доверялся, знал, что актер сделает все возможное. А какой-либо своей
концепции в режиссуре, видимо, у него не было. Многие актеры были очень
довольны таким положением вещей и поэтому отлично ладили с Евгением
Францевичем".
Бауэр нередко привлекал к съемкам и случайных людей, если их внешность
соответствовала задуманной идее фильма. Так была приглашена и Вера
Холодная. И естественно, «школа» Бауэра многое дала актрисе, проработавшей
с ним более года и снявшейся в восьми его фильмах. Но, по воспоминаниям
Софьи Васильевны Холодной, Вера Васильевна, уже будучи кинозвездой первой
величины, продолжая работать у Бауэра, сама стараясь быть не замеченной
зрителями, часто посещала второстепенные кинотеатры Москвы, внимательно
всматривалась в киноленты с ее участием, чутко прислушивалась, как
реагировали на них зрители. Актриса пыталась разобраться в собственной
игре, понять причины своих просчетов и удач.
Но вернемся к фильму «Жизнь за жизнь». Сценарий его был написан по
роману французского писателя Жоржа Онэ «Серж Панин». Были и другие названия
у этого фильма в прокате, так, например, «За каждую слезу по капле крови».
У зрителей и критики фильм имел грандиозный успех. Образ Наты, созданный
Холодной, приобрел особенную убедительность в силу соответствия внутренних
данных артистки искомому характеру. Конечно, в смысле актерского мастерства
Вера Холодная не могла соперничать с артисткой МХТ Л. М. Кореневой,
игравшей Мусю, но талант, интуиция совершили чудо.
«Игра Л. М. Кореневой внимательно следилась, волновала и трогала -
писал в 1918 году Воронин, но запоминался образ другой героини, которая не
играла, но жила на экране, была в родной стихии и в этом царстве
возникающих из мрака и в мрак уходящих теней» '".
Н. А. Болобан, собиравший о Вере Холодной материалы на протяжении
нескольких десятков лет, в своих воспоминаниях пишет, что он несколько раз
смотрел в разное время фильм «Жизнь за жизнь» и каждый раз находил все
новые и новые штрихи таланта и задушевности в игре В. В. Холодной.
После первых же дней демонстрации фильма «Жизнь за жизнь» имя Веры
Холодной на рекламных афишах и объявлениях переместилось со второго места
на первое, ранее занимаемое Л. Кореневой. Так она стала кинозвездой первой
величины и заняла трон «королевы экрана».
Веру Холодную знали и любили как киноактрису, но не многим известно,
что наиболее полно она раскрывалась в своих концертных выступлениях. Даже
К. Станиславский считал ее возможной исполнительницей Катерины в «Грозе»:
великий режиссер и педагог, судя по всему, видел у кинозвезды задатки
настоящей драматической актрисы. Газета «Театр» в то время писала: «Обычно
артисты речевой сцены идут в киноателье. Здесь наоборот: артистка кино идет
в речевой театр. Это уже не первый опыт г-жи Холодной. Текущий сезон
артистка провела в частных гастролях по подмосковной провинции с целью
практически ознакомиться с условиями обычной сцены перед своим вступлением
в труппу студии Художественного театра, куда артистка приглашена К. С.
Станиславским еще в прошлом сезоне».
В одном из своих писем С. Холодная вспоминает, как это было: «После
того, как Вера Васильевна проработала год или немного больше (в кино), ее
пригласил к себе в Художественный театр Станиславский и предложил ей играть
роль Катерины в «Грозе» А. Н. Островского. Она сочла это предложение за
великую честь, долго беседуя со Станиславским, но отказалась играть на
сцене такого замечательного театра. Любовь ее к своему «великому немому»
превысила все. К тому же она говорила, что в Художественном театре над
одной ролью работают целый год, а потом ее играют раз 20-30. Вера
Васильевна торопилась жить, будто у нее было предчувствие, что она
недолговечна».
В скольких концертах она выступила за четыре года своей работы в
кинематографе, подсчитать невозможно, достаточно сказать лишь, что на
гастролях она побывала в трех десятках городов. Первый концерт, освещенный
в печати,-25 января 1916 года, мы упоминали о нем, был дан в пользу жертв
войны. Некоторое время спустя в здании Хлебной биржи состоялся грандиозный
карнавал. В концертной афише Веру Холодную называли русской Линой
Кавальери. Сбор поступал в Комитет Всероссийского Земского Союза. Весной
того же года состоялся концерт в зале Синодального училища с участием
Холодной, Максимова и других артистов, сбор от которого шел на подарки
«солдатам в окопах». Она принимала участие в «Празднике песни» в театре
сада «Аквариум», сбор от которого шел в пользу воинов передовых позиций. Во
всех этих эстрадных представлениях Вера Холодная танцевала, причем многие
танцы ей ставил выдающийся русский балетмейстер К. Я. Голейзовский. В свой
репертуар артистка включила мелодраму Э. Элирова «Рука»: проникший в номер
гостиницы апаш вначале пытается ограбить одинокую женщину, а затем,
плененный ее красотой, заставляет танцевать с ним танго...
Прослышав о предстоящем отъезде Веры Холодной из Москвы, журналисты
поместили в газетах сообщения, что она должна приехать то в Петроград, то в
Ярославль, то в Одессу. В действительности же по дороге в Одессу Вера
Холодная и Осип Рунич выступили в Киеве в Свободном театре, где разыграли
мелодраму. Билеты на спектакли были распроданы заранее по повышенным ценам
и прошли «при битковых сборах».
После гастролей в Киеве В. Холодная с не меньшим успехом выступила в
Харькове и, наконец, в Одессе, где ей буквально не давали проходу. Журнал
«Мельпомена» по этому поводу сообщал: «...в антрактах самобытная публика
стаями ходила за актрисой Верой Холодной - глазеть на «королеву экрана» до
того назойливо, что «виновнице торжества» под конец пришлось уйти из
театра... ».
Журнал «Фигаро» сообщал: «В Кишиневе, на концерте Изы Крамер, посреди
симфонии вдруг все на стульях вскакивают. Паника... Дамы стали подбирать
подолы... Ясное дело, что где-то лопнули трубы и сад через 5 минут будет
затоплен водой... Оказалось же, что в саду появилась Вера Холодная!
Ринулись туда, опрокидывая стулья. И как факт передаю вам, сам видел, как,
окружив артистку, восторженная толпа, в лице особенно восторженных
поклонников, тянула ее за платье». Что же касается игры актрисы, тот же
журнал писал: «Успех гастролеров в мелодраме «Рука» и «Последнем танго» -
успех исключительно оглушительный, в стиле недавних взрывов (здесь имеется
в виду взрыв пороховых складов в Одессе, повлекший за собой большие
разрушения). В нем по-своему, по экранному, много эффекта и жгучей
экспрессии в глубоких глазах Веры Холодной...». Откликнулся на эти события
и журнал «Фигаро»: «Справедливость требует прибавить, что г-жа Холодная еще
человек культурный и тонкий. Культурность и тонкость ее особенно выступают
в сцене перед зеркалом, когда, поднося ко рту бокал с вином, она неожиданно
замечает на стене ужасную руку. Холодная вдруг цепенеет, застывает, и глаза
ее, огромные, бездонные, с длинными ресницами, так хорошо знакомые нам по
кинофильмам с ней, расширяются в испуге. В эту минуту она живо напоминает
прелестный рисунок утонченной женщины в манере Обри Бердслея...»
О выступлении с той же мелодрамой в концерте-бале, где принимало
участие более ста пятидесяти виднейших артистов театра, оперетты, эстрады и
кино, музыкантов и поэтов, находившихся тогда в Одессе, Н. А. Болобан
записал воспоминания одного из участников этого вечера А. М. Громова,
тогдашнего ответственного секретаря профсоюза театральных работников:
«Зрительный зал переоборудовали под кабаре, в нем установили столики. Так
как вечер был благотворительный, «дамы-патронессы» (хозяйки вечера) Тамара
Грузинская, Иза Крамер, Эльза Крюгер, Е. Никитина, Е. Полевицкая бойко
торговали шампанским. Среди участников концерта выступала и «королева
экрана» Вера Васильевна Холодная с ее неизменным партнером О. И. Руничем.
Они исполнили мимическую сцену под названием «Рука» Э. И. Элирова. Несмотря
на то, что в зале было довольно шумно, что затрудняло выступления даже
очень популярных исполнителей, сцена «Рука» прошла в абсолютной тишине: то
выступала Вера Холодная, пользовавшаяся неизменной любовью зрителей и
артистов. Вера Холодная после своего выступления на вечере не осталась. Я
видел, как она, одетая, в сопровождении О. Рунича направилась к выходу.
Видимо, она уже тогда почувствовала себя плохо...»
Как обычно, с юмористическими рассказами выступал с неизменным успехом
Леонид Утесов. Артистов в программе было так много, что концерт закончился
к утру». В том же плане, что и «Рука», но уже с текстом был поставлен номер
«Последнее танго». Практически это был перенесенный с экрана фрагмент
фильма, а точнее, танец Кло и Джо в момент убийства неверной возлюбленной.
Он шел также с огромным успехом. Но уже чисто драматический материал
представляли собой одноактные пьесы «Официант», также Э. Элирова, и «Самая
маленькая трагедия». Все перечисленные одноактные пьесы входили в программу
спектакля-концерта. Основным партнером Веры Холодной был Осип Рунич. Ставил
их Петр Чардынин. Надо сказать: драматургия этих произведений была далека
от совершенства, но все же она давала возможность актрисе проявлять свой
талант. С самой лучшей стороны показала она себя также в характерной роли
Мушки - в тонкой и изящной трехактной комедии классика польской литературы
Табриэли Запольской «Козырь», высмеивающей бесцельное существование
молоденькой провинциальной барыньки.
После Февральской революции 1917 года среди прогрессивно настроенной
части творческой интеллигенции началось движение по сбору средств в пользу
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10