр, Колет.

Развитие гуманистических воззрений в сфере социальной философии связано с

именем Томаса Мора (1478-1535), автора “Утопии”, представившего на суд

читателя идеальное, по его мнению, человеческое общество: в нем все равны,

нет частной собственности, и золото не является ценностью - из него делают

цепи для преступников. Наиболее известными авторами были Филипп Сидни (1554-

1586), Эдмунд Спенсер (1552-1599).

Величайшей фигурой английского Возрождения был Вильям Шекспир (1564-

1616), создатель всемирно известных трагедий “Гамлет”, “Король Лир”,

“Отелло”, исторических пьес “Генрих VI”, “Ричард III”, сонетов. Шекспир был

драматургом в лондонском театре “Глобус”, который пользовался большой

популярностью у населения. Английские театры того времени посещали люди

всех сословий - аристократы, чиновники, купцы, клерки, крестьяне, рабочие,

ремесленники, матросы. Подъем театрального искусства, его общедоступный и

демократический характер способствовали развитию демократических структур в

английском обществе.

Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в

других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против

католицизма и католической церкви. Широкое распространение получили

рыцарские романы, а также плутовские романы. В этом жанре впервые выступил

Фернандо де Рохас, автор извесной трагикомедии “Селестина” (написана ок.

1492-1497). Эту линию продолжил и развил великий испанский писатель Мигель

де Сервантес (1547-1616), автор бессмертного “Дон-Кихота”, писатель-сатирик

Франсиско де Кеведо (1580-1645), создавший знаменитый роман “История жизни

пройдохи).

Основоположник испанской национальной драмы - великий Лопе де Вега

(1562-1635), автор более чем 1800 литературных произведений, в том числе

таких, как “Собака на сене”, “Учитель танцев”.

Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в ней

занимает Эль Греко (1541-1614) и Диего Веласкес (1599-1660), чье творчество

оказало огромное влияние на развитие живописи на только в Испании, но и

других странах.

Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только в

начале XVI в. Выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа

Рабле (1494-1553), написавший сатирический роман “Гаргантюа и Пантагрюэль”.

В 40-е гг. XVI в. во Франции возникает литературное направление, вошедшее в

историю под названием “Плеяды”. Возглавляли это направление знаменитые

поэты Пьер де Ронсар (1524-1585) и Жоакен дю Белле (1522-1566). Другими

известными поэтами французского возрождения были Агриппа д’Орбинье (1552-

1630) и Луиза Лабе (1525-1565).

Важнейшей темой в поэзии эпохи Возрождения было воспевание любви.

Показательны в этом плане сонеты Пьера Ронсара, прозванного “принцем

поэтов”, оказавшего очень сильное влияние на развитие французской поэзии в

целом.

Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де

Монтень (1533-1592). Основное его произведение - “Опыты”, представляло

собой размышление на философские, исторические, этические темы. Монтень

доказывал важность опытного знания, прославлял природу в качестве

наставницы человека. “Опыты” Монтеня были направлены против схоластики и

догматизма, утверждали идеи рационализма; эта работа оказала значительное

воздействие на последующее развитие западноевропейской мысли.

В период Возрождения пробудился интерес к искусству Древней Греции и

Рима, что побудило Европу на перемены, которые ознаменовали конец

средневековья и начало нового времени. Этот период был не только временем

“оживления” античного прошлого, это было время открытий и исследований,

время новых идей. Классические примеры вдохновляли новое мышление, особое

внимание уделялось человеческой личности, развитию и проявлению

способностей, а не их ограниченности, что было характерно для

средневековья. Обучение и научные исследования больше не были исключительно

делом церкви. Возникли новые школы и университеты, проводились естественно-

научные и медицинские эксперименты. Художники и скульпторы стремились в

своем творчестве к естественности, к реалистичному воссозданию мира и

человека. Изучались классические статуи и анатомия человека. Художники

начали использовать перспективу, отказавшись от плоскостного изображения.

Объектами искусства стали человеческое тело, классические и современные

сюжеты, а также религиозные темы. В Италии зарождались капиталистические

отношения, и дипломатия стала использоваться как инструмент в отношениях

между городами-государствами. Научные и технические открытия, такие, как

изобретение книгопечатания, способствовали распространению новых идей.

Постепенно новые идеи овладели всей Европой.

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. ТИТАНЫ РЕНЕССАНСА.

Список используемой литературы:

С.М.Стам. Корифеи Возрождения. Саратов, 1991

Лев Любимов. Искусство Западной Европы. Москва “Просвещение”, 1996

Культурология. История мировой культуры. Под редакцией профессора

А.Н.Марковой. Москва, “Культура и спорт”. Издат. Объединение “ЮНИТИ”, 1995

г.

Д.Чизхолм. Мировая история в датах. Москва, “Росмэн”, 1994 г.

-----------------------

[1] XIV, XV, XVI вв. часть обозначаются в истории итальянского искусства

итальянскими терминами “треченто” (т.е. 300-е годы), “кватроченто” (т.е.

400-е годы) и “чинквеченто” (т.е. 500-е годы).

[2] Конец кватроченто знаменует переход от Раннего Возрождения к Высокому

Возрождению.

[3] Лессировать - наносить тонкий слой прозрачной краски, через который

просвечивают нижние слои.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать