кресчатый и чешуйчатый орнаменты. Как в XVI, так и в XVII вв. мастера
нередко оставляли много глади с неровным, мягким, мерцающим блеском,
достигавшимся путем тщательной проковки поверхности металла.
|[pic] |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|[pic]Потир.Мастерские |
|Московского Кремля. 1664 |
|г. |
Основной мотив орнамента московских изделий из драгоценных металлов в
XVII веке – растительные узоры, в которых долго сохраняются старые традиции
(особенно на предметах культа и в работах провинциальных мастеров). В
начале столетия это стройные прямые стебли с симметрично расходящимися в
стороны побегами, листьями, шишечками, бутонами; или пучки трав,
перехваченные внизу кольцом; или непрерывный вьющийся стебель с литьями и
цветами.
К середине века орнамент утрачивает строгую ритмичность, сдержанность
и четкость, вместо этого вытягиваясь или сужаясь в соотвествии с формами
предмета, на который он нанесен. Обилиее переплетений и многочисленных
отростков, заполняющих все свободное пространство, усложняет рисунок,
который становится трудно читаемым.
Во второй половине XVII века орнамент теряет свой отвлеченный
характер, его формы все больше приближаются к реальным растительным формам.
К концу XVII века все чаще на золотых и серебряных изделиях появляются
изображения фруктов и овощей, целые связки плодов, подвешенных на
полотенцах или лентах. Знакомство с прикладным искусством Запада и Востока
дает возможность использовать понравившиеся мотивы в русских изделиях. Так,
в русское золотое и серебряное дело XVII века приходят турецкие и иранские
«бобы», «опахала», кипарисы, а также навеянные итальянскими тканями
«гранатовые яблоки», пышные травы, пропущенные через короны, и проч.
Новизна и занимательность сюжетов в европейских гравюрах способствовали
тому, что со второй половины XVII века на московской серебряной посуде
появляются изображения людей, животных и птиц, библейские сцены и др.
сюжеты.[13]
Эмаль XVI века отличается нежной и гармоничной окраской. Она не
покрывает больших поверхностей изделия, как это было в московском ювелирном
искусстве XV века, а появляется в виде узких лент, небольших цветков или
лепестков, обрамленных сканным орнаментом. Среди цветов преобладает голубой
со всеми его оттенками от василькового до бирюзового, зеленоватого и
лилового. Местами на эмаль посажены золотые капельки зерни. В последней
трети XVI века орнамент золотых изделий со сканью и эмалью перестает быть
плоским, усложняется, в узоры вводятся рельефные грозди зерни и миниатюрные
чеканные цветы и листья.
Из всех технических приемов, применявшихся для украшения ювелирных
изделий в XVII веке, эмаль с ее яркими и разноцветными узорами больше всего
выражает вкусы эпохи. На смену богатой оттенками, но сдержанной гамме
светлых тонов эмалей XVI века в XVII веке приходят яркие многоцветные
эмали, спорящие своим блеском и глубиной красок с драгоценными камнями.
|[pic] |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|[pic]Евангелие.Мастерские |
|Московского Кремля. 1678 г. |
Московские мастера XVII века достигли совершенства в искусстве эмали.
Они не только умели покрывать эмалью гладкую поверхность, сканный орнамент
с мелкими лепестками и листочками, как это делали московские мастера XV
века, но и заливали эмалью округлые стенки сосудов, покрывали ею чеканный
орнамент и почти скульптурные чеканные изображения высокого рельефа.
Мастера использовали как глухие тона эмали разных оттенков, однотонные, с
нанесенными на них пятнами, точками, усиками, так и прозрачные эмали,
сквозь которые просвечивает золотой фон.
На первое место в XVII веке выдвигается яркая прозрачная изумрудно-
зеленая эмаль, которая в середине столетия начинает преобладать. Для второй
половины характерны золотисто-коричневый, красный, синий, густо-розовый и
малиновый тона, в сочетании с плоско гранеными алмазами, рубинами и
изумрудами.
В последней четверти XVII века в России впервые появляется эмалевая
живопись – бледные светлые изображения святых на дробницах крестов. В
последней трети XVII века, когда все настойчивее выявляется стремление к
передаче объема, мастерство чеканщика и эмальера, работавших совместно,
было доведено до совершенства.
Черневые изделия XVI века характеризуются тонкостью, графичностью и
четкостью выполнения. Только во второй половине XVI века, когда усиливается
стремление к объемности и живописности, в черневых изображениях появляются
теневые пятна, которые наносятся тонкой легкой сеткой в складках одежд, на
фонах и поземе. К концу столетия теневые пятна становятся гуще и темнее.
Черневые изделия начала XVII века в основном продолжают и развивают приемы
и орнаментацию предшествующего столетия. Узоры трав четко и тонко
вырисовываются на золотом фоне, но сам фон теперь не оставляется гладким, а
покрывается канфарением или резьбой. Важное значение для развития
московского искусства эмали и черни имели приезды константинопольских
ювелиров, у которых русские мастера учились в XVII веке.
Чеканный орнамент XVI века отчетливо выделяется на матовом
канфаренном фоне, всегда ритмичен и имеет четкий рисунок, который, правда,
к концу века заметно усложняется. Характерные особенности чеканных
изображений этого столетия – мягкость, сглаженность рельефа, обобщенность
форм и многоплановость изображений сближают их с современной им резьбой по
дереву. В чеканке и басме московские мастера XVI века изображают не только
отдельные фигуры, но и сложные многофигурные композиции. С первых лет XVII
века в чеканные узоры свободно вьющихся трав вводятся рельефные гладкие
точки, заполняющие пустоты. В дальнейшем чеканные травы вытягиваются, их
сложные узоры сплошь обволакивают стенки изделий, оставляя лишь едва
заметные промежутки для матового проканфаренного фона. Так же как и в
деревянной резьбе, в чеканке XVII века ярко выражено стремление к передаче
объемных трехмерных форм – это приводит даже к использованию особого
приема, когда в общею композицию включают отдельно вычеканенные
скульптурные детали.
|[pic] |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|[pic]Серебряная братина с |
|эмалью по сканному |
|орнаменту. Москва. XVII |
|век. |
На протяжении XVI-XVII вв. мастера создают национальные русские формы
утвари из золота и серебра, мягкая округлость которых роднит их с
деревянными предметами. Изделия густо покрываются узорами. К концу XVII
века национальные русские формы утвари вытесняются из быта новыми формами
посуды. Вместо братин и ковшей московские серебряники делают высокие стопы
с гранеными или округлыми стенками, стаканы разной величины, низкие чарки.
В 1690-х гг. появляются изготовленные для царского дворца кружки русской
работы, покрытые резным или черневым орнаментом, и кубки на высокой ножке –
формы, широко вошедшие в быт в Москве и Петербурге XVIII века.
В последней четверти XVII века, когда мастера Серебряной и Золотой
палат Московского кремля в совершенстве владели многочисленными
техническими приемами украшений изделий из драгоценных металлов, в
ювелирном искусстве намечается новое художественное течение, отмеченное
особым своеобразием и изысканностью. Наряду с пышными сплошь покрытыми
чеканкой, эмалью и драгоценными камнями изделиями, начинают создаваться
предметы совершенно гладкие, лишь с отдельными яркими пятнами самоцветов и
эмалевых украшений.
4.1. Основные способы обработки драгоценных металлов
Два основных способа обработки благородных металлов – литье и
чеканка, которые возможны благодаря таким свойствам металлов, как плавкость
и ковкость.
Перед литьем мастер изготовляет модель (из воска, свинца, меди или
дерева) – отливка почти повторяет форму. Ручки сосудов, орнаменты и фигуры,
т.е. те части изделия, которые должны быть самыми прочными, отливаются в
формах из песка. Для сложных предметов требуется изготовление нескольких
моделей: в них по отдельности отливаются разные части изделия, которые
потом соединяются посредством спайки или привинчивания. Чтобы отлить
орнамент из повторяющихся мотивов одна форма несколько раз последовательно
продавливалась в песке. В XIX веке была изобретена гальванопластическая
отливка.
|[pic] |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|[pic]Серебряный чеканный |
|оклад иконы с видом |
|Толгского монастыря. |
|Ярославль, 1853 г. |
В отличие от литья чеканка – очень трудоемкий способ обработки
металлов. Золото и серебро в нагретом состоянии разгоняются в тонкий лист,