Курсовая по дореволюционному кино

все - студенты и жандармы, писатели и проститутки, интеллигенты в очках, с

бородкой, рабочие, приказчики, торговцы, дамы света, модистки, чиновники -

словом, все... Как могучий завоеватель надвигается кинематограф. Повторяю

-этому ни радоваться, ни печалиться. Это - стихийно, Грядущее царство

кинематографа неизбежно» - писал в то время А.Серафимович.

С большим успехом шли экранизации произведений русской классики:

«Гроза», «Бесприданница», «Обрыв», «Преступление и наказание», «Каширская

старина», в которых снимались замечательные драматические актеры: П.

Орленев, Р. Адельгейм, Л. Вивьен, В. Пашенная, Е. Рощина-Инсарова, Л.

Юренева, во «фрачных ролях»-король экрана В. Максимов. Понимая, что не все

еще совершенно в этом виде искусства, великий русский певец Ф. И. Шаляпин

(кстати, один из первых русских артистов, снимавшихся в кино) утверждал,

что кинематографу предстоит большое и славное будущее. Надо только очистить

его от пошлости и мишуры. К сожалению, последнее настолько превалировало на

экранах кинотеатров, что за ним порой трудно было рассмотреть ростки

положительного. Прозорливым оказался великий реформатор сцены К.

Станиславский, беспрепятственно позволявший актерам Московского

Художественного - М. Германовой, О. Гзовской, А. Санину, Е. Вахтангову, М.

Чехову, К. Хохлову - сниматься в кино. Предощутила прогрессивное развитие

кинематографа и Вера Холодная. Объективности ради надо сказать, что не

только творческие устремления двигали ею, когда она решилась попробовать

свои силы на кинофабрике «В. Г. Талдыкин и К°», что за Донским монастырем.

К дверям павильона ее привела еще и причина довольно прозаическая: желание

заработать. Семья Холодных испытывала материальные затруднения.

Оставшийся безвестным кинооператор, снимавший впервые будущую

«королеву» экрана, потратил тогда несколько метров пленки на то, чтобы

убедиться в ее фотогеничности. Но эта проба, увы, ничего не изменила в

судьбе Холодной. А тут еще вдобавок ко всему Германия объявила войну

России. Владимир Григорьевич Холодный был призван в армию, и материальное

положение семьи еще более ухудшилось. Казалось бы, когда загремели пушки,

музы должны были умолкнуть. Отечественный экран заполнили ура-

патриотические фильмы вроде «Козьмы Крючкова»-лихого казака, десятками

уничтожавшего немцев, да дешевые агитки, ратовавшие за войну. «Юной

дебютанткой В. В. Холодной при таких условиях никто не заинтересовался, и

кинематография едва не потеряла возможность возвести на престол будущую

свою «королеву»-писала спустя четыре года, в 1918-м, в специальном номере,

посвященном В. В. Холодной, «Кино-газета». Но первая неудача и

экстремальные условия, к счастью, не поколебали решения Веры Холодной:

мужественная женщина, предоставленная самой себе, вскоре появляется в

киноателье «Тимана и Рейнгардта», выпускавшем популярную серию фильмов под

названием «Русская золотая серия», которую снимали в основном Я. Протазанов

и В. Гардин. Последний работал в это время над фильмом «Анна Каренина». К

нему и обратилась Вера Васильевна с просьбой, чтоб тот ее снял.

Гардин включил Холодную в группу «гостей на балу», но Вера не

согласилась, она попросила дать какую-нибудь роль. Режиссер снял ее в

бессловесной роли красавицы итальянки-кормилицы маленькой дочери Анны. Это

Гардина ни к чему не обязывало. Он абсолютно был уверен в том, что из нее

ничего не выйдет. К такому же мнению пришел и глава кинофирмы Тиман. Тем не

менее первый шаг в кино Верой Холодной был сделан в одном из лучших фильмов

того времени, под руководством выдающегося мастера своего дела и в

окружении артистов МХТ. По воспоминаниям самого Гардина, видимо, не

уверенного до конца в своем и Тимана приговоре, он дал Холодной записку и

направил к Е.Ф. Бауэру-режиссеру и художнику фирмы «Ханжонков и К°». По

другой версии - Бауэр как-то сам увидел Холодную в клубе «Алатр» и

предложил ей сняться... Сама же артистка вспоминала: "Бывая в «Алатре», я

встретилась там с Н. Туркиным, который тогда служил у Ханжонкова, он

пригласил меня к Ханжонкову, где мне поручили роль в «Песни торжествующей

любви». Я не решалась сразу браться за такую серьезную роль, я боялась за

игру и за лицо, так как мне говорили, что экран часто искажает черты, но

меня убедили сначала попробовать, и я согласилась".

Весной 1915 года, снимаясь у Бауэра, она получила приглашение на роль

Елены в фильме «Дети Ванюшина» по пьесе С.А. Найденова, сценарий его же.

Фильм этот, снятый фирмой И. Н. Ермольева в спешке, из-за конкуренции, не

получился, хотя, по отзывам современников, был не так уж и плох. Тем не

менее его не рекламировали, а принявшие в нем участие актеры даже скрывали

свои имена, что, впрочем, было невозможно, так как роль Алеши исполнял уже

широко известный тогда Иван Мозжухин, а другие роли - тоже достаточно

популярные артисты. Роль Елены не привлекла внимание критики, впоследствии

Вера Холодная даже не включила эту работу в свою фильмографию. Памятным

осталось лишь то, что первый и единственный раз она снималась вместе с

Мозжухиным.

Решающую роль в том, что Вера Холодная пришла в царство кинематографа,

стала артисткой кино, сыграл выдающийся русский кинорежиссер и

профессиональный театральный художник Евгений Францевич Бауэр. Он первым

подметил и сразу оценил врожденную способность естественного поведения Веры

Холодной перед объективом, ту главную особенность, которой обладала и

боготворимая ею Аста Нильсен. Впоследствии киноведы разного толка, стремясь

принизить значение Холодной, писали, что она в фильме «Песнь торжествующей

любви» была всего лишь красивой натурщицей. Но в том-то и дело, что с

первой большой роли в кино артистка отличалась своей неповторимой

индивидуальностью. Мы почувствовали этот дар сразу, просматривая ленты с ее

участием спустя три четверти века после их выхода на экран.

«Вера Холодная не создавала - писал в 1917 году критик Веронин - она

оставалась сама собой, она жила жизнью, данной ей; любила любовью, какую

знало ее сердце; была во власти тех противоречивых и темных сил своей

женской природы, которыми тонкий далекий дьявол оделил ее от рождения. Она

оставалась олицетворением пассивного существа женщины, чувства, отражающего

веселые и жестокие забавы судьбы, женщины, очарование которой так же

неразложимо, как бесспорно»

В ателье А. А. Ханжонкова Бауэр был ведущим режиссером. Он-то и

предложил Холодной главную женскую роль в фильме «Песнь торжествующей

любви». Хотя фильм этот был снят раньше банальной ленты «Пламя неба», тем

не менее последний вышел на экран раньше-4 августа, а первый-22 августа.

Таким образом, зрители впервые по-настоящему познакомились с Верой Холодной

в фильме «Пламя неба»-типичной салонно-психологической драме тех лет,

построенной на классическом любовном «треугольнике». Несколько слов о

сюжете: профессор астрономии, вдовец Ронов, женится на своей ученице-

курсистке Тане. Вскоре из-за границы возвращается сын Ронова - Леонид.

Молодые люди страстно полюбили друг друга, но скрывают свои чувства.

Однажды на прогулке их застала гроза. Раскат грома заставил Таню от страха

броситься на грудь Леониду. Тут они в первый и последний раз поцеловались.

Молния ударила в сторожку лесника, где они укрывались от грозы, и убила их.

Таким образом высшие силы-«пламя неба»-покарали молодых людей за грехи.

Вряд ли есть смысл останавливаться на анализе этой киноподелки. Отметим

лишь, что Вера Холодная сразу же привлекла внимание зрителей и прессы.

Московский журнал «Сине-фоно» писал: «Можно - поздравить акционерное о-во

«А.А. Ханжонков» с привлечением к экрану такой крупной артистической силы,

как В. В. Холодная: богатство и разнообразие мимики, изящество жеста,

благородная сдержанность игры, какая-то спокойная, уверенная манера держать

себя перед аппаратом - всеми этими незаурядными достоинствами блеснула

артистка в кинопоэме «Пламя неба» ".

Еженедельник «Театральная газета»: «... в центральной женской роли г-

жа Холодная. Артистка чрезвычайно эффектна, аппарат ее не волнует, и, она

сохраняет хорошую скульптурную упругость жеста и движения...»'".

Газета «Вечерние известия»: «Шедшая вчера драма «Пламя неба» с

участием г-жи Холодной, г. Вырубова и г. Азагарова в главных ролях дала

театру полный сбор, и последний сеанс прошел с аншлагом».

Для наших дедов и прадедов, для молодежи тех лет Вера Холодная стала

идеалом женственности и красоты. Критика единодушно отмечала ее врожденный

артистизм, то особое качество, которое не поддается анализу и без которого

немыслим настоящий актер.

Но вернемся к «Песне торжествующей любви» - одному из лучших русских

дореволюционных фильмов, встреченному зрителем еще более восторженно, чем

первый. Надо отметить сразу: средневековый сюжет тургеневской новеллы Бауэр

перенес в свою эпоху. Главные действующие лица получили имена Елены,

Георгия и Евгения и облачились в костюмы текущего времени. Неизвестно, чем

руководствовался в данном случае Бауэр, возможно, стремлением приблизить

прошлое к настоящему, возможно, соображениями экономии -средневековые

костюмы и декорации обошлись бы фирме Ханжонкова значительно дороже...

В журнале «Кинема», под заголовком «Исключительный успех», читаем:

«...первый просмотр выпускаемых фабрикой акционерного общества «А.

Ханжонков и К°» боевых картин... «Песнь торжествующей любви» по повести И

.С. Тургенева с участием артиста Императорских театров В. А. Полонского,

артистки В. В. Холодной и артиста театра «Соловцов» О. И. Рунича прошел при

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать