растения или животного словно в увеличительное стекло, бесконечно приближая
их к зрителю и в месте с тем воплощая подчас в этих маленьких сценах единую
и цельную картину природы.
В пейзажах «гор и вод» природа, напротив, словно отдалена от зрителя,
представляя перед ним как нечто титаническое и могучее. Всматриваясь в этот
пейзаж, человек себя чувствует себя бесконечно малой частью этого мира, и
всегда с тем безумная смелость и бескрайняя широта развёрнутых перед ним
просторов вызывает в нем восхищение и гордость. Сам мир китайской живописи
- это мир природы, с жизнью которой всеми нитями связан человек.
Китайские живописцы со временем выработали свою, непохожую на
европейскую, способов изображения. В китайском пейзаже самый дальний объект
расположен выше предыдущего. Поэтому китайский пейзаж он выглядит более
объёмно. А европейский пейзаж строится по принципам линейной перспективы,
т.е. дальность картины выражена уменьшением дальних объектов относительно
переднего плана. В китайском пейзаже на переднем плане размещены крупные
объекты: скалы, деревья иногда строения. Эти детали переднего планы
являлись, своего рода масштабными единицами. Дали почти не видно, она как
бы смазана, затянута дымкой.
Травинка, по которой ползёт букашка, или гусь, в камышах зовущий
подругу, - эти скромные изображения в китайской картине ни когда не
ощущаются как обычная будничная сцена. Зритель чувствует и воспринимает
подобные композиции как жизнь огромного мира, где каждый стебель является
выразителем великих и вечных законов бытия.
Архитектура
История развития китайского зодчества неразрывно связана с развитием
всех видов искусства Китая и особенно живописи. И архитектура и живопись
этой эпохи являлись как бы различными формами выражения общих идей и
представлений о мире, сложившихся ещё в глубокой древности. Однако в
архитектуре существовали ещё более давние правила и традиции, нежели в
живописи. Основные из них сохранили своё значение на протяжении всего
периода средневековья и образовали совершенно особый, непохожий на другие
страны торжественный и вместе с тем необычайно декоративный художественный
стиль, который отразил жизнерадостный и одновременно философский дух,
свойственный в целом искусству Китая. Китайские зодчий был таким же поэтом
и мыслителем, отличался тем же возвышенным и обострённым чувством природы,
что и живописец- пейзажист.
О том какие архитектурные замыслы сложились ещё в глубокой древности,
свидетельствует одно из самых старых, уцелевших до наших дней сооружение -
Великая китайская стена. Это великое произведение человеческих рук,
стоившееся с IV - III веков до н.э., является одним из самых
величественныхпамятником мирового зодчества. Выстроенная по северной
границе Китая для защиты страны от кочевников и прикрытия полей от песков
пустыни, стена первоночально простиралась на 750 км, затем, после
многовековых достроек она превысила 3000 км. Китайские зодчие строили стену
лишь только по самым крутым хребтам. Поэтому в некоторых местах стена
описывает настолько резкие повороты, что стены почти соприкасаются. Стена
имеет в ширину от 5 до 8 метров, а ввысоту от 5 до 10 метров. По
поверхности стены идут зубцы и дорога, по которой солдаты могли
передвигаться. По всему периметру проставылены башенки, через каждые 100 -
150 метров, для светового оповещения о приближении врага. Стена сначала
была собрана из утрамбованного леса и камыша, затем её облицевали серым
кирпичом.
Памятников древнего и раннего искусства до на дошло крайне мало.
Города состоявшие из лёгких деревянных построек, сгорали и разрушались,
пришедшие к власти правители уничтожали старые дворцы и возводили на их
места новые. В настоящее время трудно показать последовательную картину
развития архитектуры. Китайская дотанского времени. Значительно лучше
сохранились культовые сооружения - пагоды, строившиеся из кирпича и камня.
В спокойных и строгих кирпичных пагодах танского времени всё дышит
монументальной простотой. В них почти отсутствуют какие-либо архитектурные
украшения. Выступающие углы многочисленных крыш образуют прямые и чёткие
линии. Самой известной пагодой танского времени является Даяньта ( Большая
пагода диких гусей), выстроенная в пределах тогдашней столицы Чанъань
(современная Сиань) в 652 - 704 годах. Расположенная на фоне горной гряды,
словно составляющей всему городу обрамление, Даяньта видна на огромном
расстоянии и высится над всем окрестным ландшафтом. Тяжёлая и массивная,
напоминающая крепость в близи (её размеры: 25м. в основании и 60м. в
высоту). Погода благодаря гармонии и вытянутости пропорций издали
производит впечатление большой легкости. Квадратная в плане ( что
характерно для этого времени), Даяньта состоит из 7 равномерно суживающихся
к верху и повторяющих друг друга совершенно одинаковых ярусов и
соответственно уменьшающихся окон, расположенных по одному в центре каждого
яруса. Подобное расположение создаёт у зрителя, захваченного почти
математическим ритмом пропорций пагоды, иллюзию ещё большей её высоты.
Возвышенный духовный порыв и разум словно сочетались в благородной простоте
и ясности этого сооружения, в котором зодчий в простых, прямых линиях и
повторяющихся объёмах, так свободно устремлённых к верху сумел воплотить
величавый дух своего времени.
Далеко не все китайские пагоды подобны Даяньта. Более утончённые и
противоречивые вкусы сунского времени сказались тяготении к более
изысканным и лёгким формам. Сунские пагоды, обычно шестигранные и
восьмигранные, так же удивительно красивы. Они и поныне, располагаясь на
самых высоких точках, венчают своими стройными вершинами такие живописные,
тонущие в зелени и окружённые горами города, как Ханчжоу и Сучжоу. Очень
многообразные по своим формам и архитектурному орнаменту, они то покрыты
глазурованными плитами, то отделаны узором из кирпича и камня, то украшены
многочисленными изогнутыми крышами, отделяющими ярус от яруса. Нарядность и
стройность сочетаются в них с удивительной простотой и свободой форм. На
фоне яркой синевы южного неба и сочной зелени листвы эти огромные, сорока и
шестидесятиметровые светлые сооружения кажутся воплощением и символом
сияющей красоты окружающего мира.
Так же логическая ясность ощущается и в архитектуре китайских городов
и планировке городских ансамблей. Наибольшее количество деревянных
городских сооружений сохранилось до наших дней начиная с XV - XVII веков,
когда после изгнания монголов начиналось усиленное строительство и
востоновлению разрушенных городов. С этого времени столицей Китая
становится Пекин. Сохранивший и сей день многие из архитектурных памятников
древности. Кстати, Пекин - по- китайски Бэйцзин ( Северная столица) -
существует уже более 3000 лет. И не изменил планировки. В Пекине правильное
расположение улиц. В виде сетки. Техника симметрии в китайской планировки
города тоже присуща и не изменена со временем. Искусственно вырытые озёра
симметричны друг другу. Дома в Пекине выстроены фасадом на юг, а с севера
на юг идет магистраль, завершающаяся у северной границы города. Огромные
крепостные стены с могучими каменными надвратными башнями и воротами в виде
длинных туннелей замыкали город со всех сторон. Каждая пересекающая город
магистральная улица упиралась в подобные ворота, расположенные симметрично
друг против друга. Древнейшая часть Пекина называется «Внутренний
город»,она, в свою очередь, отделена от расположенного к югу «Внешнего
города» стеной и воротами. Однако общая магистраль связывала обе части
столицы. Все главные сооружения выстроены по этой прямой оси. Таким
образом, все огромное пространство столицы являлось объединённым,
организованным и подчинённым единому замыслу.
Основным сооружением Пекина, расположенного в центре « Внутреннего
города», является императорский дворец, замкнутый высокими стенами и
названный «Запретным городом». Широкие площади мощённые светлым кирпичом,
закованными в белый мрамор каналы, яркие и торжественные дворцовые здания
раскрывают своё сказочное великолепие перед взором тех, кто, пройдя рядом
массивных крепостных ворот, начиная от площади Тяньаньмынь, проникает в
пределы дворца. Весь ансамбль состоит из соединённых друг с другом
просторных площадей и дворов, окружённых разнообразными парадными
помещениями, представляя зрителю смену всё новых и новых впечатлений
нарастающих по мере его продвижения. Весь Запретный город, окружённый
садами и парками, .то целый лабиринт с бесчисленным количеством боковых
ответвлений, в котором узкие коридоры выводят в тихие солнечные дворы с
декоративными деревьями, где парадные здания сменяются в глубине жилыми
постройками и живописными беседками. По основной оси, пересекающей весь
Пекин, расположены в стройном порядке самые значительные постройки,
выделяющиеся среди остальных зданий Запретного города. Эти сооружения,
словно вознесённые над землёй высокими платформами из белого мрамора, с
резными пандусами и лестницами, составляют ведущую, торжественную анфиладу
комплекса. Ярким сочным лаком своих колон и двойными изогнутыми крышами из
золотистой обливной черепицы, силуэты которых повторяются и варьируются,
центральные павильоны образуют общую торжественную ритмическую гармонию
всего ансамбля. Главное здание дворца - Тайхэдянь - павильон высшей
гармонии, подобно всем дворцовым деревянным павильонам, чрезвычайно наряден