Искусство Китая и Японии

растения или животного словно в увеличительное стекло, бесконечно приближая

их к зрителю и в месте с тем воплощая подчас в этих маленьких сценах единую

и цельную картину природы.

В пейзажах «гор и вод» природа, напротив, словно отдалена от зрителя,

представляя перед ним как нечто титаническое и могучее. Всматриваясь в этот

пейзаж, человек себя чувствует себя бесконечно малой частью этого мира, и

всегда с тем безумная смелость и бескрайняя широта развёрнутых перед ним

просторов вызывает в нем восхищение и гордость. Сам мир китайской живописи

- это мир природы, с жизнью которой всеми нитями связан человек.

Китайские живописцы со временем выработали свою, непохожую на

европейскую, способов изображения. В китайском пейзаже самый дальний объект

расположен выше предыдущего. Поэтому китайский пейзаж он выглядит более

объёмно. А европейский пейзаж строится по принципам линейной перспективы,

т.е. дальность картины выражена уменьшением дальних объектов относительно

переднего плана. В китайском пейзаже на переднем плане размещены крупные

объекты: скалы, деревья иногда строения. Эти детали переднего планы

являлись, своего рода масштабными единицами. Дали почти не видно, она как

бы смазана, затянута дымкой.

Травинка, по которой ползёт букашка, или гусь, в камышах зовущий

подругу, - эти скромные изображения в китайской картине ни когда не

ощущаются как обычная будничная сцена. Зритель чувствует и воспринимает

подобные композиции как жизнь огромного мира, где каждый стебель является

выразителем великих и вечных законов бытия.

Архитектура

История развития китайского зодчества неразрывно связана с развитием

всех видов искусства Китая и особенно живописи. И архитектура и живопись

этой эпохи являлись как бы различными формами выражения общих идей и

представлений о мире, сложившихся ещё в глубокой древности. Однако в

архитектуре существовали ещё более давние правила и традиции, нежели в

живописи. Основные из них сохранили своё значение на протяжении всего

периода средневековья и образовали совершенно особый, непохожий на другие

страны торжественный и вместе с тем необычайно декоративный художественный

стиль, который отразил жизнерадостный и одновременно философский дух,

свойственный в целом искусству Китая. Китайские зодчий был таким же поэтом

и мыслителем, отличался тем же возвышенным и обострённым чувством природы,

что и живописец- пейзажист.

О том какие архитектурные замыслы сложились ещё в глубокой древности,

свидетельствует одно из самых старых, уцелевших до наших дней сооружение -

Великая китайская стена. Это великое произведение человеческих рук,

стоившееся с IV - III веков до н.э., является одним из самых

величественныхпамятником мирового зодчества. Выстроенная по северной

границе Китая для защиты страны от кочевников и прикрытия полей от песков

пустыни, стена первоночально простиралась на 750 км, затем, после

многовековых достроек она превысила 3000 км. Китайские зодчие строили стену

лишь только по самым крутым хребтам. Поэтому в некоторых местах стена

описывает настолько резкие повороты, что стены почти соприкасаются. Стена

имеет в ширину от 5 до 8 метров, а ввысоту от 5 до 10 метров. По

поверхности стены идут зубцы и дорога, по которой солдаты могли

передвигаться. По всему периметру проставылены башенки, через каждые 100 -

150 метров, для светового оповещения о приближении врага. Стена сначала

была собрана из утрамбованного леса и камыша, затем её облицевали серым

кирпичом.

Памятников древнего и раннего искусства до на дошло крайне мало.

Города состоявшие из лёгких деревянных построек, сгорали и разрушались,

пришедшие к власти правители уничтожали старые дворцы и возводили на их

места новые. В настоящее время трудно показать последовательную картину

развития архитектуры. Китайская дотанского времени. Значительно лучше

сохранились культовые сооружения - пагоды, строившиеся из кирпича и камня.

В спокойных и строгих кирпичных пагодах танского времени всё дышит

монументальной простотой. В них почти отсутствуют какие-либо архитектурные

украшения. Выступающие углы многочисленных крыш образуют прямые и чёткие

линии. Самой известной пагодой танского времени является Даяньта ( Большая

пагода диких гусей), выстроенная в пределах тогдашней столицы Чанъань

(современная Сиань) в 652 - 704 годах. Расположенная на фоне горной гряды,

словно составляющей всему городу обрамление, Даяньта видна на огромном

расстоянии и высится над всем окрестным ландшафтом. Тяжёлая и массивная,

напоминающая крепость в близи (её размеры: 25м. в основании и 60м. в

высоту). Погода благодаря гармонии и вытянутости пропорций издали

производит впечатление большой легкости. Квадратная в плане ( что

характерно для этого времени), Даяньта состоит из 7 равномерно суживающихся

к верху и повторяющих друг друга совершенно одинаковых ярусов и

соответственно уменьшающихся окон, расположенных по одному в центре каждого

яруса. Подобное расположение создаёт у зрителя, захваченного почти

математическим ритмом пропорций пагоды, иллюзию ещё большей её высоты.

Возвышенный духовный порыв и разум словно сочетались в благородной простоте

и ясности этого сооружения, в котором зодчий в простых, прямых линиях и

повторяющихся объёмах, так свободно устремлённых к верху сумел воплотить

величавый дух своего времени.

Далеко не все китайские пагоды подобны Даяньта. Более утончённые и

противоречивые вкусы сунского времени сказались тяготении к более

изысканным и лёгким формам. Сунские пагоды, обычно шестигранные и

восьмигранные, так же удивительно красивы. Они и поныне, располагаясь на

самых высоких точках, венчают своими стройными вершинами такие живописные,

тонущие в зелени и окружённые горами города, как Ханчжоу и Сучжоу. Очень

многообразные по своим формам и архитектурному орнаменту, они то покрыты

глазурованными плитами, то отделаны узором из кирпича и камня, то украшены

многочисленными изогнутыми крышами, отделяющими ярус от яруса. Нарядность и

стройность сочетаются в них с удивительной простотой и свободой форм. На

фоне яркой синевы южного неба и сочной зелени листвы эти огромные, сорока и

шестидесятиметровые светлые сооружения кажутся воплощением и символом

сияющей красоты окружающего мира.

Так же логическая ясность ощущается и в архитектуре китайских городов

и планировке городских ансамблей. Наибольшее количество деревянных

городских сооружений сохранилось до наших дней начиная с XV - XVII веков,

когда после изгнания монголов начиналось усиленное строительство и

востоновлению разрушенных городов. С этого времени столицей Китая

становится Пекин. Сохранивший и сей день многие из архитектурных памятников

древности. Кстати, Пекин - по- китайски Бэйцзин ( Северная столица) -

существует уже более 3000 лет. И не изменил планировки. В Пекине правильное

расположение улиц. В виде сетки. Техника симметрии в китайской планировки

города тоже присуща и не изменена со временем. Искусственно вырытые озёра

симметричны друг другу. Дома в Пекине выстроены фасадом на юг, а с севера

на юг идет магистраль, завершающаяся у северной границы города. Огромные

крепостные стены с могучими каменными надвратными башнями и воротами в виде

длинных туннелей замыкали город со всех сторон. Каждая пересекающая город

магистральная улица упиралась в подобные ворота, расположенные симметрично

друг против друга. Древнейшая часть Пекина называется «Внутренний

город»,она, в свою очередь, отделена от расположенного к югу «Внешнего

города» стеной и воротами. Однако общая магистраль связывала обе части

столицы. Все главные сооружения выстроены по этой прямой оси. Таким

образом, все огромное пространство столицы являлось объединённым,

организованным и подчинённым единому замыслу.

Основным сооружением Пекина, расположенного в центре « Внутреннего

города», является императорский дворец, замкнутый высокими стенами и

названный «Запретным городом». Широкие площади мощённые светлым кирпичом,

закованными в белый мрамор каналы, яркие и торжественные дворцовые здания

раскрывают своё сказочное великолепие перед взором тех, кто, пройдя рядом

массивных крепостных ворот, начиная от площади Тяньаньмынь, проникает в

пределы дворца. Весь ансамбль состоит из соединённых друг с другом

просторных площадей и дворов, окружённых разнообразными парадными

помещениями, представляя зрителю смену всё новых и новых впечатлений

нарастающих по мере его продвижения. Весь Запретный город, окружённый

садами и парками, .то целый лабиринт с бесчисленным количеством боковых

ответвлений, в котором узкие коридоры выводят в тихие солнечные дворы с

декоративными деревьями, где парадные здания сменяются в глубине жилыми

постройками и живописными беседками. По основной оси, пересекающей весь

Пекин, расположены в стройном порядке самые значительные постройки,

выделяющиеся среди остальных зданий Запретного города. Эти сооружения,

словно вознесённые над землёй высокими платформами из белого мрамора, с

резными пандусами и лестницами, составляют ведущую, торжественную анфиладу

комплекса. Ярким сочным лаком своих колон и двойными изогнутыми крышами из

золотистой обливной черепицы, силуэты которых повторяются и варьируются,

центральные павильоны образуют общую торжественную ритмическую гармонию

всего ансамбля. Главное здание дворца - Тайхэдянь - павильон высшей

гармонии, подобно всем дворцовым деревянным павильонам, чрезвычайно наряден

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать