все - студенты и жандармы, писатели и проститутки, интеллигенты в очках, с
бородкой, рабочие, приказчики, торговцы, дамы света, модистки, чиновники -
словом, все... Как могучий завоеватель надвигается кинематограф. Повторяю
-этому ни радоваться, ни печалиться. Это - стихийно, Грядущее царство
кинематографа неизбежно» - писал в то время А.Серафимович.
С большим успехом шли экранизации произведений русской классики:
«Гроза», «Бесприданница», «Обрыв», «Преступление и наказание», «Каширская
старина», в которых снимались замечательные драматические актеры: П.
Орленев, Р. Адельгейм, Л. Вивьен, В. Пашенная, Е. Рощина-Инсарова, Л.
Юренева, во «фрачных ролях»-король экрана В. Максимов. Понимая, что не все
еще совершенно в этом виде искусства, великий русский певец Ф. И. Шаляпин
(кстати, один из первых русских артистов, снимавшихся в кино) утверждал,
что кинематографу предстоит большое и славное будущее. Надо только очистить
его от пошлости и мишуры. К сожалению, последнее настолько превалировало на
экранах кинотеатров, что за ним порой трудно было рассмотреть ростки
положительного. Прозорливым оказался великий реформатор сцены К.
Станиславский, беспрепятственно позволявший актерам Московского
Художественного - М. Германовой, О. Гзовской, А. Санину, Е. Вахтангову, М.
Чехову, К. Хохлову - сниматься в кино. Предощутила прогрессивное развитие
кинематографа и Вера Холодная. Объективности ради надо сказать, что не
только творческие устремления двигали ею, когда она решилась попробовать
свои силы на кинофабрике «В. Г. Талдыкин и К°», что за Донским монастырем.
К дверям павильона ее привела еще и причина довольно прозаическая: желание
заработать. Семья Холодных испытывала материальные затруднения.
Оставшийся безвестным кинооператор, снимавший впервые будущую
«королеву» экрана, потратил тогда несколько метров пленки на то, чтобы
убедиться в ее фотогеничности. Но эта проба, увы, ничего не изменила в
судьбе Холодной. А тут еще вдобавок ко всему Германия объявила войну
России. Владимир Григорьевич Холодный был призван в армию, и материальное
положение семьи еще более ухудшилось. Казалось бы, когда загремели пушки,
музы должны были умолкнуть. Отечественный экран заполнили ура-
патриотические фильмы вроде «Козьмы Крючкова»-лихого казака, десятками
уничтожавшего немцев, да дешевые агитки, ратовавшие за войну. «Юной
дебютанткой В. В. Холодной при таких условиях никто не заинтересовался, и
кинематография едва не потеряла возможность возвести на престол будущую
свою «королеву»-писала спустя четыре года, в 1918-м, в специальном номере,
посвященном В. В. Холодной, «Кино-газета». Но первая неудача и
экстремальные условия, к счастью, не поколебали решения Веры Холодной:
мужественная женщина, предоставленная самой себе, вскоре появляется в
киноателье «Тимана и Рейнгардта», выпускавшем популярную серию фильмов под
названием «Русская золотая серия», которую снимали в основном Я. Протазанов
и В. Гардин. Последний работал в это время над фильмом «Анна Каренина». К
нему и обратилась Вера Васильевна с просьбой, чтоб тот ее снял.
Гардин включил Холодную в группу «гостей на балу», но Вера не
согласилась, она попросила дать какую-нибудь роль. Режиссер снял ее в
бессловесной роли красавицы итальянки-кормилицы маленькой дочери Анны. Это
Гардина ни к чему не обязывало. Он абсолютно был уверен в том, что из нее
ничего не выйдет. К такому же мнению пришел и глава кинофирмы Тиман. Тем не
менее первый шаг в кино Верой Холодной был сделан в одном из лучших фильмов
того времени, под руководством выдающегося мастера своего дела и в
окружении артистов МХТ. По воспоминаниям самого Гардина, видимо, не
уверенного до конца в своем и Тимана приговоре, он дал Холодной записку и
направил к Е.Ф. Бауэру-режиссеру и художнику фирмы «Ханжонков и К°». По
другой версии - Бауэр как-то сам увидел Холодную в клубе «Алатр» и
предложил ей сняться... Сама же артистка вспоминала: "Бывая в «Алатре», я
встретилась там с Н. Туркиным, который тогда служил у Ханжонкова, он
пригласил меня к Ханжонкову, где мне поручили роль в «Песни торжествующей
любви». Я не решалась сразу браться за такую серьезную роль, я боялась за
игру и за лицо, так как мне говорили, что экран часто искажает черты, но
меня убедили сначала попробовать, и я согласилась".
Весной 1915 года, снимаясь у Бауэра, она получила приглашение на роль
Елены в фильме «Дети Ванюшина» по пьесе С.А. Найденова, сценарий его же.
Фильм этот, снятый фирмой И. Н. Ермольева в спешке, из-за конкуренции, не
получился, хотя, по отзывам современников, был не так уж и плох. Тем не
менее его не рекламировали, а принявшие в нем участие актеры даже скрывали
свои имена, что, впрочем, было невозможно, так как роль Алеши исполнял уже
широко известный тогда Иван Мозжухин, а другие роли - тоже достаточно
популярные артисты. Роль Елены не привлекла внимание критики, впоследствии
Вера Холодная даже не включила эту работу в свою фильмографию. Памятным
осталось лишь то, что первый и единственный раз она снималась вместе с
Мозжухиным.
Решающую роль в том, что Вера Холодная пришла в царство кинематографа,
стала артисткой кино, сыграл выдающийся русский кинорежиссер и
профессиональный театральный художник Евгений Францевич Бауэр. Он первым
подметил и сразу оценил врожденную способность естественного поведения Веры
Холодной перед объективом, ту главную особенность, которой обладала и
боготворимая ею Аста Нильсен. Впоследствии киноведы разного толка, стремясь
принизить значение Холодной, писали, что она в фильме «Песнь торжествующей
любви» была всего лишь красивой натурщицей. Но в том-то и дело, что с
первой большой роли в кино артистка отличалась своей неповторимой
индивидуальностью. Мы почувствовали этот дар сразу, просматривая ленты с ее
участием спустя три четверти века после их выхода на экран.
«Вера Холодная не создавала - писал в 1917 году критик Веронин - она
оставалась сама собой, она жила жизнью, данной ей; любила любовью, какую
знало ее сердце; была во власти тех противоречивых и темных сил своей
женской природы, которыми тонкий далекий дьявол оделил ее от рождения. Она
оставалась олицетворением пассивного существа женщины, чувства, отражающего
веселые и жестокие забавы судьбы, женщины, очарование которой так же
неразложимо, как бесспорно»
В ателье А. А. Ханжонкова Бауэр был ведущим режиссером. Он-то и
предложил Холодной главную женскую роль в фильме «Песнь торжествующей
любви». Хотя фильм этот был снят раньше банальной ленты «Пламя неба», тем
не менее последний вышел на экран раньше-4 августа, а первый-22 августа.
Таким образом, зрители впервые по-настоящему познакомились с Верой Холодной
в фильме «Пламя неба»-типичной салонно-психологической драме тех лет,
построенной на классическом любовном «треугольнике». Несколько слов о
сюжете: профессор астрономии, вдовец Ронов, женится на своей ученице-
курсистке Тане. Вскоре из-за границы возвращается сын Ронова - Леонид.
Молодые люди страстно полюбили друг друга, но скрывают свои чувства.
Однажды на прогулке их застала гроза. Раскат грома заставил Таню от страха
броситься на грудь Леониду. Тут они в первый и последний раз поцеловались.
Молния ударила в сторожку лесника, где они укрывались от грозы, и убила их.
Таким образом высшие силы-«пламя неба»-покарали молодых людей за грехи.
Вряд ли есть смысл останавливаться на анализе этой киноподелки. Отметим
лишь, что Вера Холодная сразу же привлекла внимание зрителей и прессы.
Московский журнал «Сине-фоно» писал: «Можно - поздравить акционерное о-во
«А.А. Ханжонков» с привлечением к экрану такой крупной артистической силы,
как В. В. Холодная: богатство и разнообразие мимики, изящество жеста,
благородная сдержанность игры, какая-то спокойная, уверенная манера держать
себя перед аппаратом - всеми этими незаурядными достоинствами блеснула
артистка в кинопоэме «Пламя неба» ".
Еженедельник «Театральная газета»: «... в центральной женской роли г-
жа Холодная. Артистка чрезвычайно эффектна, аппарат ее не волнует, и, она
сохраняет хорошую скульптурную упругость жеста и движения...»'".
Газета «Вечерние известия»: «Шедшая вчера драма «Пламя неба» с
участием г-жи Холодной, г. Вырубова и г. Азагарова в главных ролях дала
театру полный сбор, и последний сеанс прошел с аншлагом».
Для наших дедов и прадедов, для молодежи тех лет Вера Холодная стала
идеалом женственности и красоты. Критика единодушно отмечала ее врожденный
артистизм, то особое качество, которое не поддается анализу и без которого
немыслим настоящий актер.
Но вернемся к «Песне торжествующей любви» - одному из лучших русских
дореволюционных фильмов, встреченному зрителем еще более восторженно, чем
первый. Надо отметить сразу: средневековый сюжет тургеневской новеллы Бауэр
перенес в свою эпоху. Главные действующие лица получили имена Елены,
Георгия и Евгения и облачились в костюмы текущего времени. Неизвестно, чем
руководствовался в данном случае Бауэр, возможно, стремлением приблизить
прошлое к настоящему, возможно, соображениями экономии -средневековые
костюмы и декорации обошлись бы фирме Ханжонкова значительно дороже...
В журнале «Кинема», под заголовком «Исключительный успех», читаем:
«...первый просмотр выпускаемых фабрикой акционерного общества «А.
Ханжонков и К°» боевых картин... «Песнь торжествующей любви» по повести И
.С. Тургенева с участием артиста Императорских театров В. А. Полонского,
артистки В. В. Холодной и артиста театра «Соловцов» О. И. Рунича прошел при
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10