Культура Белоруссии и России 19-20 века

изучение и публикацию древних актов и документов по истории Витебского

края. Члены комиссии опубликовали ряд книг. В связи со столетием войны 1812

года комиссия организовала сбор средств на памятник воинам, которые погибли

на витебской земле. Памятник был поставлен в Витебске на берегу Западной

Двины.

Основаное в Минске в 1919г. Общество любителей природоведения ,

этнографии и археологии изучала Минскую обл., проводила исследования рек на

Полесье.

Одним из первых крупных исследователей Беларуси был учитель

И.И.Носович. В 1852-1869 г.г. он напечатал несколько сборников белорусских

поговорок и загадок, а в 1873 – собранные им “Белорусские песни”. Основная

работа И.И.Носовича, которой он отдал 16 лет, - “Словарь белорусского

наречия”, выпущенная в 1740 г. в Санкт-Петербурге.

Прекрасным исследователем бел. этнографии и фольклора является учитель

народных школ Витебска М.Я.Никифорский. Первая его работа была “Очерки

Витебской Беларуси”, которые давали характеристику общественного быта

белорусов. М.Я.Никифорский является автором самой большой работы по

материальной культуре белорусов 19 в. – “Очерки просто народного жития-

бытия в Витебской Беларуси и описание предметов обихода” (этнографические

вести). Он собирал и записывал фольклорные произведения, исследовал обряды,

привычки и веру.

Плодотворной была деятельность этнографа, фольклориста и археолога

Е.Р.Романова, учителя и инспектора народных училищ. Он опубликовал около

200 научных работ. Под его руководством было осуществлено несколько

этнографических экспедиций по Беларуси, во время которых собирались

материалы для “Белорусского сборника” - отдельной экспедиции материальной

культуры белорусов дореволюционного времени.

Значительный вклад в изучение бел. этнографии и фольклора внесли

учителя русского языка Новогрудского дворянского училища М.А.Дмитриева,

педагога Ю.Ф.Крачковского, сотрудника Витебского статистического комитета

А.М.Семянтевского, П.Ф.Шейна, М.Федоровского, А.Я.Богдановича и др.

В начале 20 в. новым вопросом в бел. этнографии стало изучение

материальной культуры и производительной деятельности населения. Делались

первые попытки научного анализа собранных материалов. Выводы своей

многолетней работы в области бел.лингвистики, этнографии и фольклористики

были опубликованы в 1905-1922 г.г. в трехтомнике (7 книг) “Белорус”, к

которому и сегодня обращаются научные и политические деятели.

Для изучения природных богатств Беларуси в 1910 г. была открыта

Беняковская сельскохозяйственная станция (Гродненская область), в 1913 г. –

Минская болотная станция.

Книжная и периодическая печать.

Буржуазная реформа 60-х годов 19 в. не изменили коренного положения в

отрасли печати. Временные правила (6 апреля 1865 г.) от предыдущей цензуры

освобождали только столичные ежедневные газеты и журналы, а также книги

объемом более 100 печатных листов. Все иллюстрированные сатирические

выпуски и вся провинциальная печать оставались по-прежнему под цензурой. В

1882 г. был принят закон, согласно которому пресса становилась в полную

зависимость от самовладения чиновников.

В 60-80 г.г. 19 в. в местных изданиях Беларуси выходили исключительно

религиозная и богословная литература, грамматики и азбуки, небольшие

сборники стихов. Книги выпускались главным образом на русском, еврейском и

польском языках, несколько книг в год выходило на литовском языке. На бел.

языке за эти года в стране не было выпущено ни одной книги.

Периодическая печать в Беларуси была представлена только официальными

органами. Среди них “Губернские ведомости”, которые выдавались за казенную

плату губернскими управлениями пол присмотром вице-губернаторов.

“Губернские ведомости” не имели широкой признательности у читателей среди

местного населения. “Епархиальные ведомости” предназначались для

православных праздников, преподавателей и учащихся духовных училищ и

семинарий. Их издание было вызвано борьбой православной церкви с

католической, после восстания 1863-1864 г.г.

В стране также выходила газета “Виленский вестник”, редактором которой

являлся известный этнограф А. Киркор. Газета выражала интерес той части

партии “белых”, которая надеялась достигнуть своих целей мирными средствами

– путем разговора с царизмом. Такая позиция газеты устраивала большинство

местных помещиков, которые и сложили основную массу ее подписчиков.

На страницах журнала “Вестник Зап.России” (редактор-издатель К. Говорский),

как и др. официальных периодических изданий, восхваляли царизм и

православную церковь, защищали шовинизм местной администрации и все ее

мероприятия по расширению русского влияния в стране, осуждалось восстание

1263-1264 г., искажались его идеи и действующие силы. Экскурсы в историю,

материалы по этнографии и культуре Беларуси, которые размещались на

страницах официальных органов, в своем большинстве утверждали, что Беларусь

и белорусы не имеют права на самостоятельное политическое и культурное

развитие.

В 1886 г. началось издание в Беларуси первой легальной, не зависимой

от правительства, литературно-политической газеты “Минский листок”. С 1902

г. она выходила под названием “Северо-Западный край”. В “Минском листке”

сотрудничали поэт Я.Лучина, историки и этнографы А.Я.Богданович, М.Я.Янчук,

М.В.Довнар-Запольский и др. На страницах газеты печатались материалы и

исследования по этнографии, фольклору и истории Беларуси, стихи белорусских

поэтов на родном языке, критические взгляды на произведения литературы и

искусства 19 века.

В 90-е г. 19 века началось некоторое оживление подцензурной

белорусской печати. Поэма “Тарас на Парнасе”, например, трижды

переиздавалась в Витебске, дважды в Гродно и Могилеве. В 1900-1905 гг.

вышли из печати маленькие книжечки: “Вязанка” Я.Лучины, “Калядное писание

1904г.”, “Великодное писание” и “Переложение некоторых басен Крылова на

белорусское наречие” М.Косиля.

В 1906 г. в Петербургском издании “ Заглянет солнце в наше оконце”

были выпущены: “Белорусский букварь, или Первое научное читание” и “Первое

читание для детей – белорусов”, напечатанные кириллицей и латиницей. Затем

издательство начоло выпуск серии книжек “Белорусские песняры”, за изданием

которой вышел сборник стихов “Дудка белорусская” и “Смут белорусский”

Ф.Богушевича, “Жалейка” Я.Купалы. Петербургский комитет по делам печати

начал криминальное превледование издательства.

В 1908-1914 гг. на книжный рынок поступили белорусские издания

семидесяти названий общим тиражом 226.000 экземпляров1.

Революция 1905-1907 гг. вызвала оживление периодической печати.

Появилось множество новых газет и журналов разных политических направлений.

Наиболее значительными местными буржуазно-либеральными изданиями были

“Северо-Западный голос”, “Свободное слово”, “Голос провинции”, “Окраина” и

др.

Октябрьско-черносотенная печать Беларуси была представлена

“Белорусским вестником”, “Минским словом”, “Крестьянином”, “Северо-Западной

жизнью” и др. изданиями. Характерным отличием права и прессы являлись

антипольские и антиеврейские выступления, непризнание белорусской нации.

В годы революции местные социал-демократические организации издавали

нелегальные газеты “Листок полесского комитета РСДРП”, “Листок Северо-

Западного союза РСДРП”, “Минский летучий листок”, “Солдатская жизнь” и др.

Для пропаганды своих идей Минская большевистская группа использовала газету

“Северо-Западный край”.

1 сентября в Вильно вышел первый номер еженедельной газеты на

белорусском языке “Наша доля”, которая издавалась группой деятелей

Белорусского социалистического общества. Пять из шести номеров этой газеты

были конфискованы, на шестом номере ее издание остановлено. Решением

судовой палаты в январе 1907 г. издание “Нашей доли” окончательно

запрещено.

3 сентября 1906 г. в Вильно начала выходить газета “Наша нива”.

1. “История Беларуси” Я.К.Новика и Г.С.Марцуля, ч.1,Мн1998,стр.401.

Развитие белорусской литературы.

В другой половине 19 века начался новый этап в развитии белорусской

литературы, обусловленный новыми явлениями в социально-экономической и

политической жизни. Заканчивался период исключительно полуанонимного

нелегального развития литературы. Писатели постепенно преодолевали узкое

фольклорное описание, становились на путь создания развитой литературы. Шел

процесс ее жанрового обогащения, усовершенствование стихописания.

Значительный след в развитии белорусской литературы оставило восстание

1863-1964 гг. Широко распространялись ананимные “разговоры”, сложенные

деятелями польского национально-вызволительного движения, адресованные

белорусским крестьянам, и посвященные критике социальных порядков в царской

России. Ярким примером художественной революционной публицистики является

газета К.Калиновского “Мужыцкая правда” и “Письмо из-под виселицы”.

Используя фольклорную символику и традиционную форму народных “разговоров”,

автор “Мужыцкой правды” призывал крестьян к борьбе за лучшую долю.В “Письме

из-под виселицы” К.Калиновский прощается со своим народом перед наказанием

смертью и высказывает веру в то, что народ еще поднимется на борьбу.

Белорусская литература демократического направления в это время

обогатилась рядом новых ананимных произведений-стихов, “разговоров”,

которые ярко отображают революционно-демократическое настроение нироких

масс белорусского крестьянства. Примером является “Дядя Антон, или Разговор

обо всем, что болит, а почему болит – не знаем”. Она написана живым родным

языком, в реалистической манере.

Традиции начала 60-х гг. продолжили Ф.Богушевич, А.Гуринович,

Я.Лучина, которые пришли в литературу в конце 80-х – начале 90-х гг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать