Культура Белоруссии и России 19-20 века
Содержание
1. Введение
2. Материальная и духовная культура
3. Школьная реформа
4. Профессиональное обучение
5. Научные исследования истории Белоруссии, быта и культуры ее населения
6. Книжная и периодическая печать
7. Искусство и архитектура
. Развитие белоруской литературы
. Становление национального профессионального театра, музыкальная
жизнь
. Изобразительное искусство
. Архитектура
12. Заключение
13. Литература
14. Рисунки
Введение
При изучении Белоруссии нового и новейшего времени особенно большое
значение имеют статистические источники, к которым относятся земельные
исследования, военно-коньские переписи, списки фабрик и заводов, адрес-
календари и т.д. Среди них наиболее наиболее известными являются: “Первая
всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года”, “Ведомости
фабрик и заводов”, материалы переписи промышленных предприятий начала 20в.,
всесоюзные переписи населения 1923, 1926, 1937, 1939 и др.
Одним из наиболее важных исторических источников по истории древней
Белоруссии являются русские летописи, в основе которых лежит “Повесть
прошедших времен”(12в.). Частично дополняют “Повесть прошедших времен”
Лаврентьевский, Ипатовский, а также Радзивиловский летописи, в которых
имеются данные о городах, скульптуре, княжеских династиях и т.д.
Мемуаристика новейшего времени представлена многочисленными
воспоминаниями участников Октябрьской революции, гражданской войны,
коллективизации, второй мировой войны и т.д.
Многочисленную группу исторических источников складывают литературные
произведения. Развиваясь в тесной связи с гражданской жизнью, чувствовав
влияние времени, они являются специфической формой выявления духовной жизни
народа.
В 20в. начался переход к белорусской литературе нового времени,
который нашел отпечаток в творчестве В.Дунина-Мартинкевича, Ф.Багушевича,
М.Лучина и др. Произведения Я.Купалы, Я.Колоса, М.Багдановича, Тетки и др.
белорусских писателей начался в 20в. – свидетельство бурного революционного
времени, который и возвысил широкие колеса белорусской народности к
активной политической деятельности.
Белорусская культура 20-80г.20в. ярко отобразила всю сложную,
временем трагическую историю советской действительности. В период нового и
новейшего времени белорусской истории важная значение имела периодическая
печать, которая стала сильным средством информации и организации народного
сознания. Согласно политическим позициям она делится на несколько групп:
Правительственная (“Губернские ведомости”); Консервативная (“Епархиальные
ведомости”); Демократическая (“Минский листок”, “Наша нива”) и т.д. С
1863г. на Белоруссии началась история нелегальной печати. Она связана с
именем К.Калиновского, который в ходе восстания 1863-1864г. выдавал первую
белорусскую нецензурную газету “Мужицкая правда””.
Периодическая печать Белоруссии новейшего времени отличается большим
разнообразным политическим спектром и распространением правдивой и
альтернативной информацией о событиях и фактах в жизни нашей республики и
за границей.
Материальная и духовная культура
В связи со слабым развитием профессионального искусства главную среду
духовной культуры белорусской нации периода формирования капитализма и
складывали народные формы искусства, традические обряды и обычаи.
Продолжали существовать такие виды фольклора, как обрядовая поэзия
календарно-рабочего и семейно-обрядового циклов, повествовательный жанр,
лирическая поэзия. Постепенно утрачивали свое значение былины, баллады
разного вида заговоров и магических действий. Фольклор отображал и
положение в обществе, дающую социальную остроту частушкам, песням, сказкам
и повестям. Возник так называемый рабочий революционный фольклор.
Развивалось народное театральное искусство, сохраняя традиции вертепа
-–народного кукольного театра. Рабочая деятельность народа нашла свое
отражение в танцах “Лянок”, “Бульба”, “Бычок”, “Крыжачок” и др. В
театральных представлениях и на обрядовых праздниках народной музыки на
дудках, свирелях, скрипках, цымбалах, бубнах исполняются многие песни и
частушки.
Отличие белорусского этноса отражается в своеобразном народном
изобразительном и декоративно прикладном искусстве. Искусстно украшенные
вещи из глубокого прошлого широко вросли в быт народа. Имели
распространение узорчатое ткачество, вышивка, вязание, плетение из лозы,
соломки и корней. Отличительной чертой белорусских тканей было употребление
в орнаменте преимущественно геометрических форм – четырехугольника, ромба,
квадрата и других частей. Великолепные узоры белорусского художественного
ткачества преимущественно представляли пояса. В оформлении помещений также
использовались искусные украшения: приобрели распространение резьбовые и
разрисованные планки, фризы, конки.
Школьная реформа
Требования капиталистического развития, усиление общественно
политического движения вынудили царизм провести школьную реформу, которая
способствовала расширению сетки начальных школ и отменяла основные границы
для поступающих в высшие и средние учебные заведения. Положение о начальных
народных училищах 1864г. было разрешено государственным заведениям и
частным особам открывать начальные школы “для усиления среди народа
религиозных и моральных понятий и распространении первоначальных полезных
знаний”. В этих школах детей учили письму и четырем действиям арифметики,
большое внимание уделялось божьему закону и церковным пениям. Для усиления
административного контроля в 1869г. вводилась должность инспектора народных
училищ, а в 1874г. – директора народных училищ.
Устав гимназий и прогимназий (неполная гимназия в составе 4,5,6-х
классов) 1864г. вводится всесоюзный принцип, однако высокая плата за учение
фактически закрывала доступ к среднему образованию представителей широких
слоев населения. Мужитские гимназии делились на классические и реальные.
Выпускники классических гимназий могли поступить в университет без
экзаменов, а выпускники реальных гимназий – по конкурсу в технические
учебные заведения. В 1871г. был подтвержден новый устав гимназий, который
предусматривал открытие только классических гимназий. Период учения в них
увеличивался с 7 до 8 лет. Реальные были переделаны в реальные училища, где
термин учения укорачивался с 7 до 6 лет. Право поступить в технические
высшие учебные заведения могли только те, кто окончил седьмой
(дополнительный) класс училища. По-прежнему существовали средние учебные
заведения церковного ведомства – духовные семинарии.
В ходе реформы учебные заведения разных ведомств перешли в подчинение
Министерства народного просвещения. В деревнях были ликвидированы школы
Министерства государственных имуществ, участвующих контор, школы помещиков,
православного и католического духовенства. Были закрыты дворянские частные
училища, которые существовали в западных губерниях. Начальными школами в
деревнях стали народные училища. По положению 1872г. создавались городские
училища, выпускники которых не могли поступать в средние учебные заведения.
При церковных приходах существовали частные приходские одно и двухклассные
школы дореформенного типа, а также двух, трех, четырехклассные мужские и
женские училища церковного ведомства.
Вместе с тем осуществление школьной реформы на Белоруссии совпала с
проведением жесткого курса в политике царизма после подавления восстания
1863-1864г. За участие преподавателей, студентов и учащихся в востании были
закрыты Горе-Горетский земледельческий институт, Новогрудская гимназия,
Свислочская и Молодеченская прогимназии. Были ликвидированы польские школы
и почти все частные училища как “рассадники полонизации”. В школах
запрещалось преподавание польского языка. Всем преподавателям и учителям
было приказано заботится о том, чтобы в стенах учебных заведений
разговорным языком был русский.
Несмотря на жестокий курс политики российского правительства в
области образования, а так же материальные трудности (одна школа
приходилась на 8-10 деревень, большая часть размещалась в непригодных для
занятий крестьянских домах, парт на всех учеников не хватало, учебных
пособий было мало, тетрадей ученики сельских школ не имели и т.д.),
выносливость белорусского населения к учению детей была большая.
В 1881-1889г. количество народных училищ в Белоруссии сократилось с
1198 до 999, одновременно было открыто 5814 церковно-приходских школ и школ
грамоты.1
1. “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г.,
стр.392
Были приняты меры для ограничения доступа в среднюю школу выходцам из
нижних слоев. Летом 1887г. выпущен циркуляр, который в среде прогрессивной
общественности получил название циркуляра “о кухарских детях”.
Средние учебные заведения находились в больших городах Белоруссии, в
них учились дети в основном представителей привилегированных слоев. В
1868г. на территории Белоруссии работали 6 мужских и 4 женских гимназии, 2
прогимназии, 4 духовных семинарии и Полотский кадетский корпус1. В них
насчитывалось 3265 учасщихся2 . Из всех средних учебных заведений только
мужские классические и реальные гимназии давали право поступления в высшие
учебные заведения. Остальные учебные заведения таких прав не имели, их