материалов: многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали.
Многие постройки возводились мастерами Приказа каменных дел (образован в
конце XVI в.).
К выдаюшимся произведениям деревянного зодчества относится царский
дворец в подмосковном селе Коломенское, построенный в 1667-1678 гг. Это был
целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, гульбищами, крылечками с
витыми «колоннами». Различные постройки — хоромы, выполненные в
индивидуальной манере, не похожие друг на друга, связывались между собой
переходами и насчитывали 270 комнат и 3000 окон. Современники называли его
«восьмым чудом света».
В деревянном церковном зодчестве преобладали шатровые здания. Строили
также ярусные церкви. В целом деревянное зодчество испытывало обратное
влияние каменной архитектуры.
Несмотря на попытку патриарха Никона запретить строительство каменных
шатровых храмов, этот тип стал преобладающим в церковной архитектуре. В
Москве возводятся церковь Рождества в Путинках, церковь Троицы в
Никитниках, в Алексеевском монастыре в Угличе — «дивная» Успенская церковь,
имеющая три шатра, в Троице-Сергиевом монастыре — церковь Зосимы и
Савватия, а также храмы в Вязьме, в селе Остров (под Москвой), в Муроме и
Устюге. Все они отличались, как правило, богатым архитектурным убранством и
орнаментикой, придающим зданиям нарядность.[3]
Вместе с тем, под влиянием Никона в середине — второй половине XVII
в. осуществляется строительство ряда монументальных построек, выполненных в
традиционном стиле предыдущих периодов и имеющих цель показать силу церкви.
Таков величественный Воскресенский собор московского Ново-Иерусалимского
монастыря, для постройки которого были использованы модель храма над
«гробом господнем» в Иерусалиме — главной христианской святыни. Еще ранее
возводятся здания Валдайского Иверского монастыря. В 70-80-х годах строится
ансамбль построек ростовского митрополичьего двора — Ростовский кремль.
Жилой комплекс здесь сочетался с храмовым. Все постройки окружали массивные
стены с башнями.
Заказчиками церквей выступали не только «власть предержащие», но и
прихожане — жители посадов и сел. Поэтому говорят даже о посадском
направлении в зодчестве. Характерным здесь является культовое строительство
в Ярославле, одном из крупных ремесленноторгопых центров. Примеры этого:
храмы Ильи Пророка, Иоанна Златоуста, Николы «Мокрого», грандиозная церковь
Иоанна Предтечи в Толчкове. Примечательны церковные постройки и в других
городах: Костроме, Романове-Борисоглебске.
В конце XVII в. в храмовой архитектуре возникает новый стиль —
нарышкинское (московское) барокко. Самым значительным памятником его
является московская церковь Покрова в Филях, отличающаяся изяществом,
безукоризненными пропорциями, применением во внешней отделке таких
декоративных украшений, как колонны, капители, раковины, а также своим
«двуцветием»; использованием только красного и белого цветов.
Наряду с церковными в XVII в. строятся значительные гражданские
сооружения. Существенной перестройке подвергается Московский Кремль.
Надстраиваются Кремлевские башни, Спасская возводится (в ее теперешнем
виде), создавая парадный въезд в Кремль. На всех башнях появляются шатровые
навершия вместо прежних четырехскатных крыш. Все это придает Московскому
Кремлю новый вид: оборонно-крепостной его облик уступает место
торжественному ансамблю.[4]
Впрочем, изменениям подвергается и внутреннее пространство Кремля.
Выдающимся светским сооружением является Теремной дворец (1635-1636). Он
представлял собой трехэтажное на высоких подклетях здание, заканчивающееся
высоким «теремком». Здание было богато украшено: золотая кровля, два пояса
изразцовых карнизов, каменная резьба. Декоративным убранством отличается
золотое крыльцо. На формы отделки непосредственно оказало влияние
деревянное зодчество. В ином стиле возводятся там же Патриаршие палаты с
Крестовым залом, здание Земского приказа. Примером поисков нового
оформления зданий общественного назначения стала построенная Михаилом
Чоглоковым Сухарева башня. Над массивным первым ярусом (подклетом)
располагались два яруса подклетного строения, увенчанного башней с
государственным гербом наверху. Ко второму ярусу шла широкая парадная
лестница.
В XVII в. получает дальнейшее развитие торгово-промышленное
строительство. Так, гостиные дворы сооружаются в Китай-городе в Москве и в
Архангельске. Архангельский гостиный двор, вытянувшийся вдоль Северной
Двины на 400 м, окружали высокие каменные стены с боевыми башнями. Внутри
его размещалось более двухсот торговых помещений.
Большая заслуга в организации строительства в Московском государстве
по-прежнему принадлежала «Приказу каменных дел», который объединял наиболее
квалифицированные кадры «каменных дел подмастерий». Из числа последних
вышли создатели крупнейшего светского сооружения - «Теремного дворца
Московского кремля» (1635-1636) - Важен Огурцов, Антип Константинов, Трефил
Шарутин и Ларион Ушаков. Это трехэтажная постройка над двумя этажами
времени Ивана III и Василия III. Дворец был сооружен для царских детей,
поэтому здесь было гульбище и миниатюрная «смотрильная» башенка. Интерьер
тоже был особенный - веселый, ярко раскрашенный травный орнамент, резной по
белому камню. Разработал и исполнил интерьер лучший царский изограф Симон
Ушаков.
Гражданское каменное строительство постепенно приобретает большой
размах и ведется в различных городах.
По заказу Льва Кирилловича Нарышкина, дяди будущего императора Петра
I, и членов этого семейства в Москве и округе возводятся здания в стиле
условно именуемом «нарышкинским» или «московским барокко». Исполнитель
заказов Яков Бухвостов, крепостной. Не первое, но одно из самых известных
его сооружений - церковь Покрова в Филях (1690-1695). «Нарышкинский стиль»
или «московское барокко» - результат соприкосновения с искусством Западной
Европы. От барокко здесь лишь некоторые декоративные детали ордера -
верхней части колонны и несомого ею, и большие окна со стеклами. Все
остальное - традиционно. Это -пятиглавый, двухцветный (красный с бельм)
башнеобразный слитый с колокольней храм. Постепенно в светском и культовом
зодчестве основными принципами архитектурной композиции становятся
центричность, ярусность, симметрия.
Еще в 30-40-х годах XVII начинает распространяться тип бесстолпного,
обычно пятиглавого приходского храма с глухими в большинстве случаев
барабанами. Это -московские церкви Рождества Богородицы в Путинках (1649-
1653) и Троицы в Никитниках (1628-1653). В семидесятых годах строятся
подмосковные храмы в боярских усадьбах, автором которых считается Павел
Потехин. Именно он в 1678 году возводит храм в Останкино.
«Обмирщение» архитектуры проявляется и в палатах Ростовского
митрополита Ионы Сысоевича на берегу озера Неро. Это скорее Кремль, чем
резиденция священнослужителя высокого ранга.
Церковные реформы патриарха Никона коснулись и архитектуры. Никон
пытается запретить светские новшества и возведение шатровых храмов. Но
запреты его не всегда исполнялись, и дело закончилось тем, что в 1657-1666
годах он возводит Новоиерусалимский (или Воскресенский) монастырь в
современном нам городе Истра. Собор монастыря должен был стать точной
копией храма «Гроба Господня» Х1-ХП веков в Иерусалиме. Одних только
приделов (церквей) в нем 29, соединенных между собой центральным шатровым
перекрытием.
С собором граничит катакомбная церковь Константина и Елены, при
которых начало распространяться христианство. Центральный храм украшен
многоцветными поливными (глазурью) изразцами. В годы Великой Отечественной
войны собор был превращен в руины. Сейчас этот храм почти полностью
восстановлен.
Дошедшие до нас памятники деревянного зодчества в большинстве
относятся к ХУ1-ХУШ векам. В 1667-1668 годах Семен Петров и Иван Михайлов
возвели, по словам современников, «восьмое чудо света» - Дворец царя
Алексея Михайловича - великолепный образец деревянного хоромного
строительства. Здесь были хоромы царя и царицы, царевича и царевен,
служебные помещения и каменная церковь. Всюду яркая раскраска, золоченая
резьба, детали древнерусских деревянных украшений. В 1681 году дворец
частично перестраивался Саввой Дементьевым. Через сто лет после создания
«восьмое чудо света» было разобрано для реконструкции и вовсе пропало. О
красоте этого сказочного дворца остается судить лишь по рисункам.
Жесткая регламентация в области культовой архитектуры, проводимая
Никоном, способствовала художественным поискам зодчих в возведении зданий
иного, гражданского предназначения. И как результат поиска - строительство
в 1679 году Печатного, а в 1696 году Монетного дворов архитекторами Т.
Шарутиным и И. Невериным. Михаил Чоглоков в 1692-1701 годах возводит
Сухареву башню. Несомненно, во второй половине семнадцатого столетия Москва
явно преображалась и хорошела. Секретарь антиохийского патриарха Макария
Павел Алеппский, побывавший в ту пору в Москве, так описывает здания
русской столицы: «... мы дивились на их красоту, украшение, прочность,
архитектуру, изящество, множество икон и колонн с резьбой, кои по сторонам
окон, на высоту этажей, как будто они крепости, на их огромные башни, на
обильную раскраску разноцветными красками снаружи и внутри...».
Для зодчества характерно то, что при увеличении числа кирпичных