Эрмитаж

геммы, как античные, так и нового времени. По заказам Екатерины II работают

крупнейшие мастера Западной Европы, в частности английские резчики братья

Браун. В результате заказов и покупок в Эрмитаже сложилось уникальное

собрание их работ, насчитывающее около двухсот резных камней – почти

половину их творческого наследия.

В 1770-х годах в Эрмитаже начали появляться нумизматические, а в 1780-

х годах – минералогические экспонаты.

Среди ценных материалов, собранных в Эрмитаже во второй половине XVIII

века, были и книги. В 1779 году была куплена библиотека Вольтера, ставшая

одной из самых знаменитых и недоступных достопримечательностей Эрмитажа. В

1785 году в Эрмитаж прибывает библиотека Дидро, купленная Екатериной II еще

в 1765 году при жизни философа. «Великая мастерица создавать сама себе

славу Екатерина, узнав о денежных затруднениях Дидро, купила его

библиотеку, оставила ее в пожизненном владении философа и назначила его

библиотекарем с выплатой ему жалованья за 50 лет вперед»[4]

Помимо картин и книг, эстампы, монеты и медали, мебель, фарфор,

серебро, табакерки, часы, минералы и многие другие высокохудожественные

изделия заполняли залы Эрмитажа. Все новые поступления размещались в

основном в залах Малого Эрмитажа, в галереях, где и без того уже было

тесно. Быстрый рост коллекций требовал дальнейшего расширения выставочных

помещений. В 1771-1787 годах по проекту архитектора Ю.М. Фельтена

возводится здание Большого Эрмитажа (которое позже стало называться Старым

Эрмитажем). На втором и частично третьем этажах этого здания разместились

коллекции. Сооружение отличается строгой простотой и монументальностью и

представляет собой образец «безордерного» классического здания конца XVIII

века.

По другую сторону Зимней канавки на месте Зимнего дворца Петра I в

1783-1787 годах выстроен Эрмитажный театр. Его творцом является архитектор

Джакомо Кваренги. Фасад Эрмитажного театра выдержан в духе строгого

русского классицизма конца XVIII века.

В первое время здесь ставились спектакли для императорской семьи.

Позже, в XIX и XX веках, на подмостках этого театра выступали многие

крупные мастера русской сцены. Сейчас в Эрмитажном театре работает лекторий

музея.

С начала XIX века в Эрмитаж начинают систематически поступать картины

русских живописцев, с 1825 года существует специальная экспозиция русского

искусства. Впоследствии эти фонды были переданы в Русский музей, основанный

в 1895 году.

В годы французской революции и в период последовавших за ней бурных

международных событий и наполеоновских войн систематический рост коллекций

Эрмитажа на некоторое время приостановился. После заключения Парижского

мира вновь предпринимаются шаги к увеличению музейного собрания, однако в

целом собирательство идет уже не в столь широком масштабе, как в

предшествующем столетии.

В 1814 году было сделано первое крупное приобретение XIX века – 38

картин галереи Мальмезонского дворца, принадлежавших первой жене Наполеона,

императрице Жозефине Богарне. Среди полотен были «Снятие с креста» Рубенса

и одноименное произведение Рембрандта, такие известные картины как «Ферма»

Поттера, «Утро», «Полдень», «Вечер» и «Ночь» Клода Лоррена и др.

В 1814 году в Амстердаме были приобретены полотна из коллекции

английского банкира Кузвельта, фактически положившие начало собранию

испанской живописи в Эрмитаже. Еще несколько полотен испанских художников

поступают в 1831 и 1834 году.

Отзвуком героических побед в Отечественной войне 1812 года явилось

создание в 1819-1826 годах Военной галереи Зимнего дворца, на стенах

которой были помещены 332 портрета военачальников, исполненных кистью

англичанина Дж. Доу и двух его русских помощников – А.В Полякова и В.А.

Голике.

С начала XIX века, очень медленно, Эрмитаж обретает самые начальные,

еще непрочные формы музейной организации. Создается несколько отделений,

вверенных хранителям. Но при этом Эрмитаж по-прежнему остается чисто

дворцовым музеем, находящимся в ведении придворной конторы.

Неудовлетворенность положения, в котором находился Эрмитаж, особенно

ощущалась по сравнению с европейскими музеями. Некоторые из них уже были

открыты для публики: Лувр, Дрезденская галерея, Прадо. Необходимость

реорганизации Эрмитажа, превращения его в публичный музей для России

становилась все более очевидной.

Необходимо было построить специальное музейное помещение. В 1839 году

архитекторы В.П. Стасов и Н.Е. Ефимов приступают к возведению Нового

Эрмитажа. Масштаб залов, конструкция перекрытий с особыми застекленными

окнами на потолке, одноцветная, равномерная окраска плоских стен, удобных

для развешивания больших картин, - все создавалось с учетом специфических

требований музея.

В 1852 году состоялось открытие публичного музея, т.е. музея,

доступного для публики. Тем не менее, еще долгое время выдавалось крайне

мало входных билетов, и продолжали существовать разного рода

ограничительные правила. Учет посетителей был строжайший.

Лишь в 1863 году был открыт свободный доступ в музей. С этого времени

посещаемость стала быстро расти, и достигла в канун первой мировой войны

внушительной по тем временам цифры – 180 000 человек в год.

Во второй половине XIX – начале XX века собрание Эрмитажа значительно

пополнилось не только за счет покупок за рубежом, но и благодаря

поступлению отечественных коллекций, а также материалов раскопок, которые

проводились под наблюдением Археологической комиссии, созданной в 1859

году. Некоторые приобретения имели для музея особо важное значение. Так,

коллекция маркиза Кампана, поступившая в 1866 году, содержала ценные и

разнообразные памятники античного искусства (скульптуры и керамики, и в том

числе знаменитая «царица ваз», статуи Августа, Юпитера и т.п.)

Значительно пополнили коллекции Эрмитажа собрание

А.П. Базилевского, купленное в Париже в 1884-85 г. (памятники византийской

культуры, первоклассные произведения прикладного искусства и др.), картины

из галереи дворца Барбариго в Венеции, купленные в 1850 году, собрание

французского маршала Сульто (1852г.), которое принесло шесть картин Тициана

из восьми, которыми располагает ныне музей.

Покупка в 1866 году в Милане «Мадонны Литта» Леонардо да Винчи, а в

1870 году в Перудже «Мадонны Контестабиле» Рафаэля и, наконец, в 1912 году

в Петербурге «Мадонны Бенуа» Леонардо да Винчи восполнили существовавший

пробел в показе творчества великих мастеров итальянского Возрождения.

Передача в 1885 году коллекции Царскосельского арсенала обогатила

Эрмитаж великолепными образцами западноевропейского и восточного оружия,

многие из которых уникальны.

Совершенно особое место в истории Эрмитажа занимает купленное в 1910

году у знаменитого русского графа П.П. Семенова-Тян-Шанского собрание

картин голландской и фламандской школ. Составлявшееся в течение полувека,

оно насчитывало около семисот работ. Крайне важно, что ученый собрал свою

коллекцию именно для Эрмитажа, отказываясь от более выгодных предложений.

Работы в этой коллекции были не всегда первоклассные, но принадлежащие

кисти самых разных и порою редких, не представленных ныне даже в музеях

самой Голландии мастеров.

Важную роль в пополнении коллекции в начале XX сыграли дары. Среди них

выделяются «Похищение сабинянок» Тьеполо, поступившее в 1910 году от С.М.

Волконского, картина «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко, отданная музею в

1911 году П.П. Дурново. Подаренная в августе 1917 года академиком И.И.

Толстым коллекция русских монет и медалей увеличила уже имевшиеся собрания

почти в 4 раза.

Большую ценность представили переданные в 1911 году по завещанию из

коллекции Г.С. Строганова в Риме «Мадонна» Симона Мартини и из собрания

П.С. Строганова в Петербурге «Поклонение младенцу Христа» Филиппино Липпи.

Перед началом первой империалистической войны в Эрмитаже насчитывалось

уже 673 000 экспонатов.

Во время войны связи с военными действиями коллекции были временно

эвакуированы в Москву и Эрмитаж закрыт. Возобновил он свою работу уже в

1919-21 году как советский музей. Музею, располагавшемуся в

предреволюционном году в одном здании Нового Эрмитажа, были переданы

помещения Старого и Малого Эрмитажей. С 1922 года музей постепенно занимает

все большее количество залов Зимнего дворца, и, наконец, после

Отечественной войны все здание целиком.

В 1920-х годах значительное количество памятников пришло из

национализированных царских дворцов – Зимнего, Аничкова, Мраморного и

других. Немаловажны были поступления и из пригородных дворцов, в которых к

началу ХХ века скопилось значительное количество картин, в том числе ранее

входивших в состав Эрмитажа. Так, из Гатчинского дворца в музей вернулась

серия видов Дрездена работы Белотто и «Бегство в Египет» Тициана. Оттуда же

Эрмитаж получил прекрасный «Пейзаж» Гварди, картины Маньяско, Батони и

других итальянских художников XVIII века, полотно школы Рубенса «Сусанна и

старцы». Из Мраморного дворца поступило известное поступление Сурбарана

«Распятие». Голландская коллекция пополнилась работами XIX века,

находившимися в Аничковом дворце.

Тогда же в Эрмитаж были переданы художественные сокровища из

национализированных частных коллекций и собраний. Целиком или частично в

Эрмитаж поступили исключительно ценные собрания аристократических домов

Олив, Мятлевых, Воронцовых-Дашковых, Паскевича, Мусиной-Пушкиной,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать