обедневшего помещика. В 1896 году Александр оканчивает юнкерское училище и
принимается в один из лучших казачьих полков, расквартированных в Москве.
Семь лет офицерской службы разочаровали Ханжонкова - сделать карьеру без
денег и связей было нелегко и он стал думать об отставке. Увидев первый раз
фильм, Ханжонков решает связать свою карьеру с кинематографом. Он
знакомится с Ошем и выйдя в отставку и получает реверссумму в 5 тысяч
рублей, на которую открывает прокатную контору в Москве.
Став представителем УРБАН и ЭКЛИПС, Ханжонков и Ош (который работал
до этого у Пате) стали продавать картины этих фирм, по 6-12 картин
(себестоимость была 40 копеек, а отпускная цена - 55 копеек, т.е. их
прибыль составляла ~10%). Первые шесть месяцев они едва сводили концы с
концами. Летом 1907 года фирма "Э. Ош и А. Ханжонков" снимает картину
"Палочкин и Галочкин", но она не была выпущена, т.к. оказалась неудачной
(что сказывалось непрофессионализмом - кое-где не было видно голов у
клоунов или было отрезано камерой все, кроме руки и т.п.). После неудачной
закупки Ошем американских картин, Ханжонков выкидывает его из дела.
Поправив дела фирмы, продав несколько десятков удачных картин, Ханжонков,
без труда смог найти компаньонов с вкладами по 5 тысяч рублей. Оба
компаньона были заняты своими делами и не вмешивались в дела фирмы (один из
них был секретарем правления Высшего коммерческого училища, а второй -
бухгалтером). С этими новыми компаньонами он учредил фирму "А. Ханжонков и
К(", которая начала функционировать в новом помещении в Савинском подворье.
Помещение было хорошо отделано и имело проекционный зал. Прибыли,
отобранные Ханжонковым, картины фирм: Урбан, Эклипс, Мелье, Гелворт,
Биоскоп, а также Италафильм и аппараты "Теофиль Пате" и поющие аппараты
Жоржа Мандель, и дела фирмы резко пошли на повышение. Был куплен аппарат
для создания надписей Гомон у закрывшегося представительства Гогион и
Сиверсен, что позволило писать русские титры к иностранным фильмам.
Оборудовав лабораторию на пропускную способность 500 метров пленки в сутки,
Ханжонков решил заняться выпуском собственных картин. Сначала это были
видовые картины. Снимал Сиверсен, который был первым оператором фирмы.
Первая картина была о московском Кремле, потом они сняли еще несколько
хроник, соперничая с русскими хрониками Пате и Дранкова.
В начале 1908 года Ханжонков посетил Дранкова, чтобы продавать его
картины через свою контору (по предложению второго). "Наши хроники ничуть
не уступали по качеству хроникам Дранкова и Пате. Мы, правда, не гнались за
сенсациями, но увлекались этнографическими и географическими сюжетами." -
А. Ханжонков. Ханжонков решает поставить художественный сюжетный фильм. Его
внимание привлекает цыганский табор, но при виде камеры (точнее при съемке)
цыгане переставали петь и танцевать и смотрели на скрежещущий аппарат.
После проявки стало ясно, что фильм не вышел - негатив пустили на "концы".
Осенью 1908 года появилась первая русская картина, разыгранная на воле -
"Стенька Разин" (Понизовая Вольница). Она шла с не меньшим успехом, нежели
шедевры "Фильм д`Ар". Это был фильм фирмы Дранкова. После неудачи с
цыганским табором Ханжонков долго пытался привлечь московских актеров к
съемкам, но лишь с переходом к нему В.М. Гончарова (вдохновителя Стеньки
Разина) они смогли преступить к съемкам сразу трех картин: "Песнь про купца
Калашникова", "Выбор царской невесты" и "Русская свадьба в шестнадцатом
столетии".
Появилось сообщение в прессе о землетрясении в Сицилии и Ханжонков дал
срочную телеграмму "Итала-филм", чтобы их оператор, за счет фирмы "А.
Ханжонков и К(", выехал в Мессину и отснял разрушения. Фирма экстренно
отпечатала 60 экземпляров и доставила их с курьером через пограничную
таможню, а не через Московскую (которая не работала по случаю праздника).
Расчет был правильный - в то время, как "Землетрясение в Мессине", заснятое
почти всеми крупными фирмами (такими как Гомон и Пате) лежало на московской
таможне, Ханжонков успел собрать заказы и разослать все копии пленки по
крупнейшим городам России (доставка, что интересно, осуществлялась через
проводников поездов). Это был рекорд по доставке и распространению
сенсации.
Весной 1908 года рынок оказался перенасыщен иностранными картинами.
Понизился спрос на них. Летом, после открытия "Первой в России специальной
прокатной конторы Аргасцева" в Москве, прокат стал узаконенной формой
обращения картин на рынке. Поставщики картин больше не общались с
театровладельцами - между ними вырос прокатодатель.
Видовые и хроникальные картины, снятые вне ателье были удачнее. В 1909
году выходит "Купец Калашников" и сразу приносит бешеную популярность. Из
выпущенных в этом сезоне картин наибольшим успехом пользовались: "Ермак",
"Власть Тьмы" и "Коробейники". Успех в России картин с русскими сюжетами
вызвал возникновение скороспелых кинопроизводств. Таковы были: о-во
"Аполон" и фирма Каржинского в Питере, фабрика военных и спортивных картин
Далматова, прокатная контора Мишенькова в г. Уфе, выпустившая "Виды Урала",
на юге - товарищество "Эльбрус" (среди хроник фирмы "Аполон" следует
отметить съемку "Закладка мечети в Санкт-Петербурге").
За 1909-1910гг. число прокатных контор сильно возросло. Возросла и
конкуренция между ними - оптовым покупателям предоставлялись скидки и
кредиты. Но вследствие конкуренции друг с другом, прокатные конторы, с
одной стороны закупали картин более, чем допускал их бюджет, и с другой -
отдавали картины в прокат ниже нормальных расценок, тем самым, еле-еле
сводили концы с концами. Торговля, главным образом, сосредоточилась в руках
крупных фирм: Пате, Гомон и фирмы Ханжонкова. Рынок расширялся. В Москве
возник ряд новых кинотеатров: "Художественный", "Технический клуб",
"Большой Парижский", "Континенталь", "Экспресс", "Железнодорожный клуб",
"Вулкан", "Гранд-Электро", "Б. Арбатский", "Волшебные грезы", "Стелла".
Внешний вид кинотеатров за последние два года улучшился. Теперь даже в
провинциальных городах было трудно встретить кинотеатр без фойе, буфета,
раздевалки и прочих удобств для зрителей. Музыкальное сопровождение сделало
большой прогресс. Раньше никакой потребности в специальной музыке при игре
под картины не ощущалось: аккомпаниатор хорошо знал, что под драму надо
играть вальс, под комическую - галоп, а под видовую, в зависимости от
темпа, что-нибудь из других танцев. Теперь в крупных кинозалах не только
подбиралась аккомпаниатором специальная музыка под картины, но кое-где даже
появились небольшие (в 3-5 человек) оркестровые ансамбли. Но ансамбли
украшали только большие кинотеатры, а в кино для простонародья, например,
кинотеатр "Аванс", где вход стоил только 12 копеек, сеанс сопровождался
игрой четырех владимирских рожечников.
Из общекинематографических событий следует отметить цензурный нажим в
конце 1910 года. Запрещалось демонстрировать истории из Ветхого и Нового
завета, изображение Христа, девы Марии и святых угодников, революционные
события в Португалии, забастовки во Франции и Германии, портреты деятелей
разогнанной Думы (Муромцева) и, наконец, наряду с этим - порнографию. С
декабря 1910 года к двум кинематографическим журналам "Сине-Фоно" и Кине-
журнал" присоединился еще один - Вестник Кинематографии, в рождении
которого был повинен А. Ханжонков (т.к. фирма "А. Ханжонков и К(" увеличила
свои обороты и расширила свои функции до всероссийских масштабов).
Ханжонкову захотелось непосредственно влиять на растущее кинопроизводство.
Некоторое время спустя последовало запрещение выводить в сюжетах кинокартин
действительными лицами высочайших особ иностранных держав, а также офицеров
русской армии.
Для репертуара 1910-1911гг. характерно появление легальной,
разрешенной цензурой, порнографии, заменившей с успехом парижский жанр.
Картины под названием "Белые рабыни", "Черные рабыни", словом "рабыни" всех
мастей наводнили рынок и смаковались на все лады под личиной борьбы с
проституцией. Среди этих картин, в конце 1910 года появилась одна -
"Бездна", длиною 850 метров. Это была норвежская картина, приобретенная
варшавской конторой "Сфинкс" с правом монопольной эксплуатации в России.
Картина, как по длине своей, так и по содержанию была новостью:
исполнительница главной роли в ней - Аста Нильсен, не блистающая красотой,
но одаренная необыкновенным талантом, показала целую гамму душевных
переживаний оскорбленной и обманутой в самых чистых надеждах женщины.
Прекрасная и художественная картина "Бездна", пользовавшаяся повсюду
исключительным успехом, вызвала в России подражание: почти все кинофабрики
начали поиски "кинозвезд" и съемку их в аналогичных ролях, причем недостача
талантов искупалась телесной красотой исполнительниц; мораль картин стала
незаметно сползать к уровню "рабынь", а иногда и много ниже.
Перед окончанием съемочного сезона (съемочный сезон длился с осени до
лета) к Ханжонкову обратился режиссер В.М. Гончаров (который в течение
последнего года оставил память о своей работе во всех московских фирмах,
занимавшихся постановкой русских картин) и настоял на принятии "миссии"
(командировки) в Петербург для ходатайства о получении высочайшего
соизволения на постановку картины "Оборона Севастополя". Высочайшее
соизволение на кинопостановку было тогда крупнейшим событием, оно вызвало
отклики и в столичной и в провинциальной прессе. На картину было выделено
15 тысяч рублей, чтобы картина вышла очень хорошая. И в начале лета 1911
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10