Искусство Москвы 17 века

кресчатый и чешуйчатый орнаменты. Как в XVI, так и в XVII вв. мастера

нередко оставляли много глади с неровным, мягким, мерцающим блеском,

достигавшимся путем тщательной проковки поверхности металла.

|[pic] |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|[pic]Потир.Мастерские |

|Московского Кремля. 1664 |

|г. |

Основной мотив орнамента московских изделий из драгоценных металлов в

XVII веке – растительные узоры, в которых долго сохраняются старые традиции

(особенно на предметах культа и в работах провинциальных мастеров). В

начале столетия это стройные прямые стебли с симметрично расходящимися в

стороны побегами, листьями, шишечками, бутонами; или пучки трав,

перехваченные внизу кольцом; или непрерывный вьющийся стебель с литьями и

цветами.

К середине века орнамент утрачивает строгую ритмичность, сдержанность

и четкость, вместо этого вытягиваясь или сужаясь в соотвествии с формами

предмета, на который он нанесен. Обилиее переплетений и многочисленных

отростков, заполняющих все свободное пространство, усложняет рисунок,

который становится трудно читаемым.

Во второй половине XVII века орнамент теряет свой отвлеченный

характер, его формы все больше приближаются к реальным растительным формам.

К концу XVII века все чаще на золотых и серебряных изделиях появляются

изображения фруктов и овощей, целые связки плодов, подвешенных на

полотенцах или лентах. Знакомство с прикладным искусством Запада и Востока

дает возможность использовать понравившиеся мотивы в русских изделиях. Так,

в русское золотое и серебряное дело XVII века приходят турецкие и иранские

«бобы», «опахала», кипарисы, а также навеянные итальянскими тканями

«гранатовые яблоки», пышные травы, пропущенные через короны, и проч.

Новизна и занимательность сюжетов в европейских гравюрах способствовали

тому, что со второй половины XVII века на московской серебряной посуде

появляются изображения людей, животных и птиц, библейские сцены и др.

сюжеты.[13]

Эмаль XVI века отличается нежной и гармоничной окраской. Она не

покрывает больших поверхностей изделия, как это было в московском ювелирном

искусстве XV века, а появляется в виде узких лент, небольших цветков или

лепестков, обрамленных сканным орнаментом. Среди цветов преобладает голубой

со всеми его оттенками от василькового до бирюзового, зеленоватого и

лилового. Местами на эмаль посажены золотые капельки зерни. В последней

трети XVI века орнамент золотых изделий со сканью и эмалью перестает быть

плоским, усложняется, в узоры вводятся рельефные грозди зерни и миниатюрные

чеканные цветы и листья.

Из всех технических приемов, применявшихся для украшения ювелирных

изделий в XVII веке, эмаль с ее яркими и разноцветными узорами больше всего

выражает вкусы эпохи. На смену богатой оттенками, но сдержанной гамме

светлых тонов эмалей XVI века в XVII веке приходят яркие многоцветные

эмали, спорящие своим блеском и глубиной красок с драгоценными камнями.

|[pic] |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|[pic]Евангелие.Мастерские |

|Московского Кремля. 1678 г. |

Московские мастера XVII века достигли совершенства в искусстве эмали.

Они не только умели покрывать эмалью гладкую поверхность, сканный орнамент

с мелкими лепестками и листочками, как это делали московские мастера XV

века, но и заливали эмалью округлые стенки сосудов, покрывали ею чеканный

орнамент и почти скульптурные чеканные изображения высокого рельефа.

Мастера использовали как глухие тона эмали разных оттенков, однотонные, с

нанесенными на них пятнами, точками, усиками, так и прозрачные эмали,

сквозь которые просвечивает золотой фон.

На первое место в XVII веке выдвигается яркая прозрачная изумрудно-

зеленая эмаль, которая в середине столетия начинает преобладать. Для второй

половины характерны золотисто-коричневый, красный, синий, густо-розовый и

малиновый тона, в сочетании с плоско гранеными алмазами, рубинами и

изумрудами.

В последней четверти XVII века в России впервые появляется эмалевая

живопись – бледные светлые изображения святых на дробницах крестов. В

последней трети XVII века, когда все настойчивее выявляется стремление к

передаче объема, мастерство чеканщика и эмальера, работавших совместно,

было доведено до совершенства.

Черневые изделия XVI века характеризуются тонкостью, графичностью и

четкостью выполнения. Только во второй половине XVI века, когда усиливается

стремление к объемности и живописности, в черневых изображениях появляются

теневые пятна, которые наносятся тонкой легкой сеткой в складках одежд, на

фонах и поземе. К концу столетия теневые пятна становятся гуще и темнее.

Черневые изделия начала XVII века в основном продолжают и развивают приемы

и орнаментацию предшествующего столетия. Узоры трав четко и тонко

вырисовываются на золотом фоне, но сам фон теперь не оставляется гладким, а

покрывается канфарением или резьбой. Важное значение для развития

московского искусства эмали и черни имели приезды константинопольских

ювелиров, у которых русские мастера учились в XVII веке.

Чеканный орнамент XVI века отчетливо выделяется на матовом

канфаренном фоне, всегда ритмичен и имеет четкий рисунок, который, правда,

к концу века заметно усложняется. Характерные особенности чеканных

изображений этого столетия – мягкость, сглаженность рельефа, обобщенность

форм и многоплановость изображений сближают их с современной им резьбой по

дереву. В чеканке и басме московские мастера XVI века изображают не только

отдельные фигуры, но и сложные многофигурные композиции. С первых лет XVII

века в чеканные узоры свободно вьющихся трав вводятся рельефные гладкие

точки, заполняющие пустоты. В дальнейшем чеканные травы вытягиваются, их

сложные узоры сплошь обволакивают стенки изделий, оставляя лишь едва

заметные промежутки для матового проканфаренного фона. Так же как и в

деревянной резьбе, в чеканке XVII века ярко выражено стремление к передаче

объемных трехмерных форм – это приводит даже к использованию особого

приема, когда в общею композицию включают отдельно вычеканенные

скульптурные детали.

|[pic] |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|[pic]Серебряная братина с |

|эмалью по сканному |

|орнаменту. Москва. XVII |

|век. |

На протяжении XVI-XVII вв. мастера создают национальные русские формы

утвари из золота и серебра, мягкая округлость которых роднит их с

деревянными предметами. Изделия густо покрываются узорами. К концу XVII

века национальные русские формы утвари вытесняются из быта новыми формами

посуды. Вместо братин и ковшей московские серебряники делают высокие стопы

с гранеными или округлыми стенками, стаканы разной величины, низкие чарки.

В 1690-х гг. появляются изготовленные для царского дворца кружки русской

работы, покрытые резным или черневым орнаментом, и кубки на высокой ножке –

формы, широко вошедшие в быт в Москве и Петербурге XVIII века.

В последней четверти XVII века, когда мастера Серебряной и Золотой

палат Московского кремля в совершенстве владели многочисленными

техническими приемами украшений изделий из драгоценных металлов, в

ювелирном искусстве намечается новое художественное течение, отмеченное

особым своеобразием и изысканностью. Наряду с пышными сплошь покрытыми

чеканкой, эмалью и драгоценными камнями изделиями, начинают создаваться

предметы совершенно гладкие, лишь с отдельными яркими пятнами самоцветов и

эмалевых украшений.

4.1. Основные способы обработки драгоценных металлов

Два основных способа обработки благородных металлов – литье и

чеканка, которые возможны благодаря таким свойствам металлов, как плавкость

и ковкость.

Перед литьем мастер изготовляет модель (из воска, свинца, меди или

дерева) – отливка почти повторяет форму. Ручки сосудов, орнаменты и фигуры,

т.е. те части изделия, которые должны быть самыми прочными, отливаются в

формах из песка. Для сложных предметов требуется изготовление нескольких

моделей: в них по отдельности отливаются разные части изделия, которые

потом соединяются посредством спайки или привинчивания. Чтобы отлить

орнамент из повторяющихся мотивов одна форма несколько раз последовательно

продавливалась в песке. В XIX веке была изобретена гальванопластическая

отливка.

|[pic] |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|[pic]Серебряный чеканный |

|оклад иконы с видом |

|Толгского монастыря. |

|Ярославль, 1853 г. |

В отличие от литья чеканка – очень трудоемкий способ обработки

металлов. Золото и серебро в нагретом состоянии разгоняются в тонкий лист,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать