Искусство Москвы 17 века

не теряя при этом своей упругости и эластичности. Форма предмета создается

в холодном состоянии при помощи разгонных молотков.

Часто изделие обрабатывается на свинцовой или смоляной подушке,

которая избирается в зависимости от ковкости листа. Короткими и частыми

ударами молотка лист при постоянном вращении и поджиме выстукивается по

одной или обеим сторонам, пока не получается нужная форма; декор выбивают

на наковальнях с помощью молоточков, чеканов и пуансонов (стальных прутиков

с различными концами – в виде тупого шила, трубочки, шарика, прямоугольника

и др.) разной величины и формы. У хорошего мастера чеканов несколько сотен,

причем лучшие мастера изготовляли их сами, соответственно со своими

излюбленными орнаментами. Наиболее ценными считаются изделия, изготовленные

из цельного куска заготовки, обычно же их делают из нескольких кусков,

которые потом припаивают друг к другу. Уже в древности применялась чеканка

по твердой модели: золотой или серебряный лист разгонялся по бронзовой или

железной модели, а потом снимался с нее. Такая чеканка часто использовалась

для выделки фигур.

|[pic] |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|[pic](фрагмент оклада) |

С древних времен известна чеканка в твердых формах и прессование

листа между двумя формами из камня, бронзы или железа – штамповка (один

штамп несет на себе рельеф-образец, а другой – его выемку). Родственна

чеканке техника тиснения, при которой образец выдавливается во всех деталях

на одной стороне металлического массива. Выкованное или отлитое изделие

необходимо доработать, для этого существует множество различных техник

украшения изделий из драгоценных металлов, характерных для определенного

времени и местности.

4.2. Техники украшения изделий из драгоценных металлов

Для правильного определения золотого или серебряного предмета вопросы

применения тех или иных технических приемов имеют большое значение. Иногда

мелкие и незначительные детали технических приемов могут помочь отнести

драгоценное изделие к определенному художественному центру или связать его

с определенным мастером. Некоторые техники украшения изделий из драгоценных

металлов описаны ниже.

|[pic] |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|[pic]Серебряная чеканная братина. Москва,|

|1652 г. |

Рельефная чеканка – одна из самых трудоемких приемов украшения

золотых и серебряных изделий. Предмет в нагретом состоянии кладется на

специальную упругую подушку из вара с толченым кирпичом, налитого в котелок

с круглым дном, помещенный в кожаный круг, на котором он свободно

вращается. Предмет крепко «присмаливается» к подушке. Держа в левой руке

чекан, мастер правой рукой наносит по нему удары молотком и выбивает

рельефные узоры или изображения; наиболее высокие части рельефа выбиваются

с оборотной стороны изделия. Чекан с концом в виде острого шила называется

канфарником. В древности техника канфарения была известна под названием

«торевтика». Канфарником наносят на поверхность металла рисунок, им же

«канфарят» фон орнамента, изображения или надписи, т.е. делают поверхность

матовой, зернистой. На канфаренном фоне четко выделяются чеканные блестящие

узоры.

Также к искусству канфарения относится гравировка: эта техника была

широко распространена уже в XIII-XIV веках, а потом в XVII-XVIII вв.

Рисунок наносится как при гравировании на меди острым грабштихелем на

гладком предмете; чтобы сделать изображение более четким в него втирают

черную краску. В конце XVIII века, когда для гравировки стали использовать

машины, возникла новая разновидность гравировки – гильоширование, при

котором вся поверхность предмета равномерно покрывалась правильными

геометрическими узорами (круги, дуги, волны). Эту технику часто

использовали для художественной обработки футляров, табакерок и т.д.; в

начале XIX века она вытеснила ручное гравирование.

Родственно гравировке травление, при котором предмет покрывается

слоем смолы или асфальта, смешанного с пчелиным медом, а потом на нем

процарапывается декор. После погружения предмета в щелочь процарапанные

места протравливаются, а поверхность вокруг них тускнеет. В итоге

получается неглубокий рельеф. Расцвета техника достигла в XVI веке.[14]

Басма – ручное тиснение изображений и узоров на тонких листах золота

или серебра. Тисненые узоры передают пластические формы, но отличаются от

чеканки некоторой расплывчатостью рельефа, сходного своей мягкостью с

деревянной резьбой. Тиснение производится на медной литой матрице с

рельефным орнаментом, реже – на каменной матрице, с высеченными узорами или

изображениями. Тонкий лист золота или серебра накладывается на матрицу, на

него кладется свинцовая подушка, по которой бьют деревянным молотком. Лист

вгоняется в мельчайшие углубления рельефного орнамента матрицы,

отпечатывающегося более четким с оборотной стороны, чем с лицевой.

Благодаря тонкости листа басма легко может смяться, поэтому ее применяют

чаще не для украшения предметов быта, а для окладов икон, книг и т.п. В

документах XVII века упоминается «басма канфаренная», когда весь рисунок с

лицевой стороны пройден «канфарником».

К наиболее употребимым техникам украшения в златоделии принадлежат

филигрань(скань) и зернь (гранулирование). Обе техники, применявшиеся в

античности, популярные в средние века и барокко, основаны на припаивании

элементов из драгоценных металлов к поверхности изделия. Также часто в

золотом и серебряном деле для декора использовалась резьба.

Ажурная работа – декоративная златодельная техника, которая состоит в

прорезывании или пропиливании декора напильником или в отливке с

оставлением пустых мест; сюда же относится вырезание по листу. Эта техника

была особенно популярна в предметах поздней готики и ренессанса.

Для достижения декоративного эффекта в XVIII веке при украшении

золотых табакерок, часовых футляров и рукояток вееров также применяли

золото различных оттенков.

У изделий дамасского оружия, через Византию Италия и Германия

заимствовали технику инкрустирования – введения благородного металла в

железную или бронзовую основу. В Испанию эту технику принесли мавры, а

высочайшего мастерства в ней достигли в Китае и Японии. Инкрустация

выполняется двумя способами:

на поверхность подвергаемого чеканке металла кладут золотой лист,

целиком разгоняя его на основу, благодаря чему оба металла крепко

сцепляются друг с другом;

изображение гравируется на более твердом металле и в линию контура

набивается золотая или серебряная проволока. Поверхность шлифуется или

полируется.

Кроме того, встречаются золотые изделия, инкрустированные серебром,

серебряные изделия, инкрустированные золотом, а также изделия из

драгоценных металлов, инкрустированные проволокой из простого металла

другого цвета.

Заключение

Польско-шведская интервенция в начале XVII века привела страну в

состояние крайнего экономического разорения. Необходимость расходовать

средства на военные нужды опустошила государственную казну, приводила к

массовой гибели памятников культуры и искусства. Но несмотря, на нехватку

денег в бюджете государства, после изгнания врагов в 1612 году, быстрыми

темпами шло восстановление полуразрушенных дворцовых покоев в Кремле, все

драгоценности из которых были расхищены интервентами. Приводились в порядок

соборы и монастыри Кремля, а также сильно пострадавшие художественные

мастерские - Оружейная, Царицына, Золотая, Серебряная палаты, Конюшенный

приказ и ряд других.

Гражданское строительство в XVII веке не отличалось многообразием

типов сооружений: торгово-промышленные здания (гостинные дворы в Китай-

городе в Москве и в Архангельске); здания общественного назначения

(Сухарева башня Михаила Чоглокова, здания Земского приказа и Монетного

двора); жилые здания, прообразом для которых послужили деревянные

пятистенные дома. В живописи новые явления проявились слабее. Это была

преимущественно иконопись, находившаяся под контролем церкви и государства.

Наиболее известной стала школа Симона Ушакова, характерными чертами

творчества которого стал пристальный интерес к изображению человеческого

лица ("Нерукотворный спас"). Его икона "Насаждение древа Государства

Российского" стала живописным панегириком Романовым. Его последователи

Георгий Зиновьев, Иван Максимов, Тихон Филатьев продолжали традиции школы.

Выделялась и роспись храмов (Архангельский собор), а возникшая еще в

XV в. Оружейная палата Кремля в XVII в. становится художественным центром

страны. Век XVII положил начало двум светским жанрам - портретной живописи

(парсуна) и пейзажу, в которых все же видно сильное влияние иконописи.

Уже в первой трети XVII века Золотая и Серебряная палаты были

укомплектованы высокопрофессиональными мастерами различных специальностей,

собранными по всей России, а также приглашенными из-за границы. В XVII

столетии деятельность Золотой и Серебряной палат строилась по принципу

мануфактуры, с разделением процесса изготовления вещи на этапы, а труда

мастеров по узким специальностям - чеканщик, эмальер, резчик и т.п. Каждый

выполнял тот вид работ, которым владел виртуозно. Это позволяло достигать

высочайшего технического качества изделий, которым славились мастерские

Московского Кремля. Их деятельность нашла отражение в приходно-расходных

книгах, сохранивших для нас сведения об ассортименте изделий, имена

заказчиков и мастеров.

Мастера для царя и именитых бояр делали светские и культовые

предметы для украшения теремов, кремлевских соборов и монастырей, вкладов в

особо чтимые монастыри России. Известно, что они не только создавали новые

изделия, но и "копировали" ряд выдающихся произведений ювелирного искусства

предшествующего времени. Вторя форме, а зачастую и декору "образцов",

выполняли их в рамках новой художественной традиции поражающей пышностью,

буйством ярких красок драгоценных камней и эмалей.

Одним из прославленных царских ювелиров был Гаврила Овдокимов,

проработавший в Серебряной палате Московского Кремля 40 лет. Нам известны

имена мастеров: Данилы Осипова, Третьяка Пестрикова, Юрия Фробоса,

Христиана Кеймера, Ивана Семидела, Юрия Нырина, Михаила Васильева, Дмитрия

Терентьева и многих других.

Список использованной литературы

1. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. М., 1992.

2. Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси. Светские основы каменного

зодчества XV - XVII в.в. М.,1966.

3. Ильин М.А. Москва. Памятники архитектуры XIV – XVII веков. М., 1973.

4. Кириллов В.В. Архитектура Москвы на путях европеизации. От обновлений

последней четверти XVII в. к петровским преобразованиям. М., 2000.

5. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М., 1972.

6. Лифшиц Л. Русское искусство X – XVII веков. М.: Трилистник, 2000.

7. Мезин С.А. История русской культуры X-XVIII веков : Книга для чтения .-

М.: ЦГО, 2000

8. Очерки русской культуры XVII в. / Под ред. А.В. Арциховского, А.М.

Сахарова. Ч. 1 – 2 . М.: Изд-во МГУ, 1979.

9. Сахаров А.М "Муравьев А.В. Очерки истории русской культуры IХ-ХУII вв.

М., 1984.

10. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII века. М.,

1996.

11. Черный В. Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997.

12. http://www.kreml.ru/ru/main/museums/armoury/

13. http://docs.antiq.info/

14. http://www.orthodoxantique.ru/

-----------------------

[1] Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М., 1972. –

C. 19.

[2] Ильин М.А. Москва. Памятники архитектуры XIV – XVII веков. М., 1973. –

С. 28.

[3] Кириллов В.В. Архитектура Москвы на путях европеизации. От обновлений

последней четверти XVII в. к петровским преобразованиям. М., 2000. – С.

112.

[4] Очерки русской культуры XVII в. / Под ред. А.В. Арциховского, А.М.

Сахарова. Ч. 1. М.: Изд-во МГУ, 1979. – С. 46.

[5] Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси. Светские основы каменного

зодчества XV - XVII в.в. М.,1966. – С. 214.

[6] Там же. С.

[7] Ильин М.А. Москва. Памятники архитектуры XIV – XVII веков. М., 1973. –

С. 76.

[8] Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII века. М.,

1996. – С. 301.

[9] Там же. С. 314.

[10] Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. М., 1992. –

С. 238.

[11] Там же. С. 240.

[12] Очерки русской культуры XVII в. / Под ред. А.В. Арциховского, А.М.

Сахарова. Ч. 1 – 2 . М.: Изд-во МГУ, 1979. – С. 83.

[13] Там же. С. 94.

[14] Лифшиц Л. Русское искусство X – XVII веков. М.: Трилистник, 2000. – С.

359.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать