Эпоха возрождения, титаны ренессанса

“часть жизни” - с самой частью города. Прелестные медальоны из покрытой

глазурью обожженной глины с изображениями спеленатых новорожденных украшают

небольшие тимпаны, красочно оживляя всю архитектурную композицию.

Стройно расчленены в своих могучих горизонтальных фасадах, без башен и

арочных взлетов, величавы, статны и картинны флорентийские дворцы: палаццо

Питти, палаццо Рикарди, палаццо Ручеллаи, палаццо Строцци и чудесный

центральнокупольный храм Мадонны делле Карчели в Прато. Все это знаменитые

памятники архитектуры Раннего Возрождения.

Добавим два слова еще об одном живописном жанре, процветавшем во

Флоренции XV в. Это нарядные сундуки или ларцы (кассоне), в которых

хранились излюбленные вещи, платья, в частности приданое девушек. Вместе с

резьбой их покрывали живописью, подчас очень изящной, дающей яркое

представление о модах той поры, иногда со сценами, заимствованными из

классической мифологии.

У истоков Возрождения (Раннего Возрождения) в Италии стоял великий

Данте Алигьери (1265-1321), автор “Комедии”, которую потомки, выражая свое

восхищение, назвали “Божественная комедия”. Данте взял привычный для

Средневековья сюжет и сумел силой своего воображения провести читателя по

всем кругам Ада, Чистилища и Рая; некоторые простодушные его современники

полагали, что Данте действительно побывал на том свете.

“Божественная комедия” состоит из трех частей: “Ад”,

“Чистилище”, “Рай”. В Аду, глубоко под землей, терзаются вечной

болью грешники - убийцы, самоубийцы, предатели, насильники,

испытывающие вечные душевные и физические муки. Обитатели

Чистилища, горы-острова - мудрые и уравновешенные. Это

праведные язычники, не знающие Христа, все добрые люди,

поклоняющиеся лжебогам. Попавших сюда ждут долгие и мучительные

раздумья о Боге, справедливости и неотвратимости возмездия за

грехи; здесь, в Чистилище, пытаются постичь высшую

целесообразность мироздания. Лучший уголок Чистилища - на

вершине горы. Это Земной Рай. Души многих способны очиститься

от грехов, искупить их раскаянием, подняться до Земного Рая и

даже взлететь в небеса, в Рай настоящий, небесный. В Небесном

Раю “Слава того, кто всей Вселенной движет, проникновенно сияя,

струится”. Данте описывает, как он вместе с Беатриче посетил

Небесный Рай, беседовал там с праведниками. На Луне обитают

души монахинь, похищенных из монастырей и насильно выданных

замуж, не по своей вине и волен не сдержавших обета

девственности. Это духи Луны. На Меркурии - второй райской

сфере - обитают души-светы честолюбивых деятелей, жизнь которых

была праведной. Третье небо - Венера - пристанище для

любвеобильных праведников. Солнце населяют сияющие души

богословов, мудрецов, философов. На Марсе собираются души

воителей за веру. Юпитер - место, где витают души справедливых.

К Сатурну стремятся души созерцателей-праведников. Следующей,

восьмой райской сферой, является “Гнездо Леды” в Созвездии

Близнецов, здесь находят приют души великих праведников. В этом

же созвездии Близнецов находится и высшая, девятая, сфера Рая -

Эмпирей. Центр ее - крохотная и ослепительно яркая точка,

вокруг которой вращаются остальные восемь райских кругов. Сюда

попадают души младенцев, блаженных, отсюда исходит верховный и

самый ослепительный Вечный Свет, помогающий обрести высшее

знание и истину. Это “Любовь, что движет солнца и светила”.

Данте, Франческо Петрарка (1304-1374) и Джованни Боккаччо (1313-1375)

- знаменитые поэты Возрождения, были создателями итальянского литературного

языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в

Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой

литературы.

Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть

мадонны Лауры. Примером их может служить сонет № 215 из “Книги Песен”.

При благородстве крови - скромность эта,

Блестящий ум - и сердце простота,

При замкнутости внешней - теплота,

И зрелый плод - от молодого цвета,

- Да, к ней была щедра ее планета,

Вернее - царь светил, и высота ее достоинств,

Каждая черта

Сломили бы великого поэта.

В ней сочетал Господь любовь и честь,

Очарованьем наделя под стать

Природой красоте - очам на радость.

И что-то у нее во взоре есть,

Что в полночь день сиять заставит, засиять,

Даст горечь меду и полыни - сладость.

Последователем Петрарки был Боккаччо, автор “Декамерона” - собрания

реалистических новелл, объединенных общим гуманистическим идеалом и

представляющих единое целое.

Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты

человека. Итальянская живопись, которая на время становится ведущим видом

искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Живопись Раннего

Возрождения представлена творчеством Боттичелли (1445-1510), создавшего

произведения на религиозные и мифологические сюжеты, в том числе картины

“Весна” и “Рождение Венеры”, а также Джотто (1266-1337), освободившего

итальянскую фресковую живопись от влияния византийской.

ДЖОТТО

Треченто[1] - это еще не Возрождение, это Предвозрождение, или

Проторенессанс. Причем можно сказать, что проторенессансные веяния

появились в итальянской культуре и в общем мироощущении уже в XIII в., а

иногда даже и XII и XI вв. Уже Предвозрождение подняло девиз подражания

природе. Именно за это гуманисты горячо хвалили Джотто. Флорентиец Джотто -

первый по времени среди титанов великой эпохи итальянского искусства. Он

был прежде всего живописцем, но также ваятелем и зодчим. Есть сведения, что

он был дурен собой и славился острословием. Огромно было впечатление,

произведенное на современников творениями Джотто. Петрарка писал, что перед

образами Джотто испытываешь восторг, доходящий до оцепенения. А сто лет

спустя прославленный флорентийский ваятель Гиберти так отзывался о нем:

“Джотто видел в искусстве то, что другим было недоступно. Он принес

естественное искусство... Он явился изобретателем и открывателем великой

науки, которая была погребена около шестисот лет”.

“Естественное искусство”, ибо оно основано на изображении окружающего

нас мира таким, каким его видит наш глаз.

Здесь начинался отрыв от средневекового, религиозного искусства. Там

высшим совершенством полагался всемирный и сверхчувствительный бог, и

только к нему, как к единственно реальному идеалу, должно было устремляться

искусство. Все земное, природное объявлялось обманчивым, призрачным,

недостойным любования: ведь оно отвлекало от созерцания незримого - бога.

Однако сверхчувственное изобразить и восприять невозможно, а потому, чтобы

изобразить бога, ангелов и святых, приходилось прибегать к изображению

людей, и в какой-то степени, элементов природы. Но эти изображения не

должны были иметь самостоятельного эстетического значения, а лишь служить

намеками, символами “небесного”, божественного. Зримое допускалось лишь для

того, чтобы обращать помыслы людей к незримому.

Начиная с Джотто, природа и человек сами становились объектом

любования, в них стали искать (и находили!) красоту и духовное богатство.

Мир словно заново раскрывался перед людьми. Внимание, интерес, любовь

художников все больше сосредоточивались на человеке и на всем том, что его

окружает. В этом были сила и заслуга Раннего Возрождения, его великое

философско-художественное открытие: порыв к человеку и природе как к сфере

красоты и добра означал перенесение эстетического и этического центра

тяжести из горней, мнимой, сверхнатуральной сферы в мир земной, реальный,

человеческий.

Но здесь же таилась и его слабость. Восхищенное открывшимся перед ним

миром искусство не могло не увлечься его “пестрым убранством” и легко

сбивалось на путь мелочного натурализма. Многие художники не выдержали

искуса и оставили потомкам картины, где есть и цветистые кавалькады, и

мастерски изображенные мухи, сидящие на исписанном листке бумаги, но где

человек изображен мелко, невыразительно, - он затерялся в этой праздничной

или бытовой мишуре.

Однако искусство Раннего Возрождения при всей своей ограниченности

отнюдь не было однозначно натуралистическим, самопонятно простым. Оно было

сложным, противоречивым, и эта внутренняя противоречивость вела его вперед.

Как ни странно на первый взгляд, в искусстве Раннего Возрождения, наряду с

мелочной детализацией, с самого же начала намечается другая, синтезирующая

тенденция: неразрывно связанная с созданием обобщенного, монументального и

героического образа совершенного человека.

Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло

(1386-1466), автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые

вновь после античности представившего в скульптуре обнаженное тело.

Крупнейший архитектор Раннего Возрождения - Брунеллески (1377-1446). Он

стремился сочетать элементы древнеримского и готического стилей, строил

храмы, дворцы, капеллы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать