функцию брелока, и это предназначение диктовало мастерам компактную форму
без хрупких выступающих деталей, округлённую, приятную на ощупь. С этим
связан и выбор материала: не очень тяжёлого, прочного, состоящего из одного
куска. Самыми распространёнными материалами были разные породы дерева,
слоновая кость, керамика, лак и металл.
Живопись и графика
Японская живопись очень разнообразна не только по содержанию, но и по
формам: это настенные росписи, картины-ширмы, вертикальные и горизонтальные
свитки, исполнявшиеся на шёлке и бумаге, альбомные листы и веера.
О древней живописи можно судить лишь по упоминаниям в письменных
документах. Самые ранние из сохранившихся выдающихся произведений относятся
к периоду Хэйан (794..1185 годы). Это иллюстрации знаменитой «Повести о
принце Гэндзи» писательницы Мурасаки Сикибу. Иллюстрации были выполнены на
нескольких горизонтальных свитках и дополнены текстом. Их приписывают кисти
художника Фудзивара Такаёси (первая половина 12 века).
Характерной особенностью культуры той эпохи, созданной довольно узким
кругом аристократического сословия, был культ красоты, стремление найти во
всех проявлениях материальной и духовной жизни свойственное им очарование,
под час неуловимое и ускользающие. Живопись того времени, получившая в
последствии название ямато-э (в буквальном переводе японская живопись),
передавала не действие, а состояние души.
Когда пришли к власти суровые и мужественные представители военного
сословия, наступил закат культуры Хэйанской эпохи. В живописи на свитках
утвердилось повествовательное начало: это полные драматических эпизодов
легенды о чудесах, жизнеописания проповедников буддийской веры, сцены
сражений воинов.
В 14..15 веках под воздействием учения секты Дзэн с его особым вниманием к
природе начала развиваться пейзажная живопись (первоначально под влиянием
китайских образцов).
В течение полутора веков японские художники осваивали китайскую
художественную систему, сделав одноцветную пейзажную живопись достоянием
национального искусства. Её наивысший расцвет связан с именем выдающегося
мастера Тоё Ода (1420..1506), больше известного под псевдонимом Сэссю. В
своих пейзажах он, пользуясь одними лишь тончайшими оттенками чёрной туши,
сумел отразить всю многоцветность мира природы и её бесчисленных состояний:
насыщенную влагой атмосферу ранней весны, невидимый, но ощущаемый ветер и
холодный осенний дождь, неподвижную застылость зимы.
16 столетие открывает эпоху так называемого позднего Средневековья,
продолжавшегося три с половиной столетия. В это время получили
распространение настенные росписи, украшавшие дворцы правителей страны и
крупных феодалов. Одним из основоположников нового направления в живописи
был знаменитый мастер Кано Эйтоку, живший во второй половине 16 века.
Гравюра на дереве (ксилография), расцвет которой относится к 18..19 векам,
стало ещё одним видом изобразительного искусства Средневековья. Гравюру,
как и жанровую живопись, назвали укиё-э (картины повседневного мира). В
создании гравюры помимо художника, который создавал рисунок и писал своё
имя на готовом листе, участвовали резчик и печатник. Сначала гравюра была
однотонной, её раскрашивал от руки сам художник или покупатель. Затем
изобрели печать в два цвета, а в 1765 художник Судзуки Харунобу
(1725..1770) впервые применил многоцветную печать. Для этого резчик
накладывал на специально подготовленную доску продольного распила (из
древесины груши, вишни или японского самшита) кальку с рисунком и вырезал
необходимое количество печатных досок в зависимости от цветового решения
гравюры. Иногда их было больше 30и. После этого печатник, подбирая нужные
оттенки, на особой бумаге делал оттиски. Его мастерство состояло в том,
чтобы добиться точного совпадения контуров каждого цвета, получаемых с
разных деревянных досок.
Все гравюры подразделялись на две группы: театральные, на которых
изображали актёров японского классического театра Кабуки в различных ролях,
и бытописательные, посвященные изображению красавиц и сцен из их жизни.
Самым знаменитым мастером театральной гравюры был Тосюсяй Сяраку, который
крупным планом изображал лица актёров, подчёркивая особенности
исполнявшейся ими роли, характерные черты человека, перевоплотившегося в
персонаж пьесы: гнев, страх, жестокость, коварство.
В бытописательной гравюре прославились такие выдающиеся художники как
Судзуки Харунобу и Китагава Утамаро. Утамаро был создателем женских
образов, воплощавших национальный идеал красоты. Его героини как будто
застыли на мгновение и сейчас продолжат своё плавное грациозное движение.
Но эта пауза — наиболее выразительный момент, когда наклон головы, жест
руки, силуэт фигуры передают чувства, которым они живут.
Самым известным мастером гравюры был гениальный художник Кацусика Хокусай
(1776..1849). Творчество Хокусая основывается на многовековой живописной
культуре Японии. Хокусай исполнил более 30 000 рисунков и проиллюстрировал
около 500 книг. Будучи уже семидесятилетним стариком, Хокусай создал одно
из самых значительных произведений — серию «36 видов Фудзи», позволяющую
поставить его в один ряд с самыми выдающимися художниками мирового
искусства. Показывая гору Фудзи — национальный символ Японии — из разных
мест, Хокусай впервые раскрывает образ родины и образ народа в их единстве.
Художник увидел жизнь как единый процесс во всём многообразии её
проявлений, начиная от простых чувств человека, его повседневной
деятельности и заканчивая окружающей природой с её стихиями и красотой.
Творчество Хокусая, вобравшее в себя многовековой опыт искусства своего
народа, — последняя вершина в художественной культуре средневековой Японии,
её замечательный итог.
Глоссарий
- Гравюра — вид графики, в котором изображение является печатным оттиском
рисунка, нанесённого на доску из дерева, линолеума, металла, камня; само
изображение на дереве, линолеуме, картоне итп.
- Икэбана («живые цветы») — японское искусство составления букетов; сам
букет, составленный по принципам икэбаны.
- Кундо (Золотой Зал) — главный храм буддийского японского монастырского
комплекса; позднее стал называться Хондо.
- Каидзэма — в японской архитектуре массивная двускатная кровля
синтоистского храма; изготовлялась из соломы или коры кипариса, позже —
из черепицы.
- Ксилография — гравюра на дереве.
- Нґэцкэ — миниатюрная фигурка из слоновой кости, дерева или других
материалов; служила брелоком, с помощью которого к поясу прикреплялись
мелкие предметы (например, кошелёк); принадлежность японского
национального костюма.
- Пбгода — в буддийской архитектуре стран Дальнего Востока и Юго-Восточной
Азии многоярусная мемориальная башня-реликварий с нечётным (счастливым)
числом ярусов.
- Рґимпа — школа японской живописи 17..18 веков; тяготела к литературным
сюжетам прошлых веков; передавала лирические переживания героев.
- Реликварий — вместилище для хранения реликвий.
- Тянивб («чайный сад») — в архитектуре Японии сад, связанный с чайной
церемонией — тяною; составляет единый ансамбль с чайным павильоном —
тясицу.
- Тяноґю («чайная церемония») — в духовной жизни Японии философско-
эстетический ритуал единения людей, помогающий им выключиться из
житейской суеты.
- Укиё-э («картины повседневного мира») — школа японской живописи и
ксилографии 17..19 веков, отражающая быт и интересы городского населения;
наследовала традиции жанровой живописи 15..16 веков.
- Хбнива («глиняный круг») — древняя японская погребальная керамика;
названа по методу изготовления: вылепленные вручную глиняные кольца
накладывают одно на другое; период рассвета — 5..6 века.
- Ямато-ґэ («японская живопись») — в изобразительном искусстве Японии с
10..11 веков самостоятельное направление, противопоставленное китайской
живописи; воспроизводились сюжеты средневековых японских повестей,
романов и дневников; выразительно сочетались силуэты, яркие цветовые
пятна, вкрапления золотых и серебряных блёсток.
2. Искусство Китая
Живопись
Китайская картина
Китайская картина не является картиной в нашем понимании. У неё нет ни
тяжёлой золочёной рамы, ни даже тонкого багета, который бы ограничивал её
от плоскости стены, превращая в изолированный замкнутый мир. Да и зачем
нужна была китайской картине рама, если эта узкая и длинная полоса бумаги
или специально обработанного проклеенного шёлка с двумя валиками по краям
бережно хранились в специальных ящиках и развёртывалась только в редких
случаях для рассматривания. С древнейших времён, по всей видимости на
рубеже нашей эры, была выработана эта форма живописных свитков. В Китае,
где в помещениях не было прочных и массивных стен, как в Европе, а воздух в
комнатах во многом определялся климатом улицы, вывешивать картины, не
защищённые, как у нас, стеклом, было бы для них вредно. Вместе с тем
картина бала своего рода ревниво оберегаемой драгоценностью, которую не
принято было выставлять на всеобщее обозрение и которая коллекционерами
показывалась только узкому кругу ценителей.
Китайские свитки имеют две формы. Одна из них вертикальная, когда
развёрнутый и повышенный на стену свиток висит перпендикулярно к полу, и
другая горизонтальная, когда свиток постепенно развёртывается и по мере
рассматривания снова свертывается на столе. Вертикальные свитки обычно не