Культура Белоруссии и России 19-20 века

выпускники занимали служебные должности.

В 70-е г. были открыты реальные училища в Пинске и Минске, в 1885г. –

в Могилеве. В 1898г. количество средних учебных заведений в Белоруссии

увеличилось до 20, в них училось 5000 человек3.

В начале 20в. в системе школьного образования Белоруссии произошли

новые изменения. Уменьшилось количество школ церковного ведомства и вместо

церковно-приходских школ открывались народные училища. В начальных школах в

1911г. училось только 18,4% детей школьного возраста4. Городские училища

были переделаны в высшие начальные училища – 4-х классные образовательные

школы повышенного типа. Увеличилось количество средних учебных заведений

(полных и не полных): в 1914г. их насчитывалось 88133 государственных и 55

частных из 31,5 тысяч учащихся5.

1 “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г.,

стр.392

2. “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г.,

стр.392

3. “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г.,

стр.392

4. “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г.,

стр.392

5. “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г.,

стр.392

Профессиональное обучение

Возникновение средних и низших технических училищ относится к 60-м г 19в. В

1889г были выработаны уставы трех основных типов промышленных училищ:

средних и низших технических и ремесленных училищ. К разряду низших

технических училищ относились железнодорожные училища. в 1893г возник новый

тип промышленных -технических учебных заведений – школа ремесленных

учеников, а в 1895г был выработан тип нижней ремесленной школы.

Нижние сельскохозяйственные школы разделились на общие и специальные.

К профессиональным учебным заведения относились медицинские училища,

художественные классы, вечерние профессиональные курсы, музыкальные

училища. С 1865г. начал свое существование и такой тип профессиональной

подготовки, как ремесленные классы и отделения при всеобщей образовательной

школе.

Эти разнообразные типы профессиональных школ подчинялись разным

государственным учреждениям. Большинство из них принадлежало Министерству

народного образования. Министерство земледелия контролировало

сельскохозяйственные и лесные щколы, Министерство финансов – коммерческие,

художественно промышленные заведения, Министерство путей сообщений –

технические железнодорожные училища, Министерство юстиции –

земледельческие.

Все отмеченные типы профессиональных школ существовали на территории

Белоруссии одним из первых профессионально-техническим учебным заведением

было Горатское ремесленное училище, открытое в 1872г. на базе Горатского

механического завода.

Большинство промышленных школ Белоруссии было открыто в конце 80-х

начале 90-х годов, что вызвано широким строительством лесопильных и

кирпичных заводов, спичечных и фанерных фабрик. В 1890г. начало свое

существование Александровское ремесленное училище в Гродно для подготовки

столяров, слесарей, кузнецов.

В связи с развитием железнодорожного транспорта в 1878г. открыто

Гомельское техническое железнодорожное училище. Срок обучения длится до

пяти лет. Получив квалификацию рабочие направлялись в ремонтные мастерские

Либово-Роменской железной дороги.

Продолжало Горатское земледельческое училище, среднее

сельскохозяйственное учебное заведение открытое еще в 1840г. Обучение здесь

включало общеобразовательные и специальные предметы, а также множество

практических занятий по ботанике, метеорологии, геодезии, зоологии,

анатомии, цветоводству. Училище имело свою библиотеку, ботанический сад,

пасеку, животноводческую ферму. При училище действуют землемерные классы.

Переделанные в 1909г. в средние землемерно-аграрные училища.

В 1878г. была открыта Марьиногорская казенная сельскохозяйственная

школа. Она относилась к общим низшим сельскохозяйственным школам первого

разряда. При школе имелась ферма в размере 150 десятин земли. В

животноводческом хозяйстве разводились племенные животные. Одной из целей

существования школы, вместе с подготовкой специалистов. Было

распространение среди крестьян передовых методов ведения сельского

хозяйства. За участие в сельскохозяйственной выставке, организованной

Минским сельскохозяйственным товариществом, Марьиногорская школа была

награждена золотой медалью.

В Белоруссии существовал ряд специальных сельскохозяйственных школ:

Зеновьевская школа садовых рабочих (Могилевский уезд), Практическая школа

скотоводов в поместье Лявки, Ждановичевская женская школа молочного

хозяйства, Бобруйская школа садоводства, огородничества и хмелеводчества,

Полодская низшая лестна школа и др.

Сельскохозяйственное образование осуществлялось и путем организации

курсов, классов, лекций для желающих получить некоторые сведения по разным

отраслям сельского хозяйства.

В Белоруссии были распространены женские профессиональные учебные

заведения. Преобладали школы кройки и шитья и рукодельные классы.

Выпускницы получали аттестаты, которые давали право открывать частные школы

и курсы швейного мастерства.

Подготовка среднего медицинского персонала происходила в ветеринарно-

фельдшерских школах. С 70-х годов 19в. существовали Могилевская, Витебская,

Гродненская повивальные школы, Могилевская центральная фельдшерская школа.

В начале 20в. возникла в ветеринарно-фельдшерских школа Минского

губернского уезда, фельдшерско-акушерские школы в Витебске и Минске,

повивальная школа в Гомеле, частная зубоврачебная школа в Минске.

Во второй половине 19в. в Белоруссии была положена основа

педагогическому образованию. В итоге проведения школьных реформ 60-х г.

увеличилась сеть начальных народных училищ, что вызвало необходимость в

педагогических кадрах. Для их подготовки сделаны педагогические учебные

заведения – учительские семинарии. Молодеченская педагогическая семинария,

первая в Белоруссии и вообще в Российской империи, начала свою деятельность

осенью 1864г. В 1872г.была открыта Молодская учительская семинария, 1874г.

Несвижская, 1876г. Свислогическая семинария. В начале 20в. открыта также

Борисовская, Бобруйская, Гомельская, Оршанская, Рогачевская, Мстиславская и

Городская учительские семинарии.

Проблему подготовки учителей должно было решить и создание

педагогических институтов. Первый педагогический институт на территории

Белоруссии был открыт в 1910г. в Витебске. В 1913г. начались занятия в

Могилевском, а в 1914г. в Минском педагогическом институтах.

Общеобразовательная подготовка выпускников педагогических институтов

была ниже, чем учащихся гимназий и реальных училищ. Поэтому пединституты не

только не являлись высшим учебным заведением, но и не пользовались правами

средней школы: их выпускники не имели права поступать в высшие учебные

заведения.

Для скорейшей подготовки учителей Министерство народного образования

создавали при высших частных училищах двулетние педагогические курсы.

Учителей для церковно приходских школ готовили церковные-педагогические и

второкурсные педагогические школы, духовные семинарии и женские

епархиальные училища, что принадлежали духовному уезду.

Высших учебных заведений на территории Беларуси не было. Официальные

власти неоднократно уклоняли ходатайство общественности о закрытии в

Беларуси университета или политехнического института.

Таким образом, профессиональное образование на территории Беларуси

развивалось быстрыми темпами. Первые низшие профессиональные школы,

ремесленные классы и отделения при общеобразовательных школах.

Разнопрофильные и разнотипные профессиональные учебные заведения готовили

квалифицированных специалистов в области промышленности, сельского

хозяйства, торговли, медицины, просвещения, что соответствовало требованиям

социльно-экономического и культурного развития страны.

Научные исследования истории Беларуси, быта и культуры ее населения.

После восстания 1863-1864 г.г. возрос интерес прогрессивной

интеллигенции к истории, быту и культуре населения Беларуси.

По-прежнему значительный вклад в изучение края вносили ведущие научные

центры России – Академия наук, Московский и Петербургский университеты, в

которых работали известные знатоки культуры и быта белорусов – А.А.

Шахматов, А.И.Соболевский, М.А.Янчук.

В 60-70 г.г. 19 в. изучение Беларуси постепенно стало делом местной

интеллигенции, начали формироваться регионные этнографические центры. Одним

из таких центров – Юго-Западное отделение Русского географического общества

– находился в Вилне. Оно имело в своем составе более трехсот членов. Они

осуществляли экспедиционную работу по изучению Беларуси и собирали

фольклорно-этнографические и археологические материалы. За время

существования отделения вышли из печати 4 книги “Записок”, в которых

опубликовано 12 работ, посвященных быту, культуре и устно-народному

творчеству белорусов.

В 1902 г. по инициативе Е.Р.Романова в Могилеве было образовано

общество по изучению белорусского края (в 1913 г. переименовано в общество

по изучению Могилевского уезда) и Историко-этнографический музей. В 1908 г.

в Минске был организован церковный историко-археологический комитет,

который выдавал работы под названием “Минская старина”. В 1909 г была

образована Витебская комиссия, деятельность которой была направлена на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать