Эрмитаж

Горчаковых, Гагариных и других.

Весьма существенными для роста музея оказались передачи из различных

институтов, обществ и комиссий. Так, из музея Общества поощрения художников

были получены западноевропейские ткани и вышивки, немецкая и нидерландская

деревянная скульптура, французская и итальянская бронза. Материалы,

частично возвращенные в 1931 году Советскому правительству Русским

археологическим институтом в Константинополе, влились в античные и

восточные коллекции музея. Оттуда же пришли превосходные памятники Византии

и древней Пальмиры. Передачи Академии наук, Ленинградского университета,

Археологического общества и многих других учреждений преумножили

нумизматические коллекции Эрмитажа.

В состав Эрмитажа вошел также и целый ряд первоклассных личных

собраний деятелей русской науки и искусства: выдающегося египтолога Б.А.

Тураева, ученого-археолога Н.И. Веселовского, собирателя среднеазиатских

памятников Б.Н. Кастальского, многолетнего руководителя Археологической

комиссии А.А. Бобринского. В Античный зал Эрмитажа поступили от академика

живописи

М.П. Боткина замечательные расписные вазы, от коллекционера

А.И. Нелидова ювелирные изделия, от профессора античной филологии и ученого-

нумизмата И.И. Толстого бронзы, терракоты, стекло. Раздел графики

пополнился почти 4300 листами, завещанными художником и сотрудником

Эрмитажа С.П. Яремичем.

Большую ценность представили многочисленные передачи из других музеев

страны. Среди важнейших были картины знаменитой Кушелевской галереи, в 1862

году поступившей по завещанию ее владельца, графа Н.А. Кушелева-Безбородко,

в Музей академии художеств и в 1922 году переведенной в Эрмитаж. Из Музея

Академии художеств Эрмитаж получил и большое количество (около пятнадцати

тысяч) рисунков и гравюр, а также часть скульптурного собрания этого музея.

Богатейшими коллекциями пополнился Эрмитаж в разные сроки из Музея

художественно-промышленного училища Штиглица. Здесь были первоклассные

произведения западного и восточного прикладного искусства, в частности

иранские и турецкие ковры и ткани, изразцы и керамика, многочисленные

бронзовые изделия, отдельные памятники византийского искусства,

иллюминированные рукописные книги, около девяти тысяч рисунков, свыше

пятидесяти тысяч графических листов, касающихся прикладного искусства, и

многое другое.

В 1933 году Эрмитаж получил из Русского музея ценнейшие

археологические материалы, доставленные экспедициями русского

путешественника П.К. Козлова из древнего тангутского города Хара-Хото в

1909 и 1926 годах. Его всемирно известные находки 1924-1925 годов из

гуннских могильников в горах Ноин-Улы (Монголия) поступили в 1934 году.

Тогда же Музей антропологии и этнографии Академии наук передает

Эрмитажу интереснейшие памятники буддийского искусства – лёссовую

скульптуру и части стенных росписей средневековых пещерных храмов

Синьцзяна, привезенные экспедициями академика С.Ф. Ольденбурга в начале ХХ

столетия.

Из бывшего Азиатского музея приходит знаменитая коллекция восточных

монет, на основе которой в свое время была составлена классификация монет

Востока, принятая во всем мире.

Передачи из различных музеев страны продолжались и в последующие годы.

С 1934 года музей возглавил выдающийся востоковед, академик И.А.

Орбели – руководитель Отдела Востока. Он стал директором Эрмитажа в период

разработки нового профиля музея и в трудные военные годы. В это время

Эрмитаж превратился в один из крупнейших в мире музеев истории культуры и

искусства.

Один за другим создаются новые отделы Эрмитажа.

Еще в 1920 году был образован Отдел Востока, скоро превратившийся в

значительный центр советской востоковедческой науки.

В 1931 году возникает Отдел истории первобытной культуры, хранящий

материалы древнейшего исторического прошлого территории Советского Союза.

Наконец, в апреле 1941 года был сформирован Отдел истории русской

культуры, начавший развиваться фактически уже в послевоенное время.

Нельзя обойти вниманием подвиг Эрмитажа во время Великой Отечественной

войны.

Нападение гитлеровской Германии прервало деятельность музея. В первые

же дни войны все ценности были тщательно упакованы и подготовлены к

эвакуации. 30 июня 1941 года на восток ушел первый эшелон с наиболее

ценными произведениями искусства. В глубокий тыл на Урал было отправлено

всего 1 117 000 экспонатов. Остальные, главным образом предметы убранства,

спустили в подвалы Зимнего дворца.

Фашистские воздушные бомбардировки и артиллерийский обстрел нанесли

зданиям Эрмитажа значительный урон. Были повреждены портик Нового Эрмитажа,

Гербовый и Николаевский залы и некоторые другие помещения. В окнах были

выбиты стекла, от сырости и холода пострадали росписи плафонов и стен,

лепка и позолота, наборные полы художественной работы.

Еще в период фашистской блокады Ленинграда разрабатывались планы

восстановления музея. И как только враг был отброшен от стен города,

начались реставрационные работы. На это не только были ассигнованы огромные

средства, но и выделены кадры высококвалифицированных мастеров различных

специальностей – лепщиков, позолотчиков, паркетчиков.

8 ноября 1945 года, после четырехлетнего перерыва, распахнулись двери

музея, для обозрения посетителей были открыты первые 65 залов.

Музей снова открыл свои гостеприимные двери для всех.

В Эрмитаже продолжают расширяться и формироваться залы и коллекции.

Так, картинная галерея преобразуется в Отдел западноевропейского искусства

– самый крупный в музее, в комплектовании, систематизации и изучении фондов

которого принимает участие большое число высококвалифицированных

специалистов. В фонды отдела вошли не только живопись, рисунки, гравюры, но

и скульптура и богатейшие коллекции всех видов прикладного искусства. Были

не только существенно расширены ранее сложившиеся разделы, но, что весьма

важно, восполнены имевшиеся пробелы собрания. Так, появились произведения

итальянских мастеров XIII-XIV веков, французских и нидерландских XV-XVI

столетий. Создается большая экспозиция французского искусства XIX-начала XX

века. Для роста этого раздела Эрмитажа особое значение имела передача, уже

в послевоенное время, более трехсот полотен, скульптуры и экспонатов из

московского музея новой западной живописи, в свое время сформированного на

основе богатейших коллекций картин импрессионистов и постимпрессионистов,

принадлежавших известным московским меценатам С. Щукину и М. Морозову. Это

приобретение выдвинуло эрмитажное собрание произведений искусства XIX-

первой половины ХХ века на одно из первых мест в мире.

Интенсивно увеличивались археологические коллекции музея.

Уникальные материалы пришли в Эрмитаж в результате раскопок

высокогорных курганов урочища Пазырык на Алтае, которые велись в 1929, 1947-

1949 годах.

В течение многих полевых сезонов на холме Кармир-Блур, близ Еревана,

проводились раскопки крепости Тейшебаини. Найденные памятники поступили в

Исторический музей Армении и в Эрмитаж. Находки сформировали в музее

отдельную экспозицию.

Археологические раскопки последних лет, ведущиеся близи Самарканда,

обогатили коллекции Эрмитажа редкостными стенными росписями и лёссовой

скульптурой средневекового Пенджикента.

Уникальные ткани и одежды были найдены в могильнике Мощевая Балка на

Кавказе.

Скульптура и предметы прикладного искусства, сосредоточившие за

последние годы Эрмитаж, позволили создать новый раздел собраний,

посвященный Индонезии, а купленные после выставки 1953 года современная

живопись, скульптура и графика преумножили коллекции индийского искусства.

Наибольшее значение для пополнения античных коллекций имеют

многолетние раскопки, которые регулярно велись археологическими

экспедициями Эрмитажа в древних центрах античной цивилизации в Северном

Причерноморье: на острове Березань, в Нимфее и Херсонесе. Скульптура,

надгробные стелы, сотни керамических изделий, подвески, перстни и другие

украшения, предметы ремесла и быта значительно расширили фонды,

характеризующие греческий и римский этапы культуры городов Причерноморья.

Комплектованию фондов и развертыванию экспозиций самого молодого в

музее Отдела истории русской культуры Эрмитаж, естественно, уделяет много

внимания. Работа здесь идет по нескольким направлениям.

Большую ценность представляет деятельность Псковской археологической

экспедиции. Среди предметов, поступивших в Эрмитаж в результате работы этой

экспедиции, следует отметить вислые свинцовые печати из архива XIV-XVI

веков и части плинф с клеймами мастеров и со знаками Рюриковичей.

Из Ленинградского отделения Института археологии в Эрмитаж поступили

материалы раскопок, проводившихся М.К. Каргером с 1957 по 1963 год на

территории древнего русского города Изяславля. Этот город-крепость, вторым

после Киева принявший на себя удар татаро-монгольского нашествия,

представляет самый богатый памятник-комплекс славяно-русской археологии.

Весьма важной являлась и является деятельность многочисленных

поисковых экспедиций Русского отдела на Урале, Севере, в средней полосе

России. Специалисты отдела закупают или получают в дар ценные произведения

главным образом народного искусства, среди которых – изделия из кости и

дерева, ткани, вышивки, костюмы. Можно считать удачей этих экспедиций также

поступление в музей икон XVII века, Евангелия 1606 года и Служебника 1770

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать